Селения нового типа — «деревни»
Появляются селения нового типа — «деревни», село оттесняется на второй нлан^ сохраняя свое значение сельского поселения, где пребывают помещики, органы власти, церковь. А. И. Никитский, изучавший историю Новгородской земли, видел здесь господство «сел» и потому называет «села» новгородским типом сельского поселения; ему на смену пришла деревня — тип крестьянских селений московского времени.310 У Никитского, как мы видим, история сельских поселений — «села» и «деревни» — изменяется очень схематично, без необходимого глубокого уяснения этого процесса в зависимости от времени и места.
Основной материал источников — акты Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. - А. И. Никитским оставлен в стороне. Он не уяснил, что появлению деревень в Северо-Восточной Руси предшествовал период накопления земледельцами опыта но освоению лесов и огромный труд по превращению целинных лесных участков в нолевую пашенную землю. Внимательно читая новгородские документы — летописи и акты, — близко знакомясь с писцовыми книгами, А. И. Никитский все же уловил, что «деревня» пришла и Новгородскую землю с усилением связей с Москвой; он зорко подметил позднее появление здесь наименования «деревня» и вытеснение сел деревнями.
С возражением А. И. Никитскому но вопросу о смене сел деревнями выступил В. Н. Вернадский.311 Изучая материалы только о четырех южных погостах Обонежской пятины в сохранившихся отрывках писцовой книги, В. Н. Вернадский нашел, что все имеющиеся там селения— «деревни», и притом очень небольшие, с сельским хозяйством невысокого уровня, в которых малодоход-ность земледелия искупалась промыслами — охотой. Такие «деревни» не могли вытеснять сел, считает В. Н. Вернадский; он пишет, что «материал но Обонежским погостам опрокидывает схему А. И. Никитского. Деревня как тип крестьянского поселения не только преобладала, но была „исключительной" формой поселения в погостах Обонежья уже в новгородское время, и нет никаких намеков па то, чтобы ей предшествовали в Обонежье села».312
В этой части аргументации В. Н. Вернадского допущена серьезная ошибка. В. Н. Вернадский внимательно занимался этими Обонежекими погостами по материалам НПК,313 по пренебрег актовым материалом. Действительно, нет прямых указаний на существование сел в изученных В. Н. Вернадским погостах Обо-нежья в новгородское время, но их нет только потому, что об этих четырех погостах вообще нет иного материала, кроме как в писцовых книгах Обонежской пятины. Стоит только пошире ознакомиться с материалами по истории Обонежья, выйти за пределы упомянутых четырех погостов и привлечь шире материалы по Обонежской пятине, как станет совершенно ясным, что новгородские источники очень много говорят о селах в Новгородской земле (в частности, в Обонежской пятине) в XIII—XV вв. и, вопреки мнению В. Н. Вернадского, показывают, что до появления НПК наименование «деревня» здесь почти не встречалось. Об этом прямо свидетельствует проведенное нами сравнительное изучение рядной Федора Акинфова и соответствующих мест из НПК 1495—1505 гг.
Ошибочность утверждений В. Н. Вернадского хорошо видна и из новгородского актового материала, как он ни отрывочен. Проследим его. Откупная на суд в Обонежье знает там лишь «села»;314 в духовных Остафия Ананьевича и Федора Остафье-нича перечислены земельные владения в разных пятинах Новгородской земли — в Шенкурье и в Кокшеньге, в них указано на владение «селами», а не «деревнями». «А доколе сын мой иодро-стет, а дотоле ездит но моим селам брат мой Грнгорей», — записано в духовной Остафия Ананьевича;315 то же и в духовной новгородского посадника Ивана Лукинича, землевладельца Обонежской пятины.316 В разобранной нами рядной Федора Акинфовича указывается на владение им «селом Навещалци на Вишере» в Обонежской пятине. Указания именно на села, а не на деревни в Новгородской земле имеются в актах всех районов Новгородской земли, в том числе и в актах Обонежья.317 То, что деревня пришла на смену селу в изучаемое нами время и вытеснила села, в равной мере справедливо для Северо-Восточной Руси и для Новгородской земли.
