В минувшую среду на пленарном заседании Мажилиса депутаты рассматривали в первом чтении концептуальные положения проекта Земельного кодекса в целом и решали судьбу института частной собственности на земли сельхозназначения в частности. О важности вынесенных на обсуждение вопросов говорит тот факт, что позицию Правительства - разработчика законопроекта - перед народными избранниками пришел защищать не председатель Агентства по земельным ресурсам, как это было запланировано в повестке дня, а лично глава сельскохозяйственного ведомства - он же вице-Премьер - Ахметжан Есимов.
Тому, что на рассмотрение пленарного заседания удалось вынести вопрос о введении частной собственности на землю, предшествовала большая, кропотливая, местами довольно нервная работа. Всего в создании документа было задействовано более 70-ти человек, из которых одну треть составили депутаты. Несмотря на интенсивность проводимых заседаний в рабочей группе, понадобилось более трех месяцев, чтобы согласовать и вынести главные положения проекта Земельного кодекса на обсуждение всей палаты. Почему так произошло?
Приняв решение вести подготовительную работу сразу в двух комитетах - по аграрным вопросам и по экономической реформе и региональному развитию - Мажилис сам себя поставил в трудное положение: уж очень расходились между собой точки зрения 'аграриев' и 'экономистов' по принципиальным положениям проекта закона. Понятно, что документ этот - значимый, можно сказать, судьбоносный, чем, видимо, и было продиктовано желание депутатов 'навалиться' на него силами сразу двух групп. Но, как показали дальнейшие события, права оказалась древняя казахская мудрость - 'Не варите в одном казане две головы барана'. А три месяца на 'перетягивание каната' - слишком высокая временная цена для документа, от рассмотрения которого зависит не только исполнение государственной трехлетней программы по поддержке села, но и вообще судьба аула в целом.
Суть принятого рабочей группой решения заключалась в следующем: вынести на рассмотрение пленарного заседания саму идею введения института частной собственности на землю. И если она получит поддержку у большинства депутатов, то в дальнейшем, в ходе первого чтения, рассмотреть наиболее ключевые положения законопроекта, которые требуют более тщательного изучения и поиска компромисса с Правительством. То есть на повестку дня автоматически вышли бы вопросы, касающиеся стоимости земли и льгот при продаже, определение размеров площадей и идея временного сохранения субаренды.
|