|
|
|
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ |
|
РАЗМЕРЫ ПЛАТЕЖЕЙ ОПРЕДЕЛЕНЫ,
надо только их грамотно применить |
Продолжая начатый «АК» цикл выступлений специалистов Агентства РК по управлению земельными ресурсами, разъясняющих основные положения Земельного кодекса, сегодня его председатель Бахыт Оспанов рассказывает о нормах только что принятого Правительством РК Постановления «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков».
– В первую очередь, скажу о том, что документ принят в соответствии со статьей 10 нового Земельного закона. В Постановлении обозначены вопросы, регулирующие земельные платежи (кроме земельного налога). Для этого в документе утверждены такие важнейшие моменты, как:
– базовые ставки платы за земельные участки, продаваемые государством в частную собственность;
– размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные на праве временного землепользования на условиях аренды;
– размер платы за выкуп права аренды земельным участком.
Рассмотрим эти основные моменты каждый в отдельности.
|
1. Базовые ставки платы за земельные участки,
продаваемые государством в частную собственность |
Согласно ст. 9 и 50 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности в частную собственность, производится на платной основе, за исключением случаев, когда земля предоставляется в собственность на безвозмездной основе гражданам Республики Казахстан:
– для ведения личного подсобного хозяйства (только в сельской местности) – 0,25 га на неорошаемых и 0,15– на орошаемых землях;
– для индивидуального жилищного строительства – 0,10 га на землях населенных пунктов (городов, поселков, аулов сел и других);
– для садоводства и дачного строительства – 0,12 га.
Базовая ставка платы – это нормативная цена земельного участка, которая устанавливается государством в отношении тех наделов, которые могут находиться в частной собственности.
Оценочная стоимость (кадастровая стоимость) земельного участка, продаваемого в частную собственность, определяется путем применения к базовым ставкам поправочных коэффициентов (повышающих или понижающих). Оценочную стоимость земельного участка, продаваемого государством в частную собственность, осуществляют территориальные органы по управлению земельными ресурсами.
Базовые ставки, приведенные в приложении №1 (см. на стр.7 «Нормативная база»), применяются в отношении земельных участков, предоставляемых государством в частную собственность под застройку, или застроенные зданиями и их комплексами в пределах территории населенных пунктов, в расчете на один квадратный метр.
По таким же участкам, но зданиями, расположенными за пределами земель населенных пунктов, оценочная стоимость определяется, исходя из размера десяти процентов от базовых ставок платы за земельные участки, предназначенные для указанных целей в городах областного значения. Кроме того, указанные базовые ставки также применяются при превышении размеров земельного участка сверх установленных норм бесплатной передачи (для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного строительства). При этом оценочная стоимость таких площадей (превышающей части) определяется исходя из базовых ставок платы за земельные участки сельских населенных пунктов, наиболее близко расположенных к оцениваемым участкам.
При определении оценочной стоимости в вышеуказанных случаях применяются поправочные коэффициенты за удаленность этих участков от центров сферы обслуживания в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 11 Земельного кодекса. Поправочные коэффициенты для земель населенных пунктов и границы ценовых зон утверждаются решением представительного местного органа по предложению исполнительных местных органов. При этом предельный (максимальный) размер повышающего или понижающего коэффициента не должен превышать двукратный размер базовых ставок платы за землю, установленных настоящим Постановлением (см. приложение №1).
Базовые ставки платы за земельные участки при их продаже в частную собственность для сельскохозяйственных целей (приложение № 2 к Постановлению) установлены в разрезе областей в зависимости от вида угодий (пашни, сенокосы, пастбища), типов и подтипов почв, в расчете на один гектар. Качественное состояние участка устанавливается на основании земельно-кадастровых карт, материалов почвенного, геоботанического, почвенно-мелиоративного и других изысканий, связанных с землеустройством.
Поправочные коэффициенты к базовым ставкам в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения установлены в статье 11 Земельного кодекса и учитывают следующие показатели:
– мелиоративное состояние земель;
– уклон поверхности;
– обводненность;
– местоположение земельного участка по отношению к хозяйственному центру;
– удаленность участка от центров обслуживания в зависимости от качества дорог.
Общий размер повышения или понижения оценочной стоимости участка сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства не должен превышать пятидесяти процентов от базовых ставок платы за землю, установленных настоящим Постановлением (приложение №2).
Подчеркну, что граждане республики, а также негосударственные юридические лица имеют право на земельные наделы сельскохозяйственного назначения на праве временного пользования, а выкуп этих земельных участков в частную собственность осуществляется на добровольной основе по желанию самих хозяев.
