|
|
конфессии. цифры и факты |
|
|
|
ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ |
|
ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ МНОГО, РОДИНА ОДНА |
Наглядным подтверждением толерантного подхода ко всем конфессиям без возвышения какой бы то ни было религии служит не только светский характер нашего государства, закрепленный Конституцией, но и взвешенная политика в области межконфессиональных отношений, которую проводит Президент страны.
Так, уже в этом году Нурсултан Назарбаев принял Генерального секретаря Всемирной Исламской Лиги Абдаллу Бен Абдельмухсин Аль-Турки, государственного секретаря Ватикана кардинала Анджело Содано, председателя Всемирного еврейского конгресса Исраэля Сингера.
Важным событием прошлого года стала Международная конференция мира и согласия, которая состоялась в рамках межрелигиозного диалога между мусульманами и иудеями.
Новым шагом в укреплении межконфессионального взаимопонимания станет съезд лидеров мировых и традиционно-национальных религий, который вскоре пройдет у нас по инициативе Президента Казахстана. О межконфессиональном климате в нашей стране в связи с предстоящим событием мы попросили рассказать заместителя председателя Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве РК, заведующего Секретариатом Совета Аманбека МУХАШОВА.
|
|
«Атеист? Не признавайся!» |
Среди социологов бытует мнение о том, что в странах СНГ идет давление на атеистическое мировоззрение, сопоставимое с тем, которое в советское время оказывалось на религию со стороны государственного атеизма, что верующим сейчас быть модно, а атеистом – даже неприлично. Поэтому многие респонденты называют себя верующими.
Некоторые ученые свидетельствуют о том, что официальное отношение к религии перешло от государственного атеизма к государственной религии.
Религиозный бум в стране начался после того, как страна получила независимость. В первую очередь активизировалась исламская культово-обрядовая и просветительская деятельность. Впервые за последние 70 лет многие казахстанцы смогли совершить хадж в Мекку и Медину. Широко отмечаются праздники Курбан айт, Ораза айт, Маулит, Пасха, Рождество Христово и другие.
Если вернуться к истории возрождения ислама в Казахстане, то точкой отсчета можно считать 1990 год, когда было образовано Духовное управление мусульман. До этого общины подчинялись Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. С этого времени началось восстановление и строительство мечетей, открытие духовных учебных заведений.
Основную деятельность Духовное управление мусульман во главе с Верховным муфтием, известным ученым-арабистом Абсаттаром кажи Дербисали осуществляет через духовное воспитание, просветительство и благотворительность.
|
Традиций светлые истоки |
Традиционно на территории Казахстана наряду с исламом продолжительное время мирно сосуществует и православное христианство. Это и определяет культурно-исторические особенности населения нашей страны.
Показательной можно назвать деятельность Русской Православной церкви в сфере благотворительной помощи детским домам, больницам, домам престарелых. Проводится большая работа по строительству и реставрации церквей.
Исторически важной стала встреча Президента нашей страны с Папой Римским. В итоге появилось Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством Казахстана и Святым Престолом. Этот исторический документ закрепил признание нашим государством Католической церкви, как одной из древнейших христианских конфессий, существующих в республике.
Определенные исторические корни в Казахстане имеет иудаизм, который делится на три основных течения: ортодоксальное, реформистское и консервативное. В республике есть все три ветви, что обусловлено укреплением международных связей с Израилем и США.
|
Нравственные устои незыблемы |
Президент страны в реальной политической практике исходит из того, что светское демократическое государство с многонациональным, а значит с многоконфессиональным составом не должно допускать привилегий какой-либо религии. Но при этом нельзя забывать и об исторически сложившихся конфессиях, сохраняя межконфессиональный баланс.
В Казахстане ислам не играет доминирующую роль в такой степени, как, скажем, в странах ближнего Востока. Но вместе с тем возрождение нравственных устоев Корана среди нашего населения формирует духовное сознание нации, способствуя консолидации общества. Однако у нас появляются силы, пытающиеся связать ислам с политикой. В осложнении религиозной жизни страны не последнюю роль играют радикальные исламские течения и организации. Наибольшую опасность представляет ваххабизм.
Ваххабиты объявляют многих мусульман Казахстана неверными, распространяют в обществе идеи противостояния и гражданского неповиновения. Все это противоречит не только казахстанской государственности, но и самим основам ислама. Кстати сказать, в нашей стране религиозные общины, распространяющие учение Мухаммеда Абдул Ваххаба, отсутствуют.
В республике набирает силу и такое радикально-религиозное течение турецкого происхождения, как нурсизм. Его основатель ученый-теолог Саид Нурси, именем которого и называют себя его ученики «нурчилар». В школах-интернатах подросткам навязывают соответствующий образ мыслей, суть которых заключается в том, что вся система светского государственного управления есть зло.
И не случайно в своей новой книге «Критическое десятилетие» Президент страны достаточно подробно остановился на истоках религиозного экстремизма в Центральноазиатском регионе.
|
Укрепляет в вере просвещенье |
В связи с благоприятной межконфессиональной обстановкой нельзя не сказать и о развитии образовательной деятельности, которую ведут религиозные организации. Следует отметить, что в республике имеется восемь высших, шесть средних специальных, три общеобразовательных духовных учебных заведения и два пансионата. Из восьми высших заведений – два исламских (Египетский университет Исламской культуры «Нур-Мубарак» и Институт повышения квалификации имамов при ДУМК), одно католическое, лютеранское, и четыре протестантских. Кроме того, практически при всех крупных православных, католических, протестантских церквях и в 19-ти мечетях есть курсы по изучению основ Библии или Корана.
Законом РК «Об образовании» предусмотрено лицензирование образовательной деятельности духовных учебных заведений. Министерство образования и науки совместно с Советом по связям с религиозными объединениями при Правительстве подготовили проект Правил лицензирования образовательной деятельности духовных учебных заведений, который скоро будет утвержден постановлением Правительства.
Одной из основных причин увеличения числа нетрадиционных для Казахстана религий являются активная деятельность иностранных миссионеров и финансовая поддержка, поступающая от зарубежных религиозных центров.
Сегодня в республике 336 миссинеров-иностранцев, из более чем 20 стран мира (из Алжира, Афганистана, Германии, Египта, Иордании, Ирана, Испании, Италии, Пакистана, Польши, Саудовской Аравии, США, Турции, Туниса, Южной Кореи, Украины и других стран).
Однако не все миссионеры в ладу с законом. В Астане, например, пресечена незаконная деятельность гражданина Турции, оказывающего методическую и финансовую помощь незарегистрированной религиозной общине последователей Саида Нурси «Нурчилар». В Атырауской области оштрафована гражданка Молдовы, ведущая миссионерскую деятельность в незарегистрированном религиозном объединении «Свидетели Иеговы».
Для искоренения подобных нарушений Министерство культуры, информации и общественного согласия внесло на рассмотрение Правительства проект постановления по упорядочению миссионерской деятельности иностранцев, где предусмотрена их регистрация в местных органах власти.
Радикальные изменения и социально-экономические преобразования, наблюдаемые в последние годы, вызвали существенные изменения и в сфере религиозных отношений. А приверженность исламу или православию сегодня выступает в роли своеобразного показателя конформизма, так как подлинное содержание веры у большинства казахстанцев за нередко декларируемой религиозностью отсутствует. Нынешнее «массированное» возвращение религии можно охарактеризовать, прежде всего, как внешний фактор, как реакцию на многолетние попытки изолировать религию не только от государства, но и от общества.
|
|
|
|
Ведущая страницы Валентина ФИРОНОВА |
|
|
|