Уходящий год в политической жизни страны был богат на события, многие из которых, безусловно, войдут очередной строкой в новейшую историю независимого Казахстана. Сегодня мы остановимся на наиболее значимых из них, во многом определяющих не только внутриполитическую обстановку в стране, но роль и место Казахстана в современном мире.
Уходящий год в политической жизни страны был богат на политические события, многие из которых, безусловно, войдут очередной строкой в новейшую историю независимого Казахстана. Сегодня мы остановимся лишь на наиболее значимых из них и попытаемся спрогнозировать их роль в будущем.
Начало политического года было довольно бурным. Группа молодых членов Правительства, входящих в так называемое реформаторское крыло, объявила о своем несогласии с экономическим курсом премьер-министра. Этот политический демарш стал причиной правительственного кризиса, который закончился отставкой кабинета Касымжомарта Токаева и приходом в премьерское кресло Имангали Тасмагамбетова. Выступая на январском республиканском совещании акимов всех уровней, Глава государства детально проанализировал внутреннюю политическую ситуацию в стране и подверг аргументированной критике заявления и действия некоторых новоявленных оппозиционеров. Кстати, именно на этом совещании Президент впервые заговорил о необходимости проведения земельной реформы, которая строилась бы на частной основе.
Как только в конце января завершилось формирование Правительства, министр обороны Мухтар Алтынбаев и вице-министр иностранных дел Ерлан Идрисов практически одновременно заговорили о возможности отправки казахстанских миротворцев в Афганистан, где практически подходила к своему завершению международная антитеррористическая операция по свержению власти талибов. Однако, против участия Казбата в военных действиях в этой стране дружно выступили депутаты Парламента. Молодой Кабинет министров не рискнул идти против народных избранников, и идея об участии казахстанских миротворцев исчезла с повестки дня так же неожиданно, как и появилась.
Спустя месяц, 25 февраля премьер И. Тасмагамбетов появился перед депутатами с более приятной миссией. Он озвучил программу действий Правительства на три ближайших года. Ключевой задачей нового кабинета был обозначен рост уровня жизни населения на основе обеспечения качественного социально-экономического роста. Иными словами, впервые за годы становления независимого Казахстана было объявлено о социальной ориентированности правительственной программы: отныне не общество работает на подъем экономики, а экономика на подъем жизненного уровня людей.
С началом военных действий в Афганистане усилилось влияние международных террористических организаций на политическую ситуацию в странах Центральной Азии. Поэтому, вполне логичным стало подписание в конце февраля главами четырех государств - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - Договора о создании новой международной организации – Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС). Примерно в это же время, лидеры стран СНГ, встретившись в неформальной обстановке на горной базе Чимбулак под Алматы и вдоволь накатавшись на лыжах, в очередной раз напомнили миру о существовании Содружества.
Куда большее внимание мировой общественности привлек к себе второй Евразийский экономический форум, состоявшийся в начале апреля в южной столице. Старые и новые зарубежные инвесторы еще раз убедились в привлекательности казахстанской экономики для вложения капитала. В качестве наглядного примера была названа деятельность западных компаний по освоению месторождения нефти на Каспии.
|