Возражая А. И. Никитскому, В. Н. Вернадский вступает в решительное противоречие с показаниями документов. Одновременно с возражениями А. И. Никитскому В. Н. Вернадский проводит свое особое различие между деревней п селом как разными типами сельских поселений. Селения южных Обонежскпх погостов он выдает за типичные деревни (название «село» и не встречалось в Обонежье, утверждает он!) и сам этот район — типичный «деревенский» район. Произвольно избирая то, что оправдывает его точку зрения, В. Н. Вернадский выбрал в качестве типичного уже «сельского» района Врудский погост Вотской пятины. Взят район с крупными поселениями, за многими из которых и в НПК сохранилось старое название «село». Здесь, в Вруд-ском погосте, большая запашка, большие сенные покосы, высоко развитое земледелие, натуральный оброк взимается зерновыми и продукцией скотоводства. Денежная форма оброка не находит места. В. Н. Вернадский указывает на то, что и природные условия (почва, сенные луга) Врудского района таковы, что успешное развитие сельского хозяйства здесь естественно. Но главное, на что В. Н. Вернадский обращает внимание читателя, — это то, что «Врудский район—край больших сел: 88% его населения живет в селах или сельцах н только 12% в деревнях».318 В. Н. Вернадский ошибочно определяет время появления наименования «деревня» для сельских поселений Новгородской земли, он ошибается и в характеристике деревень. Актовый материал XIV—XV вв. Новгородской земли, дошедший в нескольких сотнях номеров, именовал сельские поселения лишь «селами».319 Название «деревня» в письменные источники принесено в Новгород составителями НПК. В. Н. Вернадский, ограничив свои наблюдения лишь несколькими (из многих сотен) погостами разных пятин, не уяснил истинного различия между селом и деревней, вкладывав шегоея и эти слова современниками и составителями НПК. По следним пришлось решать, за какими из новгородских сельских поселений следует оставить обычно употреблявшееся в новгородском актовом материале наименование «село», а какие следует считать и именовать деревнями. Селами в НПК поименованы более многолюдные сельские поселения; в селах преимущественно были центры владельческих хозяйств; название сел удержалось и за теми селениями, в которых была церковь и жил церковный причт. В таких селах были непашенные люди, занимавшиеся промыслами, ремесленники, торговые люди, здесь происходили и торги.320 Удержалось старое наименование и за некоторыми многолюдными селами.321 Как видим, среди огромного количества описанных в НПК поистине крестьянских земледельческих селений те, за которыми было оставлено старое наименование «сел», оказываются менее всего отвечающими характеру чисто земледельческих
Еще более ошибочна у В. Н. Вернадского характеристика деревни. Летописные записи и актовый материал Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. с достаточной определенностью показали свойства «деревень» как нового типа сельского поселения. Ясно очерчен чисто земледельческий характер деревень; комплекс материалов в актах XTV—XV вв. о деревнях, пустошах и починках, показывая преемственную связь между ними, убеждает, что основою деревень являлись именно тщательно разработанные пахотные угодья — поля: в починках это угодья в начальной стадии разработки, в деревнях они в полной силе и ими совместно с другими угодьями определялся облпк деревни, а в опустевших деревнях, в пустошах, это уже оставленное, но еще ценное пахотное угодье. Наличие полей, т. е. достаточных по размеру участков нолевой пашенной земли, регулярно обрабатываемой и постоянно используемой для посева зерновых хлебов и других хозяйственных растений, было обязательным признаком деревень. Паровое нашейное земледелие, с закреплением которого связывалось появление деревень, тесно увязывалось со скотоводством, а отсюда и наличие в каждой деревне, кроме полей, сенных угодий, выгонов для пастьбы скота и лесных угодий, естественных и обязательных в лесной стороне; они являлись признаками и тех деревень, какие мы знаем но актам XIV—XV вв. Северо-Восточной Русп; такой же выступает и новгородская деревня в НПК.
Актовый материал XIV—XV вв., представляющий преимущественно сделки между землевладельцами по земельным вопросам, по своему характеру таков, что в нем напрасно искать сведений о земледельческих крестьянских хозяйствах, а значит — и достаточно полных сведений о деревнях. Писцовые же книги Новгородской земли развертывают этот материал о деревнях в конкретных, ясных указаниях на трехполье, на размер посева зерновых хлебов в каждой деревне, на размер сенных покосов и т. п. Изучающий НПК находит такие данные о многих десятках тысяч деревень, описанных в этих документах, именно о всех, без единого пропуска.322 Рядом можно встретить сведения и о пустошах — запустевших деревнях, — обычно сопровождаемые пояснением о том, как используются имеющиеся в них пахотные земли; указаны и починки, в которых еще нет настоящей пашни и потому они еще не деревни. Облик деревни, вырисовывавшийся перед нами в глухих, отрывочных данных актового материала Северо-восточной Руси, конкретно показан здесь в писцовых книгах Новгородской земли; подан в массовом цифровом материале о всех сторонах хозяйственной жизни деревень рядом с именами их создателей и хозяев — земледельцев-крестьян. Деревня выступает перед нами как комплекс крестьянских земледельческих хозяйств с освоенными и разработанными земельными угодьями. Труд земледельцев - крестьянских семей, живших во дворах, которые составляют деревню, — является основой каждой деревни: их трудом созданы эти деревни, их трудовой деятельностью наполнялась всегда жизнь деревни, ею определяется и облик этих сельских поселений.
В Новгородской земле в те же ХШ-XV вв. в связи с развитием земледелия шло освоение лесных массивов под нолевое на-игенное земледелие, происходило строительство сельских поселений— деревень, точно таких же, как и в Северо-Восточной Руси. НПК подвели итог этой созидательной трудовой деятельности земледельцев-крестьян Новгородской земли.
Материал о сельскохозяйственном производстве особенно скуден в XIV —XV вв. Прямых высказываний о нем совершенно нет. Успехи в развитии сельского хозяйства и переход к нолевому пашенному земледелию внесли важные перемены в быт земледельце» лесной полосы Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Появление полей вместе с другими сельскохозяйственными угодьями изменило облик земледельческих селений–возникли «деревни». В условиях скудости сведений о сельском хозяйстве материал о деревнях, о пустошах и починках в актах XIV—XV вн. служит косвенным, но убедительным свидетельством о широком повсеместном распространении полевого пашенного земледелия (паровой системы) в Северо-Восточной Руси в это время.