ГАЗЕТА
№ 40 (93)
08-14.10.2004
  Первая страница
  Подробности
  Политика
  Педсовет
  Глубинка
  МолодStar
  Экономика
  Агромаркетинг
  Глобус
  Выборы-2004
  
  Спортплощадка
  На досуге
  Всем обо всем
  Новости индустрии


  РАЗНОЕ
  Архив
  Обратная связь
  ВМЕСТЕ С НАМИ
  ВАЛЮТА, ПОГОДА

Kazakhstan Financial Market



Вся погода
  ЭКОНОМИКА  

Партнёрство

ЗЕРНОВАЯ РАСПИСКА - ВАЛЮТА НАДЕЖНАЯ

   Прошел год со времени внедрения на казахстанском рынке системы гарантирования зерновых расписок. Как же прижился этот финансовый инструмент в отечественных биржевых технологиях, насколько дееспособным оказался механизм его применения на практике? Об этом и другом наш корреспондент беседует с председателем правления АО «Фонд гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам» Сагындыком Нурахановым.

   Действенность механизма зерновой расписки, как финансового инструмента, проявился, прежде всего, в его залоговых возможностях. Если в 2002 году банками второго уровня выдано 450 миллионов кредитных средств, то в прошлом – субсидирование сельхозпроизводителя – держателя зерновой расписки – достигло трех с лишним миллиардов тенге. Особенно продуктивной оказалась специальная программа, финансовую поддержку которой обеспечил ЕБРР. В рамках партнерских договоренностей, по линии этого института выдано около 93 миллионов тенге кредитов. Такая активность банка, в первую очередь, вызвана наличием одного из важнейших условий сотрудничества – участием государства, как гаранта нового для нас механизма обращения зерна. Сейчас банки работают не только с крупными компаниями с состоявшейся кредитной историей, но и мелкими сельхозформированиями. Прогнозы экспертов в отношении того, что развитие рынка зерновых расписок повлечет за собой значительное увеличение объемов субсидирования, подтверждаются на практике. И в не меньшей степени, это связано с упрощением процедуры выдачи займов, их доступностью и залоговой обеспеченностью.

   – В успешном становлении фонда, конечно же, сыграла большую роль разъяснительная работа. Что далось особенно нелегко на пути к партнеру?

   – Прежде всего, это дойти до наших главных партнеров – рядовых сельхозпроизводителей. Здесь пришлось столкнуться с психологическим барьером, вызванным недоверием как ко всякому новшеству. Мы побывали во всех регионах республики, говорили с жителями самых отдаленных районов. В беседах старались раскрыть возможности цивилизованных подходов, успешно апробированных в западных странах. Судя по тому, что сейчас под «крышей» фонда работает 15 хлебных приемных пунктов, обеспечивающих качественное хранение зерна, нам удалось сдвинуть «воз» с места.

   – Коль скоро вы вышли на столь тесное сотрудничество с хлебоприемными предприятиями, возникала ли нужда в исполнении взятых обязательств? Пришлось ли компенсировать недостатки хранителей зерна?

   – Сегодня мы располагаем элеваторной емкостью в более чем 1,5 миллиона тонн зерна. Благодаря тому, что мы неукоснительно соблюдаем требования, предъявляемые специальным перечнем, нашими партнерами стали только финансово стабильные, располагающие техническим оснащением и соответствующей материальной базой хлебные базы.

   К элеваторам – участникам системы гарантирования зерновых расписок – у рядовых сельхозпроизводителей интерес сейчас особый. Вот буквально на днях позвонили из Восточного Казахстана, просят принять заявления о приеме их элеваторов в наш фонд. И все потому, что собственники намерены доверить свои объемы надежным партнерам – участникам системы гарантирования. Оно и понятно: ведь статус элеватора, как надежного хранителя зерна, сразу возрастает. Повышается и экономический эффект: чем больше клиентов – тем выше доходы. А в общем-то это нормально, все большее число хлебоприемных предприятий республики тяготеет к «членству» в нашем фонде.

   – А между тем в нормах действующего Закона «О зерне» предполагается возможность образования негосударственных фондов гарантирования.

   – И это правильно. Зачем загонять предприятия в одну структуру? Ведь здесь очень важно обеспечить конкурентную среду, которая, в свою очередь, становится «залогом» качества услуг. Кроме того, элеватор может и не становиться участником фонда, а может просто застраховать свою гражданско-правовую ответственность. К кому придет держатель зерновой расписки – это решать ему. Главное в том, что кому бы ни доверил свое зерно собственник – оно должно храниться качественно.

   – Какие же меры для этого принимаются вашим фондом?

   – Прежде всего, превентивные. Наши специалисты – частые гости на хлебных базах. Они интересуются вопросами хранения и доработки зерна, вносят предложения по улучшению технологии и организации работ, повышению качества услуг. Сами предприятия также предоставляют в фонд соответствующие отчеты о состоянии дел. То, что на наших хлебных базах не случилось недостач, хищений или порчи доверенного зерна, еще раз доказывает эффективность действующей системы гарантирования зерновых расписок.

   – На недавней Международной конференции в Болгарии, инициированной ЮСАИД при участии ЕБРР и Раба-банка (Голландия), казахстанская модель обращения зерновой расписки получила высокую оценку зарубежных экспертов...

