|
|
вести из регионов |
|
|
|
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ |
|
ПИСЬМА ИЗ ГЛУБИНКИ |
В СТЕПИ, КАК НА ОТКРЫТОЙ ЛАДОНИ
|
1. Нелегкий ВЫБОР сделан |
Добрая весть о том, что в Амангельдинском районе Костанайской области наконец-то завершено проектирование и уже приступили к прокладке водопровода, с необычайной быстротой облетела окрестности. Добралась она и до столицы. А как же? За многие годы для жителей торгайской степи водоснабжение стало большой и неразрешимой проблемой. Теперь же дело тронулось с мертвой точки. Как идет строительство, в чем жизнь людей этого величественного с вековыми традициями края? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, вновь позвала дорога. И об этом первое письмо.
Вот она, бескрайняя торгайская степь.
– Наконец-то. Можно подумать, – саркастически замечаю про себя, – всю жизнь к ней рвалась. И все же интересно, какая она? Своим величием вдохновясь, не стала ли она здесь главным хозяином, подмяв под себя все вокруг? И какие они, люди этого вольного далекого края?
А тут еще досужее жужжание попутчиков по купе железнодорожного вагона, начиная с Кокшетау:
– Там и воды-то нет, и света. А безработица! – попутчица Разия, худенькая женщина средних лет, тяжело вздохнула.
– Родные все давно переехали в Акмолинскую область. А я осталась, да сколько без жилья мыкалась: пятиэтажки-то в Аркалыке (бывший областной, теперь районный центр) разморозили. Почти год без тепла прозябала. Хлебнула горюшка.
Этот монолог стал в какой-то степени определяющим в ожидании предстоящих встреч. Появился особый настрой. Его дополнили и случайные разговоры в общественном транспорте, на вокзале Аркалыка, на рынке, в акимате, в редакции районной газеты.
Но… как говорят, лучше один раз увидеть. И вот, нагретый солнцем, душный автобус пускается в далекий путь, в один из крупнейших районов Костанайской области – Амангельдинский, раскинувшийся на территории почти 28 тысяч квадратных километров с площадью сельхозугодий: пашни, сенокосов – 2667995 гектаров. Заливных лугов здесь не так уж много – чуть более 72 тысяч гектаров, да и те в пойме стоячих речушек.
Автомобиль завывает, подпрыгивая на ребрах и ухабах разбитой временем забвения дороги. Рядом присела и сразу же уснула, оперевшись на мое плечо, изможденная, подкашливающая, но в праздничном выходном наряде женщина.
– Только что с поезда, из Костаная, всю ночь не спала, – оправдывается она.
Несмотря, что совсем утлый, автобус споро минует один населенный пункт за другим: Актас, Аксуат жымы, Шакпак, Карысалды, Каражар.., я тем временем тихо-мирно под натужное рычание мотора разговорилась с полной, розовощекой кондукторшей. Словоохотливой и приветливой оказалась амангельдинка Гамиля Торганова (даже по фамилии слышно – местная). По всему было видно, довольна бабонька жизнью.
– До 2000 года мы бедствовали. Еле сводили концы с концами. 20 лет отработала я медиком в родном селе. До 1996 года и не знала, что значит торговать. Но пришлось научиться. А три года назад подсобрали денег, выкупили автобус, правда, как видите, старенький и потрепанный, выиграли тендер на междугородные пассажирские перевозки. Сейчас все в порядке.
«Да, пожалуй, подумала я, в салоне не менее 30 пассажиров, по 300 тенге с каждого, в день одна-две ездки туда-обратно, получается неплохо…» (И здесь же укорила себя, – умеем же мы считать деньги в чужом кармане).
Машиной управлял муж Гамили – Серик, рядом сидел напарник (на снимке). Дочь Жанар, только что закончив педколледж в Аркалыке, вернулась под родной кров.
– Теперь будет учительствовать в одной из наших сельских школ. Их у нас пять, – поясняет мамаша.
…За окнами степь сменяется песчаными барханами, мелькают люди, промокшие под дождем в ожидании единственного автобуса.
Такова их жизнь, простая, без затей, повседневная, со своими заботами, радостями и печалями.
– И детский сад у нас построили, – внезапно проснулась соседка.
И не только его, как оказалось впоследствии. Встречи с сельчанами, акимами Амангельдинского района Габидоллой Абжановым и одноименного сельского округа Сейдыгалымом Алшориным, мне многое помогли понять и … принять, все как есть.
