РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 7 (08)
14-20.02.2003
Поиск по сайту:
 
НОВОСТИ САЙТА
АКЦЕНТ НОМЕРА
НА ГЛАВНУЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОДРОБНОСТИ
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
ПАРТНЕРСТВО
ЗДОРОВЬЕ
АГРОМАРКЕТИНГ
ГЛОБУС
ГОДЫ МОЛОДЫЕ
ФИЗКУЛЬПРИВЕТ
TV-ПРОГРАММА
РЕКЛАМА
ЧАС ДОСУГА
КОЛОНКА
АРХИВ САЙТА
СМИ новости
 
Kazakhstan Financial Market
 
 
Rambler's Top100
TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
 
СОЦИУМ

   Сегодня, когда число вернувшихся достигло уже 230 тысяч человек, принято считать, что первые оралманы (этнические переселенцы) появились у нас в стране только после обретения независимости в 1991году. Однако, как показало внимательное изучение истории, это не совсем правильное утверждение.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ОРАЛМАНОМ?
Садуакас АНСАТОВ,
советник председателя Агентства РК по миграции и демографии
Долгий путь

   ...С тех пор, как пять веков назад казахи обрели государственность, в летописи степного края было немало страниц, когда лишения гнали людей из родных мест в чужие страны. Судьба разбрасывала людей, словно листья по ветру, и не многим из тех, кто оказывался на чужбине, удавалось вернуться в родные края. Даже в прошедшем двадцатом веке, который принято считать в истории человечества самым цивилизованным, привычный уклад жизни народа не раз нарушался голодом, войнами и репрессиями, следствием которых становился массовый исход людей из насиженных мест.

   Большинство из тех, кто не по своей воле оказывался на чужбине, все эти годы мечтали о возвращении. И лишь только с обретением независимости у этнических казахов зарубежья появилась реальная возможность вновь обрести Родину. С первых дней существования наше молодое государство приняло решение всемерно поддерживать этот процесс. В течение десяти лет около 60 тысяч семей казахов (230 тысяч человек) вернулись в Казахстан из разных стран мира. Всем, кто приехал по квоте миграции с 1991 по 1998 годы, было предоставлено жилье, выплачены транспортные расходы и социальные пособия. В течение только 2000 – 2001 годов гражданство получили около 130 тысяч оралманов, тогда как за первые восемь лет эта цифра дотягивала до 15 тысяч. Положительная динамика достигнута благодаря совместной работе с Министерством внутренних дел РК, оказавшим практическую помощь в оформлении необходимых документов.

   Причины, по которым все еще остаются проблемы с предоставлением гражданства, связаны, в первую очередь, с некоторыми законодательными актами ряда стран, ограничивающими выезд своих граждан. Так, для выезда и выхода из гражданства Узбекистана или Туркменистана за каждого члена семьи необходимо заплатить около 100 долларов США. Такая сумма, естественно, по карману не каждому. Поэтому люди вынуждены выезжать оттуда без оформления документов, что, в свою очередь, осложняет получение гражданства здесь.

   Из года в год увеличивается государственная квота миграции. Так, если в 2000 году она составляла 500 семей, в 2001 году – 600 семей, то в 2002 году эта цифра уже составила 2655 семей оралманов. В прошлом году сумма выделенных бюджетных средств на эти цели составила более одного миллиарда тенге, из них 768 миллионов тенге направлено на приобретение жилья. На социальные и транспортные выплаты – более 358 миллионов тенге. Сюда вошли и расходы, связанные с переселением 117 семей приграничного села Туркестан.

   На уровне местных властей оказана материальная помощь более 10 тысячам семей, прибывшим на историческую родину вне квоты миграции. Акимы некоторых областей сумели найти средства на приобретение им жилья и обеспечить приехавших работой. Однако не везде нам приходится встречать подобное понимание. Поэтому Агентство обратилось к местным органам власти с рекомендацией предусматривать средства на оказание подобной помощи при формировании своих бюджетов. На фоне увеличивающегося потока прибывающих вне квоты этот вопрос стоит на повестке дня достаточно остро.

   Особого внимания со стороны государства требует решение проблемы равномерного расселения оралманов по регионам и областям страны. К сожалению, истинная картина такова, что основная часть репатриантов предпочитает обосновываться в южных регионах, в основном из-за природно-климатических условий. Для заселения оралманами северных областей необходимо выработать гибкий механизм стимулирования такого выбора, как, например, предоставление налоговых льгот, облегченный доступ к кредитам, обеспечение занятости членов семей.