Нормы Кодекса запрещают исполнительным местным органам изъятие земельных участков у землепользователей под предлогом продажи их в частную собственность. Таким образом, утверждение базовых ставок платы позволяет определить оценочную стоимость земельного участка, продаваемого государством в частную собственность, а также дает возможность физическим и негосударственным юридическим лицам приобретать землю в свою недвижимость.
|
2. Арендная плата за участки |
В соответствии с земельным и налоговым законодательством, за земельные участки, предоставленные на праве временного возмездного пользования (аренды), взимается плата в виде ежегодной арендной платы. Размер ее составляет 100-120% от ставок земельного налога. Конкретный размер определяется исполнительными местными органами при предоставлении земельного участка в аренду. При этом минимальный размер арендной платы устанавливается не ниже размеров ставок земельного налога. Арендаторы при этом освобождаются от уплаты земельного налога.
|
3. Плата за выкуп права аренды |
Размер платы за право временного возмездного землепользования (арендная плата) и плата за выкуп права аренды – это разные понятия. Арендная плата – это ежегодная плата за пользование земельным участком, предоставленным государством на праве временного возмездного землепользования (аренды). Плата за выкуп права аренды – это единовременная плата, которая дает право арендатору совершать гражданско-правовые сделки (продажа, дарение, мена и т.д.) с земельным участком в пределах срока аренды.
Выкуп права аренды не освобождает арендаторов от уплаты ежегодной арендной платы за пользование земельными участками. Выкуп права аренды осуществляется по желанию арендатора. И потом: выкуп права аренды не допускается в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных на праве временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства.
|
(Продолжение темы см. на стр. 7) |
|
|
|
НОУ-ХАУ |
КОНОПЛЯ:
зло во благо? |
Проект «Переработка конопли в Казахстане» стал первым шагом к созданию в республике собственной конопляной промышленности.
По мнению специалистов, многие из доступных методов борьбы с природными наркосодержащими растениями – опрыскивание гербицидами, сжигание – могут вывести почву из строя минимум, как на два столетия. Трудно здесь не согласиться с Чингизом Айтматовым, сказавшим в «Плахе» устами одного из своих героев, что губить природу ради борьбы с наркоманией – это палка о двух концах. Как бы то ни было, а в этой ситуации нужны избирательные и действенные подходы. На первый план пока выступает засевание «диких» конопляных площадей окультуренными видами этого растения. Причем ученые добились немалых успехов в выведении сортов конопли, содержащих минимальное количество наркотических веществ. Но задача стоит стратегическая – культурная конопля не должна содержать их вовсе. К тому же она должна сохранить все свойства своего «нехорошего» сородича – быть неприхотливой к засухе, холоду, расти везде, где можно расти: на склонах гор, на открытых местах, вдоль дорог. Ее заросли должны быть такими же густыми и труднопроходимыми, как и у дикого сородича. Только в этом случае, указывают специалисты, можно рассчитывать на угнетение, а в последующем и на полное изживание злостных видов наркосодержащей конопли из традиционной среды ее обитания. Кстати сказать, подобная конопля-флакс уже произрастает в Европе и Китае. И довольно успешно «работает». Плантации ее дают стабильное сырье для текстильной промышленности. Но вся беда в том, что эти сорта не приспособлены к условиям нашего климата: «европейка», например, в 90 случаях из 100 у нас не приживается. Правда, форсировать затею с коноплей должно прошлогоднее – от 11 января 2002 года распоряжение Правительства, обязывающее компетентные органы исследовать возможности применения южно-казахстанской дикой конопли в промышленных целях. Реализация проекта «Переработка конопли в Казахстане» уже началась и в ближайшее время планируется завершить изыскания стоимостью в 80 миллионов долларов. Срок освоения этих инвестиций довольно сжатый – 8-9 месяцев.
У нашей дикой конопли (по сравнению с окультуренной) очень хорошее качество волокон, и потому казахстанская сторона придерживается мнения использовать ее пока только в качестве промышленного сырья. Но это не значит, что будут «отпущены вожжи» в нашей традиционной борьбе с наркобизнесом. Напротив, сбор и транспортировка природной конопли будут осуществляться под строгим контролем в обусловленное технологией время, а наркосодержащие части растения будут немедленно уничтожаться. Все это, естественно, потребует соответствующих изменений в законодательстве. В ходе реализации проекта начнется сбор травы с площади 5 тысяч гектаров. Это количество эквивалентно 10 тыс. тонн волокна, 20 тыс. тонн легкой древесины, 1 тыс. тонн ценнейшего конопляного масла. Сбор урожая предполагается производить с помощью модифицированных комбайнов, которые могут быть использованы для уборки и других полевых культур. Для отделения фракции от волокон будет построена специализированная технологическая линия. Уже на второй год после начала реализации проекта планируется на юге республики пустить на полную мощность фабрику по производству изоляционных материалов. Одновременно будет построен плиточный завод. Из конопляного волокна предполагается производить пряжу, ничем не уступающую хлопчатобумажной. Кстати, такое волокно пользуется большим спросом у наших стратегических партнеров – России и Китая, что сулит Казахстану определенные экономические выгоды.
|
Турар ЖАЛМУХАМЕД,
Алматинская обл. |
|
|
|
Ведущая страницы Дина НУРСАПАРОВА |
|
|
|