– Третий год я на этой должности, – начал Габидолла Кабиевич (на снимке), но потом последовало многословное вступление о своем предпринимательском прошлом. Видно, не все благополучно было в период первоначального накопления капитала.
– А как только назначил меня своим преемником бывший аким Жармахан Туякпаев (ныне он возглавляет Аркалыкский район), сразу же решил обустраивать село. Теперь есть спортивная школа (а говорят, что сельчанам и без спорта хорошо: крути хвосты коровам – вот тебе и физкультура. Недавно амангельдинские «борцы» стали победителями в региональных соревнованиях в Челябинске). Интернат для детей из семей, что находятся на отгонных участках, расширили, общественную баню, детский сад на 40 мест, музыкальную школу построили. Отопление везде автономное на жидком топливе сделали. Когда такое было? И все это восстанавливается на базе бесхозных зданий, коих в селе со времен перестройки множество осталось. Все пять СВА охватили текущим ремонтом. Сейчас за Дом быта взялись. На днях пять малообеспеченных семей получили микрокредиты по 60 тысяч тенге на развитие малого бизнеса по услугам. Так что будут свои сапожник, парикмахеры, швеи, повара, кулинары. А Елиман Аюпов, наш земляк, недавний выпускник Костанайского филиала Евразийского университета, экономист по образованию, единственный в районе по программе «Жас оркен», получил беспроцентный кредит – 1 миллион тенге – на развитие животноводческого хозяйства. Правда, ему помогло, что в залог его родные отдали свой дом в Костанае.
А у сельчан такой возможности, это очень скоро стало понятно, нет. Стоимость домов хоть и подросла за последние годы с 20-30 тысяч тенге до 120-150 тысяч, все равно такая недвижимость не котируется. Так что, с получением кредита сложности для сельчан немалые. А желание заниматься своим делом у многих есть. Но об этом рассказ в следующем номере.
|
Ольга СЕСТЕРОВА,
Костанайская обл. |
|
|
|
ЧС |
От ГРАДА - даже рекам ПРЕГРАДА |
С того дня, как обрушился ливень, вызвавший сель, в селе Жана-Текес Райымбекского района не видят питьевой воды. Все арыки занесло илом, водопровод вышел из строя. Ко всему прочему, у большинства жанатекесцев опустело подворье: в потоке селя унесло живность. Сельчане сейчас живут надеждами на помощь местной власти.
– Беда постигает нас уже второй раз, – воздевает руки к небу аксакал аула Шарип-ата. – Я за свои 87 лет видел всякое, но, чтобы град шел полчаса и был размером с гусиное яйцо, такое – впервые. Посмотрите, весь шифер на крышах домов пробит, глиняные сараи развалились, сколько погибло цыплят, утят, индюшат, целые выводки. Посмотрите на деревья – ни одного листочка не осталось. На огородах выстригло весь клевер, ботву картофеля…
– Сейчас подвозят шифер, накрывают крыши, стеклят окна, – вступает в разговор бабушка Аяжан.
– У многих погибла птица, люди не досчитались своих телят, ягнят. К Наянбаю Кадырову, акиму аульного округа, обратились с просьбой добиться денег на покупку животных или компенсацию за ущерб, а он только руками разводит. Не знаем, где теперь защиты искать. Ездили в район, а там, в акимате, сказали, что деньги на эти цели выделяются распоряжается ими аким округа через специальную комиссию. Но Наянбай никому ничего вразумительного ответить не может. Придется его переизбрать, если в такой трудный час не видим поддержки от него, – делятся своими горестными мыслями сельчане.
Интересно, что и в день моего пребывания господина Кадырова не смогли найти ни дома, ни в покосившейся конторе. Куда он подевался, недоумевали аульчане, ведь утром его видели? А между тем, как сказали в райакимате, из областного бюджета сразу же после первого разрушения выделено пять миллионов тенге. Вся эта сумма используется строго по целевому назначению и жестко контролируется финансовыми органами. Строительная бригада одного из ПМК ведет настил шифера, а четыре человека из нее – стеклят окна. Более миллиона тенге выделено из бюджета дополнительно на устранение второго паводка, а также на восстановление колодцев и водопровода. Как заверили в облфинуправлении, сформирована специальная комиссия, которая проводит в ауле Жана-Текес проверку последствий стихии и подсчитывает нанесенный ущерб. Как только установят сумму, она будет выделена из резерва по статье стихийных бедствий, на восстановление и ремонт жилья, хозпостроек, приобретение живности…
Обильные дожди вызвали сель и паводки в Панфиловском районе.
