Республиканский общественно-
политический еженедельник
Газета издается с 10 декабря 2002 года
 для рекламодателей  подписка на газету  ссылки
№ 31 (32)
01-07.08.2003
поиск по сайту:
 
 на главную страницу
 акцент номера
 первая страница
 подробности
 региональные выборы
 водный кодекс
 (объем 97 kb)
 земля и люди
 агромаркетинг
 справочная «АК»
 TV-программа
 агроказбиржа
 час досуга
 фотоконкурс
 архив
 в партиях и движениях
СМИ новости
ВАЛЮТА, ПОГОДА
 
Kazakhstan Financial Market
 
КАТАЛОГИ И РЕЙТИНГИ
 
Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
СЧЕТЧИКИ
 
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

   Грядущие выборы в областные, городские и районные маслихаты – это своеобразная репетиция перед будущими сражениями за парламентские кресла. Потому нельзя недооценивать их важность для дальнейшего развития демократии в стране. И в связи с этим мы сегодня представляем свою новую страницу «Региональные выборы», в которой будем отражать реальный ход подготовки и проведения выборов, предавать гласности факты нарушения законности в этой сфере жизни. А открываем мы ее выдержками из Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан», чтобы вновь напомнить всем – и читателям и чиновникам – его основные положения.

Глава 13. Выборы депутатов маслихатов республики

   Статья 103. Выдвижение кандидатов в депутаты маслихатов

   1. Выдвижение кандидатов в депутаты маслихатов производится республиканскими или местными общественными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке, а также гражданами путем самовыдвижения.

   2. Выдвижение кандидатов в депутаты маслихата республиканскими или местными общественными объединениями производится их высшими органами с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Общественное объединение вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами данного общественного объединения. Общественное объединение может выдвигать в каждом избирательном округе только одного кандидата в депутаты маслихата. Решение о выдвижении кандидатов в депутаты маслихата принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа республиканского или местного общественного объединения и оформляется выпиской из протокола.

   3. Решение высшего органа общественного объединения не позднее чем в трехдневный срок:

   1) доводится до сведения выдвинутого кандидата;

   2) вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

   4. Выдвижение кандидатов в депутаты маслихата гражданами производится в порядке самовыдвижения путем подачи в соответствующую окружную избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты маслихата по данному территориальному избирательному округу.

   5. Никто не может быть выдвинут кандидатом более чем в одном избирательном округе.

   6. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за три месяца и заканчивается за два месяца до дня выборов, если иное не установлено при назначении выборов.

   7. В случае, если не был выдвинут ни один из кандидатов либо все выдвинутые кандидаты сняли свои кандидатуры или выбыли, территориальная избирательная комиссия по представлению соответствующей окружной избирательной комиссии продляет срок выдвижения кандидатов не более чем на двадцать дней.

   8. Окружная избирательная комиссия в течение трех дней устанавливает соответствие кандидата предъявляемым к нему Конституцией и настоящим Конституционным законом требованиям. См. постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 9 июля 1999 г. № 13/205 Об установлении соответствия кандидата в депутаты Парламента Республики Казахстан, кандидата в депутаты маслихата требованиям, предъявляемым к нему Конституцией Республики Казахстан и Конституционным Законом "О выборах в Республике Казахстан".

   Статья 104. Регистрация кандидатов в депутаты маслихатов

   1. Регистрация кандидатов в депутаты осуществляется окружными избирательными комиссиями.

   Пункт 2 статьи 104 дополнен подпунктом 4) в соответствии с Конституционным Законом РК от 8 мая 1998 года № 222.

   2. Регистрация кандидата, выдвинутого от общественного объединения, производится при наличии следующих документов:

   1) выписки из протокола заседания высшего органа общественного объединения по выдвижению кандидата по соответствующему избирательному округу с приложением копии документа о регистрации данного общественного объединения соответственно в Министерстве юстиции республики, в областном, городском (города республиканского значения, столицы республики) управлении юстиции;

   2) заявления гражданина о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по данному избирательному округу от выдвинувшего его общественного объединения;

   3) биографических данных о кандидате;

   4) медицинской справки о состоянии психического здоровья.

   Пункт 3 статьи 104 дополнен подпунктом 3) в соответствии с Конституционным законом РК от 8 мая 1998 года № 222.

   3. Регистрация кандидата в случае его самовыдвижения осуществляется при наличии следующих документов:

   1) заявления о намерении баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу;

   2) биографических данных о кандидате;

   3) медицинской справки о состоянии психического здоровья.

   4. К регистрации представляется любое число кандидатов в депутаты маслихата.