   В соответствии с поручением Президента страны Агентством разработан проект квоты миграции до 2005 года, предусматривающий репатриацию 20 тысяч семей этнических казахов. На сегодняшний день подано более 40 тысяч заявлений от наших соплеменников за рубежом с просьбой включить их семьи в ежегодную квоту. В первую очередь приоритет при этом отдается творческой и культурной интеллигенции, людям, имеющим хороший багаж знаний. Среди тех, кто на сегодняшний день вернулся на родину, 25 тысяч человек имеют специальное среднее образование, около 17 тысяч – высшее, 138 кандидатов, 26 докторов наук. Среди них 922 деятеля искусства, около 7 тысяч учителей, 2,6 тысячи медицинских работников, 11,3 тысячи предпринимателей и почти 24 тысячи тружеников села.

   Сегодня имена Майры Мухамедкызы, Халифа Алтай, Шугылы Сапаргаликызы, Алмаса Ахметбекова, Дулата Тынышбаева, Каблаша Абекейулы, Рыстай Омирзак широко известны не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Они, как и многие тысячи возвращающихся соплеменников, вносят свой посильный вклад в дело процветания своей родины – Казахстана.

Сабит МАЛДЫБАЕВ
Возвращаются любя…

   ...Еще в середине 50-х, после смерти Сталина, в Казахстан хлынула волна переселенцев из соседнего Китая (тогда их так и называли – «ауып келгендер», что в переводе с казахского значит «вернувшиеся назад»).

   Моя мама вспоминает, как несколько таких семей поселились в нашем ауле. Особым дружелюбием они не отличались, вели скромную, если не сказать, замкнутую жизнь. Трудились, правда, отчаянно: буквально за несколько месяцев каждая семья выстроила для себя небольшие аккуратные дома. Государство их возвращения как бы не замечало и никакой помощи не оказывало. Большинство из них не знало грамоты, так как иногда они приходили к отцу и просили написать письмо родным на арабском языке.

   То ли наши северные морозы их сильно напугали, то ли они так и не смогли привыкнуть к менталитету местных жителей, но в один прекрасный день «китайские» казахи уехали в неизвестном направлении…

    Спустя же примерно сорок лет, в начале 90-х, многие этнические казахи со всех концов мира вновь потянулись на историческую родину, получившую к этому времени суверенитет. Нескольких семей, вернувшихся из Монголии, судьба забросила в нашу Северо-Казахстанскую область. Помню, с каким душевным трепетом встречали мы в нашем Сергеевском районе (ныне район Шал-акына) первые двенадцать семей оралманов на главной площади города: под традиционные «шашу» и песни-посвящения акына. Некоторым прибывшим повезло – их сразу поселили в добротные дома, для других строились новые, а до новоселья им пришлось пожить в своих юртах, доставленных со всем скарбом на наших «КАМАЗах» из далекой Монголии. Руководители хозяйств, куда были расселены переселенцы, получили строгое задание: обеспечить всем необходимым каждую прибывшую семью. Мясо, молоко, топливо совхоз выдавал им бесплатно. Каждому члену семьи, согласно правительственному постановлению, своевременно выделялись социальные пособия. Несмотря на скромный совхозный бюджет, директора умудрялись найти средства на покупку телевизоров, холодильников, выделить каждой семье несколько овец и корову. Сельчане тоже не оставались в стороне: делились с прибывшими всем, чем могли – одеждой, продуктами, мебелью, хотя с излишками у них самих было не очень густо. Насколько мне помнится, в те годы не каждая сельская семья могла похвастаться наличием холодильника в доме…

   То ли опять наши северные морозы их сильно напугали, то ли они так и не смогли привыкнуть к нашему образу жизни. Но в одну из темных летних ночей и «монгольские» казахи уехали в неизвестном направлении…

   К чему я все это?

   Казахстан – единственная постсоветская страна, которая на государственном уровне помогает тем, кто возвращается на свою историческую родину. При этом переселенцам, прибывшим по ежегодной квоте, оказывается такая помощь, которая и не снилась большинству тех, кто вырос здесь и строил это самое государство. Понимаю, что по большому счету это - своеобразное покаяние общества перед теми или предками тех, кто вынужден был в свое время не по своей воле покинуть страну - со стороны государства этот шаг оправдан как с моральной, так и политической точки зрения.