   – Наша система гарантирования признана по итогам конференции лучшей среди стран Содружества и Восточной Европы. Прежде всего, отмечался уровень заинтересованности самого государства в развитии аграрного сектора экономики. Не менее важным, по мнению участников конференции, является и нынешняя правовая база. Законы и подзаконные акты, принятые в рамках той же Агропродовольственной программы и Госпрограммы развития сельских территорий, обеспечивают благоприятный инвестиционный климат, поддерживают инициативу и возможности агробизнеса. Именно его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках позволят сельскохозяйственному сектору стать мощной составляющей отечественной экономики.

Дина НУРСАПАРОВА


Семья и рынок

Место для мастера

   В торговом центре «Жетысу», недавно открывшемся в Сарканде, уже нет свободных площадей. Местные арендаторы сразу начали активно обустраивать свои «уголки» под его крышей.

   Одно из самых бойких мест в «Жетысу» занимает маленький швейный цех саркандской мастерицы Ольги Настековой. Когда закрылось ателье, где портниха проработала более двух десятков лет, она растерялась. Потом, правда, взяла себя в руки и решила на дому обшивать своих соседей и знакомых. Получалось вроде неплохо, люди шили у мастерицы с удовольствием. А тут и торговый центр построили на месте заброшенного здания. Начинающая предпринимательница стала работать под новой крышей.

   – Народу сюда приходит много, – говорит Ольга. – Видя, что занимаюсь ремонтом и подгонкой одежды, с обновками бегут сюда. За вычетом платы за аренду, все заработанное остается мне.

   В торговом центре «Жетысу», где работает Ольга Настекова, около пятидесяти торговых мест и все они заняты. Среди арендаторов и недавно взявшаяся за свое дело предпринимательница Сауле Арынова. По ее словам, с открытием торгового центра ее бизнес пошел лучше. Но более всего людей радует, что зимой теперь не придется стоять на холоде – в торговом центре проведено отопление. Есть своя гостиница, столовая, небольшая аптека. Когда все под рукой, и работа любая спорится.

Кабдрахман НАУРЫЗБАЕВ,
Алматинская обл.


Алло, монополист слушает

   Новый Закон «О связи», вышедший в июле текущего года, еще не стал поводом к бурному всплеску конкуренции на отечественном рынке телекоммуникаций. Согласно его нормам конкурентная среда лишит главного монополиста – «Казахтелеком» – эксклюзивных прав на предоставление междугородной и международной связи. Ограничится и присутствие иностранных компаний. Но самое главное, тарифы будут соответствовать затратам, а это значит, что абонентская плата повысится, звонки же внутри Казахстана и зарубеж, напротив, станут дешевле.

   Сейчас тарифы устанавливаются еще по дедовскому способу перекрестного субсидирования. Оператор восстанавливает убытки местной, внутригородской связи за счет умопомрачительных цен на разговоры с ближним и дальним зарубежьем. Однако такое нахлебничество не выдерживают долго даже компании с тугими кошельками. «Казахтелеком» уже пообещал снизить на треть тарифы на международную связь. Правда, о том, насколько повысится абонплата, пока не говорится. Единственное утешение, что на селе расценки останутся прежними.

   Вполне понятно, что любая компания стремиться зарабатывать деньги в городе, где платежеспособность населения гораздо выше. Поэтому в качестве приманки-компенсации для операторов связи, работающих в сельской местности, выступят государственные средства. В нынешнем году это 2,5 миллиарда тенге.

   Агентство по информации и связи (АИС) предусмотрело и адресную помощь для малообеспеченных граждан. Говоря официальным языком, «социально уязвимые слои населения» будут получать дополнения к жилищным пособиям. Для этого в бюджете только на текущий год заложено почти 950 миллионов тенге.

   Сторонние операторы ждали выхода нового закона только потому, что смогут легально предоставлять своим клиентам услуги «межгорода». За долгие годы монополии «Казахтелеком» оплел сетями телекоммуникаций всю республику. В его руках такие козыри, как телефонная канализация и Национальная информационная супермагистраль, благодаря которой мы можем позвонить в любую точку мира. Все это богатство так и останется во владении нацоператора (поскольку построено на его деньги), и соперничать с ним будет ох, как нелегко. Поэтому альтернативным операторам АИС планирует выдавать лицензии и радиочастоты для доступа к каждому абоненту.

   – Это очень правильная позиция – дать право предоставлять услуги по международной связи нескольким компаниям, потому что конкуренция улучшает качество и балансирует цены, – считает коммерческий директор филиала ОАО «КazTransCom» в Астане Аскар Абдиров. – Все устали от монополии. Мы все-таки надеемся, что реальная либерализация восторжествует.

   Как мы видим, на начальном этапе бурного всплеска конкуренции не произошло. «Казахтелеком» даже прогнозирует падение доходов, как это было с немецким, французским и другими нацоператорами после демонополизации. Зато теперь в этих странах успешно развиваются конкурирующие компании, благодаря чему, кстати, позвонить из Нюрнберга в Астану в несколько раз дешевле, чем наоборот. Так что о либерализации рынка мы уже наслышаны.

Елена ПАК


Ведущая страницы Дина МУРЗАГАЛИЕВА


               

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию 
Написать вебмастеру 
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»