Татьяна Домнина, преподаватель казахского и французского языков школы-гимназии №6 г. Астаны:
– Меня на съезде особенно тронули слова Главы нашего государства о роли казахского языка. Я приехала в Казахстан из России в 1998 году и начала изучать казахский с азов. Сегодня я не только говорю на нем, но и преподаю. И мне очень хочется, чтобы этот прекрасный язык все больше и больше находил своих поклонников среди всех народов республики. Я стремлюсь изучать не только традиции казахского народа, но и изучать литературу, учить стихи. И казахский мне преподавать интересно. Это язык нашего Президента, язык народа, об успехах которого знают во всем мире. Я уверена, недалеко то время, когда потребность знать государственный язык появится у каждого жителя нашей страны, а мы, педагоги, сделаем для этого все возможное.

Лиза Каримова, заместитель директора по учебной части школы № 141 Ауэзовского района г. Алматы, отличник образования:
– В школе я работаю больше 40 лет, участвовала в работе двух съездов, по обмену опытом была в Турции, где отмечена золотой медалью. Школа, как вы понимаете – моя судьба и жизнь. На съезде много говорилось о качестве работы учителя. Я с этим согласна, но ведь ее качество зависит не только от его подготовки, но и от престижности профессии, оплаты труда. Не решив этих проблем, нельзя надеяться на приток в школы талантливой молодежи, способной поднять преподавание на современный уровень.

Жанат Диасова, директор средней школы имени Абая села Бесагаш Жамбылского района Жамбылской области:
– Глава государства и педагогическое сообщество возлагают надежды на новую Госпрограмму и реформы, связанные с ней. Для нас это очень важный этап. Главное теперь – создавать такие условия, когда не учиться невозможно. И в первую очередь надо помочь молодым специалистам постичь азы педагогического труда. Дать им шанс в профессиональном становлении. А ответ на вопрос, почему молодежь не идет в школу, известен. Зарплата низкая. И очень хорошо, что не только плохие учебники, но моральное и материальное стимулирование учительского труда не остались без внимания Президента. Я полностью согласна со словами Нурсултана Абишевича из его мартовского Послания народу Казахстана, что конкуренто-
способность нации в первую очередь определяется уровнем образованности. А нам, педагогам, этот уровень надо неуклонно поднимать.

Альберт Рау, аким г. Лисаковска Костанайской области:
– Говоря о назревших проблемах в образовании, в первую очередь хотелось бы обратить внимание на необходимость модернизации. Сегодня качественное образование немыслимо без компьютерного оснащения. На съезде Президент страны очень остро поставил вопрос о подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. В Лисаковске мы добились стопроцентного трудоустройства выпускников. Не забываем и о сельских выпускниках. Приглашаем их, обустраиваем, обеспечиваем жильем, питанием. Я думаю, чтобы сохранить кадровый потенциал, надо менять подходы к профессионально-техническим школам. Но, готовя квалифицированных рабочих, мы не забываем и о предшколе – первой ступеньке к двенадцатилетнему обучению. В этом году в Лисаковске готовится к открытию пять детских садов. Отмечу, что дети из семей малоимущих посещают дошкольные учреждения бесплатно. Что касается средней школы, то здесь мы стремимся к тому, чтобы сокращалось число малокомплектных заведений, решалась проблема «качества» ученических мест. Судьба выпускников – это забота не только учителей, родителей, но и городских властей. А для того, чтобы важные моменты не были упущены, разработана стратегия развития Лисаковска до 2010 года, где в первую очередь сделана ставка на молодых.

Туякбай Рысбеков, ректор Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова, доктор исторических наук:
– Основные причины, сдерживающие развитие образования, в частности высшего и послевузовского, четко обозначены в Государственной программе, разработанной до 2010 года. В ряду тех проблем, которые требуют внимания – низкий уровень подготовки педагогических кадров, недостаточное материальное стимулирование этого труда, укрепление материально-технической базы учебных заведений. Вызывает тревогу и отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Нет и четко разработанных механизмов привлечения работодателей и других социальных партнеров к организации профессионального обучения и подготовке специалистов. Масштабные задачи, которые поставлены на съезде, по силам только грамотным и высококвалифи-
цированным профессионалам. А их подготовка, соответствующая мировым стандартам, и есть главная цель вузов.

Давыд Эзау, директор Алматинского колледжа новых технологий:
– Наш колледж готовит специалистов по ремонту и обслуживанию автотранспорта, электронной техники и модельеров-конструкторов на основе казахстанско-германского образовательного проекта. Ребята обучаются с использованием новейших информационных технологий: авторемонтники выявляют сбои в машинах с помощью компьютера, модельеры – конструируют одежду. Это ребят очень увлекает, им нравится учиться, и они уверены в завтрашнем дне. Нам всем памятно время кризиса в экономике, когда в стране были остановлены предприятия машиностроения и проведена так называемая оптимизация в образовании. Многие профессионально-технические училища были закрыты или поменяли профиль. Такое случилось практически повсеместно. Благо ситуация поменялась.

Абдумуталип Абжаппаров, ректор Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова, председатель Совета ректоров восточного региона республики, профессор:
– Съезд работников образования и науки – это оценка пройденного пути и конкретные задачи на будущее. Пути реформирования отрасли очень глубоко проанализировал в выступлении Глава государства. Наше образование должно обеспечить конкуренто-
способность страны в мировом сообществе. А стать таким оно может, если достигнем европейских стандартов. На мой взгляд, стремясь к ним, мы должны учитывать исторические и национальные особенности республики. Что касается такой проверки знаний, как ЕНТ, вне всякого сомнения, эта форма государственной оценки подготовки выпускника сможет повысить качественный состав первокурсников вуза.

Сергазы Адекенов, директор Института фитохимии:
– Первое, чтобы я хотел отметить, увеличение финансирования науки, что позволило привлечь к исследованиям молодых ученых. По сравнению с 2001-м годом сейчас финансовая поддержка возросла на 120 процентов. И что примечательно, в основу управления научно-технической сферой положен программно-целевой метод. Что это значит? Теперь из госбюджета финансируются научно-технические проекты, а не научные организации. Причем делается это на конкурсной основе.

Серик Искужиев, директор профлицея № 2 Атырау:
– Моя головная боль – зарплата мастеров. У нас работают профессионалы высокого класса, но есть опасность, что, если им не повысят зарплату, они уйдут на более выгодные места. Ситуацию надо менять. Что касается съезда, то работа его была очень плодотворной. Ответы на многие вопросы я нашел на заседании «круглого стола», который прошел в политехническом колледже столицы, который провела вице-министр образования и науки Куляш Шамшидинова, где мы обсудили новейшие технологии обучения. Теперь мне будет что рассказать своим коллегам.