– Русло реки Коргас впервые размыло в 1999 году после сильного паводка, – рассказывает заместитель начальника Жаркентского погранотряда майор Александр Милославский. – Вместе с таможенниками и строителями Панфиловского района стали укреплять берега. А в прошлом году в июне, июле и августе прошли длительные проливные дожди, вызвавшие сель. Селезащитные четырехсотметровую водоотводную и четырехкилометровую насыпные дамбы стихия почти полностью разрушила. Сильно пострадали погранзаставы Смирновская, Усекская, Кентауская. Ущерб оценен почти в 100 миллионов тенге. Помог деньгами и подрядчиками в основном акимат области. Сейчас начаты интенсивные работы по укреплению берегов и строительству дамб, восстановили разрушенный мост. Делается все для того, чтобы избежать случаев наводнения. В июле–августе вновь ожидается селеопасная ситуация. Поэтому торопятся четыре крупные бригады, чтобы в кратчайшие сроки для безопасности завершить большой объем работ.
– Только в нашей бригаде сорок человек, – рассказывает бульдозерист-скреперщик Иван Мирошниченко. – Мы строим новые дамбы с довольно сложной технологией. Пристраиваем волнорезы. Надеемся, что селезащитное инженерно-фортификационное сооружение, перенятое у российских дальневосточников, преуспевших в этом деле, испытания выдержит.
|
Мнайдар МУРЗАГУЖИНОВ,
Алматинская обл. |
|
|
|
Петр ЖУКОВСКИЙ |
Не глупее других. Подучились… |
Информационный дизайн уникального проекта «Управление засушливыми землями» стал достоянием сельхозпроизводителей Шетского района. Лучшие казахстанские консультанты в течение четырех дней обучали сельских предпринимателей менеджменту и маркетингу.
Все это время по десяти сельским округам района курсировал автобус с надписью «Инвестиции Всемирного банка», который доставлял людей в село Аксу-Аюлы на занятия. Пилотный проект, разработанный по линии Всемирного банка, рассчитан на пять лет, в течение которых истцам предстоит восстановить 30 тысяч гектаров заброшенных земель, улучшить 19 тысяч гектаров деградированных пастбищ.
Кроме того, усилия участников проекта направляются на создание пунктов по сбору молока и рынков ярмарочного типа в с. Аксу-Аюлы. Кстати сказать, инициировала эту работу Ассоциация производителей молока и молочных продуктов области. За короткий срок этому общественному объединению удалось собрать под свое «крыло» 17 предприятий, закупивших в минувшем году у сельчан молока почти на 200 млн. тенге. Сегодня в «арсенале» ассоциации пять тысяч сдатчиков, причем основная доля продукта поставляется из домашних хозяйств. Теперь Ассоциация берет на себя не только учебу молокосдатчиков, но и субсидирование их подворий. А в рамках нынешнего проекта реальным видится исполнение давней мечты переработчиков: связь не только с личными, но и с крестьянскими хозяйствами. Есть, кроме того, возможность закупать у сельчан мясо, шерсть, шкуры.
Учеба закончена. Что скажут «ученики»? Байсеит Кенесулы возглавляет небольшое хозяйство «Айбар» (60 га зерновых, скот личных подворий, объединяет четыре семьи) два года, имеет за плечами зоотехникум, только-только становится на ноги:
– Узнали много нового, получили свежую информацию.
КХ «Аманжол» немного помощнее: 150 га зерновых, техники поболее, объединяет шесть семей. Мейрам Ауеспеков, из бывших передовых механизаторов, ведет хозяйство третий год:
– Этот проект, учеба, консультации для нас, фермеров Шетского района, – большая подмога и хорошая перспектива на ближайшие пять лет. Тут тебе и новые рабочие места, и финансовая подпитка, и забота о возврате плодородия земли. Стоящее дело затеяли.
В районе, который определен под реализацию проекта по данным космической съемки, по мнению участников обучения, многое теперь изменится. Ведь самое главное – люди здесь почувствовали деловую поддержку и внимание к их нуждам и заботам.
|
Карагандинская обл. |
|
|
|