НОВЫЕ АКЦЕНТЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Вопросы разработки среднесрочного плана социально-экономического развития страны обсуждены на недавнем ежегодном республиканском совещании. В нем участвовали руководители министерств и ведомств, национальных компаний, акционерных обществ и представители общественных организаций. Итоги минувшего года, характеризующиеся реальным ростом ВВП, увеличением промышленного, сельскохозяйственного производства и внешнеэкономического товарооборота послужили, базой для определения дальнейших ориентиров экономической политики на 2005-2007 годы. Сценарные прогнозы, новые акценты в достижении промежуточных целей Стратегии индустриально-инновационного развития представил вице-министр экономики и бюджетного планирования Бахыт СУЛТАНОВ. На его анализе и прогнозах мы сегодня и построим очередной выпуск тематической страницы.
Основные сценарии развития
В условиях неоднозначности перспектив в мировой экономике целесообразно, конечно, определить сценарии «кривой» развития нашей экономики в зависимости от роста цен на нефть.
Базовый сценарий предполагает, что мировые цены на нефть будут близкими к середине амплитуды их возможного изменения (24-26 долларов за баррель). Темпы роста ВВП в 2005-2007 годах составят в среднем 7-8%.
Сценарий низких цен: уровень мировой стоимости на нефть будет близок к нижней границе их возможного изменения (17-19 долларов за баррель). В соответствии с этим сценарием в 2005-2007 годах рост ВВП будет происходить со среднегодовыми темпами в 3-4%.
Сценарий высоких цен: мировые цены близки к 30 долларам за баррель, и даже могут их превышать. Индекс внешней конъюнктуры повысится в текущем году по отношению к 2003 году. В среднем рост ВВП в 2005-2007 гг. составит 9-10%.
Таким образом, по хитросплетению этих сценариев, в прогнозируемом периоде внешние факторы не смогут обеспечивать рост экономики Казахстана. В сценарии высоких цен внешняя конъюнктура окажет значительное положительное влияние на темпы экономического роста в этом году. В целом же в планируемом периоде общий курс социально-экономической политики сохранится, и будет соответствовать целям и задачам Стратегии индустриально-инновационного развития, Программе Правительства.
О жилищном строительстве
Для обеспечения жильем широких слоев населения в текущем году будет разработана Программа жилищного строительства на 2004-2006 годы. Это позволит решить многие вопросы, связанные со сносом ветхого и аварийного жилья, развитием инженерных сетей в городах, организацией производства современных строительных материалов и санитарно технических изделий для оборудования квартир.
Активное возведение жилья позитивно повлияет и на другие секторы экономики, что в конечном итоге окажет положительное воздействие на демографическую ситуацию и динамику роста ВВП. Широкомасштабное строительство послужит стимулом для роста доходов населения и изменения структуры потребительских расходов, а также интенсивного развития потребительского долгосрочного кредитования.
О снижении доли
теневой экономики
Давно всем известно, что теневая экономика негативно влияет на собираемость доходов в государственный бюджет. А недобор, соответственно, ведет к низкому финансированию социальных бюджетных программ и маленькой заработной плате в бюджетных организациях. В текущем году необходимо более тщательно изучить эту проблему и принять комплекс мер, направленных на стимулирование выхода из тени тех производств, которые относятся к группе товаров и услуг, не наблюдаемых в официальном государственном учете. В первую очередь, это ликвидация искусственно возведенных препятствий на пути развития предпринимательства. Казахстанское законодательство должно стимулировать деловой мир, работать прозрачно и по справедливым правилам. В связи с этим предполагается внесение изменений в порядок проведения проверок, лицензирования, стандартизации и сертификации.
Требует дальнейшего совершенствования налоговое и таможенное законодательства. Одновременно усиливается администрирование при сборе налогов в тех секторах и направлениях, которые традиционно выпадали из поля зрения налоговиков. Следует выработать прозрачную и экономически обоснованную процедуру тарифообразования в отрасли услуг, особенно – деятельности естественных монополий, государственных органов, предоставляющих услуги населению и предприятиям.
Об аграрном секторе
Срок действия широкомасштабной государственной поддержки аграрного сектора истекает в 2005 году. Первые результаты ее реализации свидетельствует о своевременности кардинальных мер. На повестку дня выходят теперь вопросы, решение которых видится в плоскости вступления страны в ВТО. Актуальной становится работа по повышению эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. Это предполагает принятие такого же долгосрочного документа, как Стратегия индустриально-инновационного развития, который бы определял цели и задачи в области создания конкурентоспособного аграрного производства, основанного на передовых достижениях науки и техники.
О среднесрочных планах
развития национальных компаний
Разработка среднесрочных планов развития национальных компаний осуществляется в соответствии с Правилами разработки индикативных планов. Сейчас утверждены типовые структуры и формы планов развития национальных компаний на следующие три года.
Существующий порядок предусматривает 15-дневный срок их внесения для утверждения в Правительство, после утверждения республиканского плана. Как показывает опыт прошлых лет, эти сроки практически не выполняются. Так, из 13 планов развития национальных компаний на 2003-2005 годы, которые внесены в Правительство, только 7 утверждены постановлениями. Аналогичная ситуация складывается и по планам на 2004-2006 годы. Ни один из них не только не утвержден, но даже и не внесен на рассмотрение в Правительство, хотя разработка практически всех планов проводилась по срокам, предусмотренным в Правилах.
На заседании Совета по экономической политике принималось решение рассмотреть все планы в октябре 2003 года на заседаниях Республиканской бюджетной комиссии, но эта работа перенесена на январь-февраль текущего года. Сегодня из 9 рассмотренных на заседаниях Республиканской бюджетной комиссии проектов, планов развития на 2004-2006 годы, только один (ГНПФ) одобрен. Проекты же планов 8 компаний поручено доработать. Основным замечанием является не концептуальный подход при их разработке, в том числе, входящий в их состав инвестиционной программы.
Учитывая сложившуюся ситуацию, есть необходимость, вероятно, синхронизировать рассмотрение проектов планов национальных компаний на заседаниях РБК с формированием бюджета. А предоставлять их в Правительство в IV квартале. Поэтому в июне необходимо разработать и внести на согласование планы развития национальных компаний на 2005-2007 годы по структуре и формам, утвержденных Министерством.
В заключение хотелось бы особое внимание государственных уполномоченных органов, имеющих право владения и распоряжения национальными компаниями, обратить на более тщательное планирование их развитие.
Планы должны соответствовать Стратегии индустриально-инновационного развития страны, государственным и отраслевым программам развития и строиться на принципах концептуального видения государством развития конкретной отрасли экономики. Это – основа и придумывать ничего не надо.
ведущая страницы дина нурсапарова
|