Газета издается с 10 декабря 2002 года. Выходит по пятницам.
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market


Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Душа народа

   Ежегодно более 25 тысяч казахстанских женщин подвергаются бытовому насилию. Это данные официальной статистики, а реальные цифры намного больше – не каждая жертва обращается в полицию. Юристы говорят, что защитить права женщин в этой ситуации может только специальный закон. Проблеме гендерного насилия посвящался семинар, прошедший на той неделе в Алматы. Что же это, признаки современности или так было всегда?
   В этом выпуске тематической страницы мы и попытаемся сделать экскурс в историю отношения к женщине у разных народов, во все времена.



Девочка. Какое счастье

    В канун 8 марта водитель из Астаны Жанат Серикпаев испытал огромное счастье – у него родился первенец . Причем, кого он желал больше всего – доченька. До этого его дед Карымсак немало рассказывал об отношении в семье казахов к появлению на свет девочки. Когда рождается дочь, то считается, что в доме появилась помощница матери и будущая невеста, которая объединит в родственные узы две семьи, два рода.

   А вот бабушка поведала о других традиционных тонкостях этого события. Тоже очень интересных. После родов первой роженицу посещает родная мать. Это установившийся обычай и вместе с тем обязательный долг каждой матери. Об этом должны знать и помнить все женщины-казашки, у кого есть девочки. Мать искренне радуется за свою дочь, помогает советами по уходу за младенцем. Разделяет радость сватов, привозит подарки для малыша, являясь желанной и уважаемой гостьей. Приезд матери к дочери очень древний обычай. Однако даже старцы не смогли вспомнить название такого прекрасного обычая. И его назвали «суйиндир»- любование. В этом заложен глубокий смысл – и дочь благополучно выносила дитя, и осталась здоровой.

   Особое отношение существует и к старшей сестре, которую у казахов называют «энке». Но на различных диалектах название это имеет разные варианты. Апай – скажут о ней на востоке. Эпше – назовут ее на юге. А на юго-востоке, представляя старшую сестру, употребят термин «апа». Ее называют так же, как принято обращаться к родной матери. И это отнюдь не от бедности языка, а оттого, что роль старшей сестры в казахской семье ценится очень высоко, является важной и ответственной.

   Так сложилось исстари. Закон Шариата, приветствующий женитьбу на младшей сестре жены, в случае ее смерти запрещает жениться на ее старшей сестре, поскольку она является как бы второй матерью своих младших братьев и сестер. К ней отношение особое – уважительное, почтительное.

такура жаксыбай

Узелки нашей памяти

роза бехтемирова,
преподаватель татарского языка
национально-культурного центра «тан»

   Наша 92-летняя Нафиса-абыстай, как почтительно обращаются к каждой уважаемой женщине у татар, собралась в последний путь. Но об этом она нам сказала спокойно. Попросила только об одном: сделать все так, чтобы явилась она к Господу как положено.

   Нафиса Гиреевна Мусина являлась самым активным членом татарского селения. Ее мы хорошо знали и любили. За знание и почитание традиций, обрядов, обычаев. К смерти Гиреевна готовилась, и была уверена, что её друг Кутуев проводит её в последний путь, как велит Коран. Отношение Кутуева к Гиреевне особое. Он считал её своей бабушкой и мамой, наверное, потому, что Нафиса очень похожа на них, такая же красивая, внимательная и добрая. И когда пришёл срок, он исполнил волю Гиреевны.

   Молодым сегодня трудно понять, почему так важны традиции для стариков. Но когда Гиреевна слегла, к ней в квартиру пришли три женщины, чтобы сшить для неё саван. Белый материал у неё уже был припасен. Женщины шили не торопясь, аккуратно, ведь саван шьют только вручную и при этом на нитке не делают узелков. И ритуальное полотенце у Нафисы уже готово.

   Нафиса Мусина ушла в иной мир через два дня, как только её погребальная одежда была готова. Позвали другую бабушку. Трижды она совершила омовение, затем одела покойницу и завернула в саван, завязав его у головы и ног.

   Гиреевна – редкой души человек, мудрая женщина, строгая, справедливая. Для всех нас – она идеал женщины. И печаль о ней осталась ясной и светлой.

ШАМАНКА
есть
ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ

роза ли,
сотрудница ассоциации корейцев казахстана

   Удивительное дело: почетное звание «Человек – национальное достояние» присвоили в наши дни… шаманке.

   Еще недавно, лет двадцать назад корейцы, особенно образованные, стыдились шаманок. Шаманизм воспринимался как “пережиток прошлого”, и его попросту стеснялись. Однако в последнее время отношение к этому резко изменилось. Наиболее знаменитым шаманкам сейчас присваивают почетное звание “Человек – национальное достояние”, которого в Корее удостаиваются лучшие мастера традиционных искусств и ремесел. Разумеется, титул присваивается не на основании того, насколько эффективно та или иная шаманка изгоняет злобных духов и насколько хорошо договаривается с духами добрыми. При присвоении официального титула учитывается мастерство в исполнении традиционных ритуальных песен и танцев, которые всегда были в Корее важной частью шаманского обряда, необычайно зрелищного и театрализованного. Время от времени шаманка устраивает и показательное камлание, на которое могут посмотреть все желающие.

   Любопытно, что шаманок сейчас чаще всего приглашают мелкие предприниматели, которые просят у духов покровительства их бизнесу или, скажем, влияния на величину банковских ставок. Как уже говорилось, обращаются к шаманкам и родители абитуриентов, ведь удача при поступлении в университет является важным условием жизненной удачи вообще. Родители надеются, что шаманка заставит духов помочь их сыну, скажем, лучше сдать экзамен по математике или органической химии, как впрочем, и многие другие.Другие проблемы в жизни…

«НОХЧАЛЛА» – искусство уважения

салман героев,
руководитель национально-культурного
чечено-ингушского центра «вайнах»

   «Нохчалла» – это особое почитание женщины у чеченского народа. Подчеркивая уважение  к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо  при въезде  в село, где  они живут…

   С детства я помню притчу о горце, которую рассказывали в нашем доме. Однажды путник попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка дома одна. Она  не могла отказать  гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе «нохчалла». Это неприятие любого принуждения. При этом «нохчалла» обязывает чеченца проявлять уважение в любой ситуации. Причем, уважение тем большее, чем дальше женщина по родству, вере или происхождению.

Беря жену, посмотри на её...

мария акопова,
директор армянской школы г. астаны

   По армянскому обычаю невесту обычно выбирают родители юноши, причем инициатива принадлежит его матери.

   Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещается с мужем и со своими родственниками, прежде всего с родным братом, что указывает на значительную роль дяди со стороны матери (керри) в семейных делах. Затем они стараются собрать интересующие их сведения о предполагаемой невесте и ее семье. Основное внимание обращают на скромность, трудолюбие и хорошее здоровье будущей невестки. При этом внешности не придается особого значения, о чем свидетельствует и известная армянская поговорка: «Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была». В то же время внимательно присматриваются к характеру родителей девушки, особенно матери. До сих пор мы учим юношей, твердя «Беря в жены дочь, посмотри на ее мать».

ведущая страницы ольга сестерова

Традиции цивилизации
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»