Республиканский общественно-
политический еженедельник
Газета издается с 10 декабря 2002 года
 для рекламодателей  подписка на газету  ссылки
 Услуги для Вас: от верстки и дизайна до собственного web-сайта!
№ 39 (40)
26.09-02.10.2003
поиск по сайту:
 
 на главную страницу
 цитата
 первая страница
 подробности
 съезд религий
 экономика
 наш опыт
 столица
 агромаркетинг
 здоровье
 автостоп
 TV-программа
 агроказбиржа
 час досуга
 фотоконкурс
 архив
 бомонд
СМИ новости
ВАЛЮТА, ПОГОДА
 
Kazakhstan Financial Market
 
КАТАЛОГИ И РЕЙТИНГИ
 
Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
СЧЕТЧИКИ
 
СТОЛИЦА

   Трансформация бывшего областного города в новый деловой и культурный центр проходит для Астаны не безболезненно. Наравне с приятными переменами, связанными с благоустройством и строительством, сюда пришла жесткая диктатура рыночной экономики в виде роста цен буквально на все виды товаров и услуг. Интересы крупного и среднего бизнеса все отчетливее проявляются в «захватнической политике» территорий, прилегающих к центральной части города, а также в микрорайонах с развитой инфраструктурой. Рост преступности на фоне увеличивающегося количества игорных и увеселительных заведений кажется уже неотъемлемой частью жизни столицы.
   Глядя на все это, старожили и коренные горожане все чаще вспоминают добрым словом свой тихий провинциальный городок. Но, ностальгируя по прошлому, они не сдаются и, бывает, противятся нынешним порядкам, не устраивающим столичного жителя со средним и ниже оного достатком. О таком их противостоянии реальности и рассказывают материалы сегодняшней тематической страницы.

Сергей ГАЛЬЦЕВ
ЦЕНЫ НА ЖИЛЬЕ:
«КРЫША» ЕДЕТ

   Астана продолжает держать пальму первенства за звание самого дорогого города в Центральной Азии по продовольственным и промышленным товарам. А по стоимости одного квадратного метра жилья столица Казахстана уже несколько лет соперничает с такими городами мира, как Москва, Париж и Токио.

   Тема дороговизны квартир в Астане, можно сказать, перешла из экономической в политическую плоскость. Она уже несколько раз поднималась в выступлениях Президента страны, поставившего задачу перед городскими властями – увеличить вдвое население столицы и довести его к 2010 году до миллионной отметки. Между тем впервые за годы становления молодой столицы в текущем году отмечена тенденция к оттоку населения из города.

   Как правило, молодые специалисты, рискнувшие приехать в город, довольно быстро находят себе работу, а некоторые даже делают неплохую служебную карьеру. Однако на пути к благополучию возникает самая труднопроходимая преграда – проблема с жильем. Некоторые, помаявшись несколько месяцев, а то и лет, по съемным квартирам да по комнатам у бабушек, уезжают назад, туда, откуда приехали. Другие оставляют город, как только узнают о стоимости жилья и о полной бесперспективности его приобретения. По неофициальным данным, только по этой причине ежегодно из Астаны уезжает около одной тысячи семей. Причем среди них преобладают специалисты, посвятившие себя государственной службе.

   Проблема строительства муниципального жилья также неоднократно поднималась на самом высоком уровне. Однако заметных успехов на этом фронте городские власти за эти годы так и не добились. Среди строящегося на сегодня в столице жилья доля будущих служебных квартир не превышает и пяти процентов. При этом до сих пор государство не обеспечило служебным жильем всех госслужащих, приехавших в наш степной край из Алматы, как говорится, по долгу службы, в годы передислокации столицы. Хотя не секрет и то, что многие высокопоставленные чиновники за это время сменили не одни муниципальные апартаменты.

   Между тем отцы города, словно заклинание, повторяют о необходимости строительства доступного жилья. Но рынок – это такая штука, которая подчиняется своим законам, а не административным приказам. Сегодня минимальная стоимость одного квадратного метра в новом доме составляет 360 долларов США в черновом и 420 долларов в чистовом варианте. А говорить о максимальной цене в данном контексте и вовсе не хочется…

   Количество строящихся домов в Астане растет, как в мультике. Для развития бизнеса многие фирмы и компании, занимающиеся их возведением, предлагают своим клиентам принимать долевое участие или же продают под ипотечное кредитование. Однако на такую перспективу откликаются не многие. Во-первых, если дом возводится методом долевого участия, то очень маловероятно, что он будет сдан в эксплуатацию в обозначенный строителями срок. При этом нередко фирмы по ходу дела «корректируют» вносимую сумму, объясняя это повышением цен на стройматериалы или же другими причинами. Клиент, вложивший уже однажды определенную сумму, просто не может выйти из игры, так как эти средства ему никто возвращать не намерен. Не бросать же, в конце концов, деньги на ветер!

   Что касается ипотеки, то тут разговор особый и долгий. Для краткости можно сказать, что за годы возвращения кредита банку клиент платит за квартиру практически более чем двойную цену. Утешением может послужить только то, что благодаря более низким процентным ставкам казахстанцы платят меньше, чем, например, те же россияне, где за ипотеку рассчитываются тройной ценой.

   И все же уникальность нашей молодой столицы в том, что все тот же закон рынка, что спрос рождает предложение, у нас частенько не срабатывает. Особенно на рынке жилья. Количество продаваемых как новых, так и квартир из эксплуатируемого сектора увеличивается, а стоимость жилья остается прежней или же растет в зависимости от времени года (обычно квартиры дорожают к весне). Так, по последним данным, в столице сегодня возводится более тридцати многоквартирных домов, а на рынке вторичного жилья продается около 1,5 тысячи квартир. Но это обстоятельство практически никак не влияет на цены, как, впрочем, и снижение процентных ставок на ипотечное кредитование. Так что вопрос ценообразования на жилье в столице по-прежнему остается «бермудским треугольником», загадка которого вряд ли будет разгадана в ближайшие годы.

ФОТОФАКТ

   Строительство этого 126-квартирного жилого комплекса «Алтын орда» начато в самом центре столицы, по улице Букейхана. Всем он привлекает внимание – и своим расположением, и современными экологически чистыми отделочными материалами, и предусмотренными автопаркингом, офисными и торговыми помещениями.

Сабит МАЛДЫБАЕВ
Куда пристроить коня?
ЖЕЛЕЗНОГО

   На днях на имя акима Астаны Темирхана Досмухамбетова поступило письмо от ветеранов войны и службы в МВД, проживающих более десяти лет в доме №29 в 4-ом микрорайоне. Суть его в следующем. В свое время вместе с ордером на квартиру ветераны получили разрешение от городских властей поставить напротив дома несколько десятков металлических гаражей. Три года назад по распоряжению акима Алматинского района разбросанные по двору железные коробки были аккуратно собраны хозяевами в одну линию, пронумерованы, покрашены, в общем, приведены в соответствующий вид. За благоустройство территории власти обещали решить вопрос с оформлением, так как юридических документов на владение этой недвижимостью никто из ветеранов не имел по причине того, что БТИ не оформляет право владения металлическими помещениями. И кто бы мог подумать, что этот юридический казус развяжет руки тем, кто решил прибрать эту территорию к этим самым рукам.

   – Вы не можете лишить меня гаража. Я ведь за него… «Родину» продал.

   Это знаменитое изречение одного из героев рязановского фильма «Гараж» как нельзя кстати подошло бы в качестве эпиграфа к данному материалу. Но, увы, сегодня мы поднимаем тему не строительства гаража, как это было в бессмертной комедии, а его сохранения для многочисленных автовладельцев столицы, для которых наступили поистине тяжелые времена.

   Жители старых микрорайонов города в шоке: тихой размеренной жизни пришел конец. Словно наследники Мамая, проходятся по внутриквартальным дворам и аллеям многочисленные строительные компании, превращая детские площадки и зоны отдыха в супермаркеты и офисы. С недавних пор ураган перестроек коснулся и святая святых столичных владельцев автомобилей – их гаражей.

   Вы, конечно же, вправе спросить: почему же железные коробки для авто занимают столь привилегированное положение во внутридворовой структуре, неужели они важнее зеленых насаждений или игровых площадок?

   Дело в том, что при строительстве первых спальных микрорайонов архитекторы сознательно размещали гаражи в тех местах, где под землей проходили важные коммуникационные линии, в основном линии связи. Дабы какой-нибудь строитель или еще хуже кладоискатель не мог ковшом экскаватора или лопатой перерубить дорогостоящие кабеля. А железные гаражи, как вы сами понимаете, как раз и служили своеобразной защитой.

   Но, как я уже говорил, сегодня большинство дворовых гаражей лишено статуса сторожей подземных коммуникаций. Деловые люди всеми правдами и неправдами ведут войну за каждую пядь земли, где можно поднять бизнес-центр, построить магазин или увеселительное заведение. Благо, к таким местам есть и готовые подъездные пути, и подведены все блага цивилизации в виде света, тепла, телефона и так далее.

   … Несмотря на то, что во время знакомства с четвертым микрорайоном новый аким пообещал жильцам не трогать гаражи. Через несколько недель к ветеранам пришел юрист из Алматинского акимата и потребовал их убрать. На слова ветеранов, что городской глава обещал не трогать их владения, молодой специалист ответствовал, что аким – человек новый, с городским хозяйством еще не разобрался, а пообещал – для красного словца. Но бывшие милиционеры не отступили и написали о решении чиновников Т. Досмухамбетову и готовы, в случае неудовлетворения их просьбы, дойти до самого Главы государства.

   … Тех счастливчиков, кто имеет гаражи рядом с домом, можно уже по пальцам посчитать, и таковых, как вы понимаете, с каждым годом становится все меньше. Да что там гараж! Многие автовладельцы мечтают ныне о месте под солнцем (ветром, снегом) на простой платной стоянке. Ведь строительный бум безжалостно прошелся и по ним. В результате большинство владельцев вынуждены оставлять свою машину без охраны, рискуя каждое утро проснуться и найти ее в разобранном виде, или, еще хуже, угнанной. Есть и такие, для кого ежедневная платная стоянка просто не по карману.

   В этом плане, можно сказать, повезло членам потребительских кооперативов индивидуальных застройщиков гаражей. То есть владельцам помещений, расположенных на окраинах города и построенных еще в бытность Целинограда. Пусть не близко к дому, зато надежно и спокойно.

   Однако плохие новости есть и для них.

   Как нам сообщил председатель кооператива «Южный», в планах реконструкции территории столицы есть пункты, согласно которым несколько таких гаражных объединений будут в ближайшие годы снесены. А это еще тысячи и тысячи бездомных «железных коней». Например, только на территории одного «Южного» насчитывается около 4 тысяч строений. Большинство их владельцев – пенсионеры, для которых гараж – не просто крыша для машины, но и погреб для хранения овощей, собранных с дачных участков.

   Казахи издревле гордились своими бескрайними степями. Неужели для развития новой столицы и степь оказалась мала?

НЕ ОПОЗДАЙ!
Техосмотр-2003

   До завершения годового технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним остался практически только месяц.

   Но, по данным Управления дорожной полиции ГУВД города Астаны, к техническому осмотру представлено чуть больше 70 процентов от общего количества транспорта, зарегистрированного в столице. Несмотря на неоднократные напоминания Дорожной полиции, многие из автовладельцев выжидают до последнего дня – 30 октября.

   Но не стоит забывать, что по статье 461 п. 6 Кодекса об административных правонарушениях РК, за несвоевременное прохождение технического осмотра предъявляется штраф в размере до 6104 тенге.

   Дополнительную информацию можно получить по телефонам в Астане: 31-08-40, 71-66-60, 38-70-29, 37-56-08, 31-12-31.

на главную страницу первая страница подробности съезд религий экономика наш опыт
столица агромаркетинг здоровье автостоп час досуга
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Д. Майнашева. Тел.: 938-263
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»