   5. О регистрации кандидатов в депутаты маслихата окружная избирательная комиссия составляет протокол, который в пятидневный срок представляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

   6. Окружная избирательная комиссия:

   1) не позднее чем на седьмой день после регистрации кандидатов публикует в местных средствах массовой информации сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства каждого кандидата, а также, в зависимости от усмотрения кандидата, сведений о его принадлежности к общественному объединению и национальной принадлежности;

   2) при регистрации выдает кандидатам соответствующее удостоверение;

   В подпункт 3) пункта 6 статьи 104 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 6 мая 1999 г. № 375-1 (см. старую редакцию)

   3) отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата при наличии нарушений требований Конституции и настоящего Конституционного закона, а также в иных случаях, установленных настоящим Конституционным законом.

   7. Отказ в регистрации кандидата или отмена решения о регистрации могут быть в семидневный срок обжалованы общественным объединением или самим кандидатом в территориальную избирательную комиссию или в суд. При этом территориальная избирательная комиссия или суд выносят по жалобе решение в семидневный срок со дня подачи жалобы.

   8. Регистрация кандидата в депутаты маслихата начинается за два месяца и заканчивается за сорок дней до дня выборов, если иное не установлено при назначении выборов.

   В статью 105 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 6 мая 1999 г. № 375-1 (см. старую редакцию)

   Статья 105. Снятие кандидатуры, отмена решения о выдвижении кандидатом в депутаты маслихата

   1. Кандидат в депутаты маслихата в период до регистрации и после нее, но не позднее чем за семь суток до дня голосования может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением об этом в окружную избирательную комиссию.

   2. Высший орган республиканского или местного общественного объединения в период до регистрации и после нее, но не позднее чем за семь суток до дня голосования может отменить свое решение о выдвижении кандидата в депутаты маслихата, обратившись с соответствующим представлением в окружную избирательную комиссию.

   3. В этих случаях окружная избирательная комиссия не производит регистрацию кандидата либо отменяет решение о регистрации кандидата.

   4. Если снятие кандидатуры или отмена решения о выдвижении кандидата были произведены без вынуждающих к тому обстоятельств, окружная избирательная комиссия вправе отнести на счет кандидата либо соответственно выдвинувшего его общественного объединения часть понесенных из средств республиканского бюджета расходов на проведение избирательной кампании.

   Статья 109. Повторное голосование при выборах депутата маслихата

   1. Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов в депутаты маслихата и ни один из них не был избран, окружная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам депутата по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Если в результате выбытия кандидатур остается один кандидат, повторное голосование проводится по его кандидатуре.

   В пункт 2 статьи 109 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 6 мая 1999 г. № 375-1 (см. старую редакцию)

   2. Повторное голосование проводится не позднее чем в месячный срок с соблюдением требований настоящего Конституционного закона. О проведении повторного голосования сообщается в местных средствах массовой информации.

   Пункт 3 статьи 109 исключен в соответствии с Конституционным законом от 6 мая 1999 г. № 375-1

   Статья 110. Повторные выборы депутатов маслихатов

   В пункте 1 статьи 110 исключены слова в соответствии с Конституционным законом от 6 мая 1999 г. № 375-1

   1. Если выборы были признаны недействительными либо при баллотировке единственного кандидата он не был избран, территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении повторных выборов. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей, что были составлены для проведения первоначальных выборов.

   В пункт 2 статьи 110 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом от 6 мая 1999 г. № 375-1 (см. старую редакцию)

   2. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов. Избирательные мероприятия, осуществление которых предусмотрено при повторных выборах, проводятся в соответствии с правилами, установленными настоящим Конституционным законом. При этом сокращенные сроки избирательных мероприятий определяются территориальной избирательной комиссией.

   3. О проведении повторных выборов сообщается в местных средствах массовой информации.

   4. Кандидаты в депутаты маслихатов, ранее баллотировавшиеся, в повторных выборах не участвуют.

АДРЕСУЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЮ
Что нам стоит… кандидатов «ПОСТРОИТЬ»

   Итак, механизм выборов в местные представительные органы запущен, а это значит, что политическое затишье в регионах нарушено. Опасения по поводу возможного вмешательства исполнительных органов на местах в предвыборные процессы начинают приобретать реальные очертания. Редакция «АК» получила сообщение из Атбасара, где, по сути, начались мероприятия по неофициальному «выдавливанию» кандидатов от Аграрной партии из выборного процесса.

   ...Не успели высохнуть чернила под списком кандидатов в областные и районные маслихаты от Аграрной партии, утвержденным на ее недавнем съезде, как появились первые факты противодействия со стороны региональных чиновников. Как сообщил вашему корреспонденту депутат областного маслихата, региональный директор ТОО «Агроцентр Астана» Кайрат Ахметов, аким района Еркегали Есенжолов решил лично выяснить, какими побудительными мотивами руководствовался каждый из 12 выдвинувших свои кандидатуры в депутаты представителей этой фирмы, для чего пригласил их всех на беседу. При этом, по словам присутствовавших на встрече руководителей крупнейших зерновых хозяйств района, акима не интересовало то, с чем идут люди на выборы, его интересовало, зачем они идут на выборы. Более того, спустя некоторое время он якобы собрал чрезвычайное совещание, куда пригласил всех руководителей (кроме агроформирования «Агроцентр Астана») и открыто дал указание «валить» с избирательного пути кандидатов-аграриев.

   Признаться, трудно было поверить в то, что подобное вообще возможно в наше время. Тем более с представителями почти стотысячной партии, реально и всецело поддерживающей курс реформ Президента и политически поддерживаемой им самим. Однако журналистский выезд на место подтвердил сигнал атбасарца.

   Директора ТОО «Ладыженка» Дюсена Макрашева здесь знают много лет как опытного организатора, толкового руководителя и хозяйственника, сумевшего в самом отдаленном хозяйстве, где практически нет воды, сохранить животноводство и развить растениеводство. Казалось, трудно найти более достойную кандидатуру от района на выборы в областной маслихат по Южному избирательному округу №19. Но, по мнению акима, данный избирательный округ должен быть представлен непременно представителем железнодорожной отрасли, а никак не сельского хозяйства.

   – Не могу понять, почему столь пристального внимания к себе удостоились только лишь кандидаты от «Агроцентра Астана», – недоумевает Алексей Суминов, директор ТОО «Нан абройы». – Ну, выдвинули мы своих людей в местные представительные органы власти, в чем же здесь криминал-то состоит?

   Безусловно, вопросы аким задавал не из праздного любопытства. Видимо, его не на шутку встревожила перспектива получения неподконтрольного ему районного маслихата. Аграрии – это ведь вам не работники бюджетной сферы, благополучие которых целиком зависит от выделяемых районом средств. Представители АПК имеют и умеют высказывать и защищать свое мнение. Они не зависят от власти и в финансовом плане, что делает их реальной силой, способной противостоять любому диктату акима. Именно этим фактом и объясняется повышенное внимание местных органов власти к деятельности представителей аграрного сектора на территории района, а очная встреча акима с кандидатами от АПК, по словам ее участников, и есть своего рода психологическая атака на них. Вполне вероятно, что чиновник в пылу предвыборных страстей вообще спутал пропрезидентскую АПК с оппозиционной КПСС, некогда прославившей сей край как «красный пояс». Видимо, по традиции и четыре года назад властями принимались подобные меры «отстрела», но вот результат был получен совершенно противоположный. А кому нужен такой «результат» сегодня?

   Производственные структуры «Агроцентра Астана» оказались под особым контролем не только местной исполнительной власти, но и наших коллег-журналистов. Как только стало известно о выдвижении кандидатов в депутаты, в хозяйства Агроцентра из столицы и областного центра (скорее, по чьей-то настойчивой «просьбе» поискать «жареного») потянулись корреспонденты различных газет и журналов. Но даже неуклюжие их попытки создать вокруг аграриев блек-зону выглядят просто детской забавой по сравнению с тем, до чего додумалась областная окружная избирательная комиссия. Под вполне благовидным предлогом «малочисленности населения соседнего Жаксынского района» комиссия изменила границу избирательного округа. И теперь жители шести хозяйств Атбасарского района будут вынуждены голосовать за кандидатов, выдвинутых на территории другого района. То есть люди должны будут отдавать свои голоса за тех, кого им в дальнейшем никогда не придется увидеть и услышать, не говоря уже об исполнении депутатских наказов. В результате возмущенные жители грозятся вообще не пойти на выборы.

   Кстати, политологи на своих семинарах, посвященных предвыборным технологиям, приводят подобную «раскройку» границ как один из способов не пустить к депутатскому мандату неугодного кандидата. Не знаю, случайно или нет, но среди шести «открыженных» от атбасарцев хозяйств четыре находятся под управлением «Агроцентра Астана».

   Впрочем, «кройка» границ – это не единственный путь для ликвидации неугодных. Вполне вероятно, что таким же образом может быть использован и метод наличия «административного взыскания», который поставит крест на судьбе кого-нибудь из кандидатов за самые что ни на есть простейшие нарушения. Поэтому нельзя не учитывать существующую роль акимов в процессе выборов и в проекте нового Закона о выборах необходимо, на мой взгляд, зафиксировать специальное положение, согласно которому руководители районных и областных звеньев исполнительной власти не могли бы быть членами и защищать интересы какой-либо партии или движения.

   А в целом жаль, что акимат вместо того, чтобы всю свою силу и энергию организатора направить на полезные для города и района дела, занимается несвойственными ему функциями…

   ОТ РЕДАКЦИИ. Учитывая складывающуюся ситуацию, газета расскажет о дальнейшем ходе выборной кампании в этом районе в последующих выпусках своей спецстраницы.
   А есть ли подобные нарушения закона в вашей области, районе, избирательном округе? Звоните, пишите, сообщайте нам!

Сергей ГАЛЫМОВ
на главную страницу первая страница подробности региональные выборы
земля и люди агромаркетинг справочная «АК» час досуга
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Журналист-менеджер: С.А. Абдрахманов
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»