ГАЗЕТА
№ 36 (89)
10-13.09.2004
  Первая страница
  Подробности
  АИСТ-обзор
  Социум
  Выборы-2004
  Экономика
  АИСТ-анализ
  АИСТ-очаг
  АИСТ-маркетинг
  
  Спортплощадка
  Глобус
  На досуге
  Всем обо всем
  На мировом рынке


  РАЗНОЕ
  Архив
  Обратная связь
  ВМЕСТЕ С НАМИ
  ВАЛЮТА, ПОГОДА

Kazakhstan Financial Market



Вся погода
  АИСТ - маркетинг  

ПРОДОВОЛЬСТВИЕ В УДОВОЛЬСТВИЕ

   Возросший спрос на товары казахстанских производителей отмечен в первую очередь на продукты. Последний анализ потребительской корзины, проведенный экспертами Центра аналитических и маркетинговых исследований АО «Казагромаркетинг», подтвердил динамику успешного присутствия отечественных марок на рынках республики. И очень в этой связи символично, что избирательный блок АИСТ большое внимание уделяет импортозамещению. А путь к нему он видит в развитии перерабатывающей отрасли, особенно сельхозпродукции.

   В перечень ассортимента, подвергшийся исследованию, вошли: подсолнечное масло, вареные колбасы, томатная паста, сливочное масло, маргарин, майонез, сгущенное молоко, сыры и конфеты. Итак, структура потребительского рынка по подсолнечному маслу выглядит следующим образом. На первом месте масло «Шедевр». Среди опрошенных 41% потребляет именно эту марку. Нерафинированное масло отечественных линий – «Иртыш» и «Кайнар» – покупают 22% респондентов, а российские – «Олейну» и «Идеал» – предпочитает 37% казахстанских покупателей. В разрезе же городов 70% астанчан прибегают именно к этим маркам, а в Кокшетау и Кызылорде более 90% населения покупают казахстанский «Шедевр».

   Покупательские предпочтения по томатной пасте складываются вокруг пасты «Цинказ» (совместное китайско-казахстанское производство). Ее берут 57%. Томатную пасту российского производства «Балтимор» и «Дядя Ваня» на рынке покупают 31% респондентов.

   Причем 60-80% опрошенного населения в Семипалатинске, Актобе, Павлодаре, Кокшетау, Костанае, Уральске и Талдыкоргане предпочитают томатную пасту «Цинказ», а 40% кызылординцев, астанчан, шимкентцев, таразцев и петропавловцев – российский «Балтимор».

   По кондитерским изделиям на долю казахстанских производителей приходится 77%. Это конфеты фабрик «Рахат», «Баян-Сулу» и «Конфеты Караганды». Их сладости привлекают казахстанцев вкусовыми качествами и разнообразием. И все же 21% от общего числа опрошенных отдают предпочтение российским конфетам, а 1% сладкоежек покупают продукцию украинских производителей.

   Увеличившийся ассортимент майонеза отечественного производства заметно сказался на его спросе. Так, доля отечественного майонеза «3 желания» обозначилась в 38%, «Арома» – в 11, разливной майонез карагандинских фабрик – в 12%. Судя по объемам продаж омского майонеза «Провансаль», его производители работают на 29% наших хозяек.

   В Кокшетау, Кызылорде, Семипалатинске, Петропавловске и Таразе более 50% опрошенных покупают майонез «3 желания», а 80% астанчан – «Провансаль».

   Структура потребительского рынка по маргарину выглядит так: 55% среди опрошенных потребляют отечественный продукт. Наибольшим спросом пользуются «3 желания», «Маслодел». Вместе с тем на рынке еще сильны позиции российского маргарина «Мария», «Хозяюшка» и «Выпечка» – 34%. Что касается сгущенного молока, то в этих рядах 61,8% респондентов предпочитают покупать российский продукт. Казахстанская сгущенка по уровню спроса занимает второе место (35,7%), после российских – «Шадринское», «Омское» и «Уфимское». Лидирующей же маркой товара отечественных производителей является пока «Маслодел». В разрезе городов 90% кокчетавцев и 85% семипалатинцев отдают предпочтение все-таки российскому продукту. Причем самый высокий спрос (100 %) на него зафиксирован в Уральске, но в то же время в Павлодаре более 85% населения предпочитают покупать сгущенку алматинских и петропавловских производителей.


   Потребительский рынок сыра «работает» в пользу привозного. Отечественные сыры «Сулугуни», «Брынза», «Костромской», «Ленгерский» завоевали 35% предпочтения. Российские – «Голландский», «Костромской», «Российский» – 51. На долю сортов сыра германского производства приходится 13%. Наибольший спрос на сыры отечественного производства отмечен в Таразе (75% от числа опрошенных) и Талдыкоргане (60%). На российскую продукцию наибольший спрос (100%) отмечен в Актау и Уральске, а в Кокшетау и Кызылорде он составил (75%). В Астане наибольшим просом пользуется немецкий сыр (55%). Доля спроса на казахстанский сыр в столице составила всего лишь 10%.

   Изучение спроса на потребительском рынке сливочного масла «Крестьянское» показало, что стабильно продается отечественное. Его доля на рынке составляет 74%. За ним следует сливочное масло российских производителей – 24%. Анкетирование показало, что 75% опрошенных астанчан предпочитают наше сливочное масло. Таковы же предпочтения в Кокшетау, Семипалатинске и Петропавловске – соответственно 95% и 90, 90. Жители Караганды, Костаная и Павлодара покупают только казахстанское сливочное масло, в то же время 75% опрошенных жителей Актау потребляют в основном российское.

   Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке вареной колбасы: 68,2% опрошенных казахстанцев покупают ее отечественного производства. Доля спроса на российскую составляет 30,7%.

   Из этой таблицы видно, что жители Костаная потребляют только казахстанскую вареную колбасу. В Караганде, Павлодаре и Петропавловске доля отечественной «варенки» составляет 90-95%. В Кокшетау, Кызылорде, Талдыкоргане, Таразе и Шымкенте спрос на свою вареную колбасу колеблется в пределах 60-75%. А вот в городах Актау и Уральске 100% опрошенных респондентов покупают российскую.

   Исследование, кроме того, показало, что отечественные продукты питания дешевле аналогичных продуктов российского производства на 5-20 тенге почти во всех областных центрах, за исключением городов западного региона. В Уральске, Актау, Актобе российские продукты, наоборот, дешевле казахстанских. Неконкурентоспособность наших брендов на рынке западного региона по цене объясняется близким расположением крупных российских городов с развитой сетью перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий. Наши цены также входят в число основных причин экспансии ввозных продуктов в западном регионе республики.


Ведущая страницы Дина НУРСАПАРОВА


               

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию 
Написать вебмастеру 
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»