   Непонятным бывает другое. Почему с такой же настойчивостью не решаются проблемы тех, кто никуда не уезжал, оставался на родине и терпел вместе с ней все невзгоды и трудности, лил кровь на полях войны и переносил лишения в сталинских лагерях, строил Байконур и осваивал целину? Ведь тех же ветеранов войны, которых скоро по всей республике можно будет по пальцам пересчитать, государство еще не всех обеспечило квартирами. Я уже не говорю о не менее заслуженных соотечественниках, которым также требуется помощь...

   …Смотрю на днях телевизор и вижу уже привычную картину: мой, вернувшийся год назад, сородич из Узбекистана обвиняет наше государство в черствости и равнодушии к проблемам переселенцев. Говорит, что мучаемые тоской, они вернулись на родину предков, а здесь их не могут обеспечить ни жильем, ни квартирой…

   Я, конечно, прошу извинения, но если честно, то с трудом верю в искренность слов о «тоске по родине» на исходе двенадцатого года нашей государственной независимости. При всем уважении к нынешним переселенцам, могу сказать, что большинство из них возвращается в поисках лучшего, в надежде, что государство им поможет и поддержит. Как известно, жизненный уровень в нашей стране на порядок выше, чем у соседей по СНГ. И спекулировать здесь какими-то патриотическими чувствами, по крайней мере, некрасиво, да и нечестно.

   Если человек действительно вернулся по зову сердца и крови предков, ему чужда унизительная участь просителя. Он наравне с другими примется строить свое молодое государство, деля с ним все радости и невзгоды, и будет счастлив только оттого, что старики обретут здесь свой последний приют, а дети и внуки будут жить и рождаться здесь - на родине предков, на казахской земле.

НАДО ЖЕ
В партию – по «указиловке»?

   Две недели назад в редакцию «Аграрного Казахстана» поступил звонок из Талдыкоргана. Голос на том конце провода утверждал, что прием членов в Казахстанскую социал-демократическую партию «Ауыл» ведется в регионе не совсем законными методами. Озадаченные этой информацией, мы, признаться, не приняли сообщение всерьез – попросту не поверили. Однако звонивший, как он представился, Б.Иманбаев этим не ограничился. «Не верите – докажу», – заявил в сердцах он и бросил трубку…

   А несколько дней спустя наш настойчивый читатель прислал в редакцию по факсу копию весьма любопытного распоряжения, которая и пролила свет на это дело. Как свидетельствует полученный документ, начальник областного Департамента сельского хозяйства Т.Узаков (или его заместитель) дал своим подчиненным (начальникам районных управлений) следующее распоряжение: «Прошу срочно до 24 октября 2002 года по прилагаемой форме собрать заявления членов КСДП «Ауыл» и сдать в приемную Ажибаева С.К.» (областного лидера партии) – (ред.). Далее идут номер телефона для справок и образец заявления на имя председателя КСДП «Ауыл» Гани Калиева.

   Распоряжения, выходящие из-под пера чиновника такого ранга, на местах, безусловно, воспринимаются как руководство к действию. И можно себе представить, какую резвость проявили подчиненные, исполняя строгий приказ. Это ведь, в конце концов, не проблемы с озимыми посевными решать и не организовывать сбор и хранение плодоовощных культур (которые, судя по дате, стояли в то время весьма актуально).

   Между тем в Основном Законе страны (статья 5, пункты 1,2) говорится: «В Республике Казахстан… не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий… Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства».

   Она же, Конституция РК, имеющая высшую юридическую силу, действует, как известно, на всей территории страны. Или аграрные чиновники Алматинской области заработали себе в этом смысле статус исключительности? А, может, здесь причина и вовсе банальна – «медвежья» услуга «доброжелателей»?..

Соб. инф.
НА ГЛАВНУЮ ПЕРВАЯ ПОЛОСА ПОДРОБНОСТИ ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ ПАРТНЕРСТВО ЗДОРОВЬЕ
АГРОМАРКЕТИНГ ГЛОБУС ГОДЫ МОЛОДЫЕ ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ ЧАС ДОСУГА
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан