Газета издается с 10 декабря 2002 года. Выходит по пятницам.
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market


Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

История

ЦЕЛИНА-
уроки и судьбы

жыл 50 лет

   Продолжая тематический цикл публикаций, посвященных 50-летию освоения целинных и залежных земель, мы предоставляем слово очевидцам тех эпохальных событий, ветеранам целины. В их воспоминаниях раскрывается правдивая и эмоциональная картина грандиозного события, явления действительно неординарного по степени воздействия не только на облик республики, но и на судьбы нескольких поколений казахстанцев. Тем более что приближается круглая дата – 50-летие начала освоения целины. Причем основная ставка делалась тогда на казахстанские степи. Поэтому мы по-прежнему ждем писем и материалов от вас, уважаемые читатели. Особенно от тех, кому посчастливилось быть в рядах первоцелинников. Нам интересны ваши воспоминания и ваше мнение о проводимой газетой акции, посвященной 50-летию этой исторической вехи.

вспоминают ветераны

«ОНА ДАЛА НАМ НЕ ТОЛЬКО ХЛЕБ…»

сагандык акишев,
ветеран труда

   Сейчас, вспоминая целинную эпопею по прошествии полвека, когда многое из памяти людей выветрилось, осмысливаешь: а была ли надобность? И понимаешь, что целина – это огромное народное достояние. Судите сами: нетронутая веками, заросшая ковылем чуть ли не в человеческий рост плодородная земля использовалась не человеком, а дикими животными и птицами. И вдруг за какой-то небольшой промежуток времени (7-8 лет) силами народа бывшего СССР степь наполнилась гулом тысячей тракторов и многолосьем огромной разнонациональной семьи первопроходцев…

Камыш – дороже золота

   Освоение целинных и залежных земель в нашем районе проходило на обжитых местах: ни один совхоз не организовывался на голой степной полосе, а в поселках, где уже жили люди. Быт первоцелинников и местных жителей был одинаковым. Правда, с жильем возникли большие проблемы. Однако когда трудно, чего только не выдумают крестьяне, чтобы выйти из положения.

   Наша местность богата малыми и большими озерами, а в них – заросли камыша. Вот и придумали изготавливать из него маты толщиной 20-25 сантиметров и длиной 2,5 метра. Они-то и использовались на первых порах для строительства жилья. На этот шаг подтолкнуло выступление Никиты Хрущева. Он говорил о том, что камыш – это древний строительный материал, который сейчас дороже золота. Вот так по линии государства были организованы камышитовые заводы, где стебли перерабатывались в такой строительный материал, что в него свободно вбивали гвозди молотком. Один из заводов построили на озере Тениз в нашем районе. Численность рабочих составляла свыше ста человек, и 90% из них были первоцелинниками. Строили не только дома, но и сараи, овцефермы. Кто-то работал с деревом, выполняя заказы, кто-то обмазывал строения глиной. Словом, за день возводили дом. И он выходил теплым. Со временем стали завозить в большом количестве финские сборно-щитовые дома. Жили на первых порах, как говорят, в тесноте, но не в обиде. Так, например, в поселке Татьяновка в доме Данилы Шумилина приспособились спать на деревянных полатях, а внизу содержались телята. Выгода была двойная, хотя сейчас это и представить трудно.

   Следом за жильем развернулось строительство Домов культуры, детских садов, школ, больниц, торговых центров. На социальную сферу обращалось большое внимание. Возводились также и производственные объекты – МТМ, гаражи, животноводческие фермы, зернохранилища. А лесом нам помогали практически Курганская, Свердловская области, доходили мы даже до Иркутской. Будучи директором совхоза им. Летунова, автор этих строк вылетел в г. Братск и выпросил у начальника Братской ГЭС Ивана Наймушина пять тысяч кубометров пиломатериала с условием отгрузки в течение полугода. Целинному краю в то время помогала вся страна, тем более что на совещании в Целинограде Н. С. Хрущев дал прямое указание – в масштабах Союза выделять целине любые фонды по отдельной строке.

Затраты окупились с лихвой

   В 1954 году в нашем районе освоили 52412 гектаров целинных залежных земель, а посевная площадь в 1961 году достигла 300 тысяч гектаров. Первый секретарь крайкома в одном из докладов писал: «Расчеты показывают, что затраты государства на освоение целинных земель с лихвой окупились. С начала освоения ковыльных степей на строительство совхозов, приобретение техники и подготовку кадров израсходовано 16 миллиардов рублей. За это же время государство получило чистого дохода только от реализации зерновых хозяйствами края 22 миллиарда рублей».

   Можно сказать, что освоение целины продолжалось до 1961 года. Вторым этапом эпопеи была вторичная организация совхозов на базе колхозов и прирезки к ним распаханных земель. Так, в марте 1961 года организовали совхоз им. Летунова на базе колхозов им. Кирова, им. Калинина, «Заветы Ильича» и отделения совхоза им. Магнитогорского. Я в возрасте 30 лет стал первым директором одного из крупнейших в районе хозяйств. Посевная площадь составляла 35000 гектаров, из них под зерновые – 27000. В 1966 году мы собрали самый лучший урожай по району – 23 центнера с гектара, а удои на одну корову составили более 2300 килограммов. Надаивали за год более 2300 центнеров молока.

   Увлеченность работой у молодежи была просто героической. Мне вспоминается случай с Василием Бородий. Я остановил его комбайн, чтобы поговорить с ним, а в ответ услышал следующее: «Сагандык Акишевич, вы нас всю зиму настраивали на получение хорошего урожая, и мы дождались его, а сейчас просто не время для разговоров. Дорога каждая минута, так что, извините, я поехал». И помахал мне рукой.

Зерно «горит»!

   Поднятие целинных и залежных земель принесло и большие трудности, а порой крупные непредвиденные ошибки. 1956 год выдался очень урожайным. А зерноскладов, элеваторов для хранения зерна не хватало. И его ссыпали просто на землю в большие бурты. Дождь и неожиданный снег подпортили зерно. Этот факт не обошли своим вниманием сатирики. Помните известных артистов Тарапуньку и Штепселя? Так вот, Тарапунька спрашивает у Штепселя: «А знаешь ли ты, какая самая жаркая страна на земном шаре?». И Штепсель отвечает: «Конечно, это страны Африки. Проще вопроса не бывает». А Тарапунька: «Да нет же, оказывается, ты не знаешь: самое жаркое место – в Казахстане. Это Кустанайская область». Штепсель снова ему: «Там же север и очень холодно, морозы сорокаградусные. Ну и загнул же ты». Тарапунька: «А вот и не загнул. Там от жары повсеместно зерно горит».

   Вот так мы и прославились на весь Советский Союз. А эти факты имели место во всех хозяйствах. Зерна скопилось очень много. Вспоминается одна иностранная делегация, посетившая совхоз «Каменск-Уральский». Они переговаривались о том, что господин директор, дескать, водит нас возле одного и того же бурта зерна, так как больше хлеба у них нет. Чтобы развеять сомнения, принесли лестницу, и поднявшись по ней, иностранцы увидели множество буртов зерна. Удивленно закачали головами и сказали, что этого хлеба хватит для того, чтобы загрузить несколько кораблей.

   Хочется еще раз подчеркнуть, что целина далась нашему народу нелегко. Были и болезни, и многочисленные жертвы людей. Так, например, в нашем районе замерзла девушка-первоцелинница. Бураны в то время бушевали по несколько дней. А какие были трескучие морозы! Не удавалось избежать хулиганства, потому что на целину приезжали и только что выпущенные из зоны заключенные, в том числе и уголовники. Отдельные личности после приезда на целину требовали, чтобы им в течение 15-20 дней выплатили подъемные, а это были большие суммы. Получив деньги, такие люди разъезжались, куда глаза глядят.

   Но большинство осталось здесь жить навсегда. Им понравились с первых дней и условия, и погода, да и с местным населением они нашли общий язык. Если сейчас у русских, украинцев, беларусов вы спросите место рождения, то в ответ каждый третий с гордостью скажет: «Я – целинник».

мендыкаринский район,
костанайская область.

МУЖЕСТВО первого БРИГАДИРА

борис токарев,
заместитель директора архива г. астаны

   Даниил Нестеренко – это имя в первый год освоения целины (1954) облетело всю страну. Получивший звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной, этот человек и на целине совершил геройский поступок, оставивший след в памяти современников.

   Войну Даниил Потапович Нестеренко закончил в Берлине в звании лейтенанта. Демобилизовавшись, возвратился домой в Донбасс вместе со своей женой Прасковьей Никифоровной, с которой познакомился на фронте. Стал работать трактористом-комбайнером в совхозе «Никитовский».

   О том, как Данко (так в семье называли Даниила Потаповича) решил поехать на целину, рассказывала его жена.

   – Однажды, – вспоминала Прасковья Никифоровна, – он пришел домой возбужденный и прямо с порога заявил: «Еду на целину». Мать в слезы. Все родственники смотрят на меня, что я скажу. А он продолжает: «Собрали нас в конторе и спрашивают, кто, мол, желает поехать в Казахстан. Пятеро пожали плечами, головы надолго опустили. Я сказал сразу: «Поеду». Ведь я коммунист и первым должен был сказать свое мнение». Я согласно кивнула ему головой: «Поезжай. Осмотрись, там и нас вызовешь».

   С первым эшелоном будущих целинников из Донбаса 9 марта 1954 г. Д. П. Нестеренко выехал в далекий Казахстан.

   – С собой, – продолжает свое повествование Прасковья Никифоровна, – он взял чемодан и сумку с саженцами вишни, которые выкопал за два часа до отхода поезда у нашего недостроенного дома. Сказал: «Посажу там украинские вишни. Это «шпанка», она быстро вырастает. Дети приедут, а садик зацветет...».

   Даниила с друзьями определили во вновь организуемый на есильской целине совхоз «Дальний».

   «...Дорогая, милая Пашуня, любимые дочки, – писал он семье, – здесь хорошо. Поле широкое, просторное, даже дух захватывает. Вот-вот начнем пахать. Меня назначили бригадиром. Как только закончим полевые работы, приеду за вами, и будем здесь жить. ...А работы хватит всем: нам, детям и внукам... Обнимаю вас, до встречи скорой».

   Увы, это было первое и последнее письмо Даниила Потаповича. 28 апреля 1954 года случилась трагедия при переправе техники через речку Жаныспайку. Вот как об этом рассказывал механизатор В. К. Древаль, приехавший в совхоз «Дальний» вместе с Д. П. Нестеренко:

   – ...Тяжелый бензовоз с горючим Нестеренко тащил своим трактором. Через реку решили переправляться у железнодорожного моста. Лед под ним находился в тени и казался более крепким. Даниил руководил переправой, помогая молодым трактористам. Все переправлялись благополучно. И нам вначале казалось естественным, что он сам, как более опытный, решился идти последним. И только на противоположном берегу мы поняли, какой возник риск: лед был расшатан нашими машинами, к тому же за трактором Даниила шел тяжелый бензовоз. Когда лед треснул, и машина стала уходить под воду, он мог бы, наверное, выскочить, но не отпустил рычаги и еще продолжал бороться....

   Даниил Потапович навсегда сохранится в памяти как первоцелинник, хотя он не смог проложить первую борозду в степи и растить там хлеб.

ведущая страницы юлия нитченко

Цифры и факты
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»