|
|
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ |
|
В Мажилисе Парламента РК сейчас ведется работа над проектом Закона «Об обязательном страховании в растениеводстве», который вызвал разноречивую реакцию как депутатов, так и сельхозпроизводителей. В частности, подвергается сомнению непременная обязательность страховых договоров. Это и неудивительно – в Казахстане институт страхования в сельском хозяйстве практически отсутствует или развит весьма незначительно. Это обусловлено низкой платежеспособностью сельхозпроизводителей и непривлекательностью существующих видов защиты. Между тем разработка такого Закона предусмотрена Государственной агропродовольственной программой РК на ближайшие три года. И, наверное, немаловажным в этом случае может стать опыт других стран, где уже многие годы ведется страхование посевов, подворья и крестьянских хозяйств.
|
|
|
Украина: как избежать потерь? |
Кабинет министров Украины в июле 2002 года принял постановление об обязательном страховании аграрными производителями урожая зерна и сахарной свеклы.
Как считают в правительстве, оно необходимо для защиты от возможных потерь в связи с природными катаклизмами. Минувший год стал довольно показательным в этом плане: сначала из-за продолжительной засухи, а потом от проливных дождей погибли значительные посевы зерновых. Плохие погодные условия привели к тому, что эксперты несколько раз понижали прогнозные показатели сборов. Напомним, что Минагрополитики изначально прогнозировало урожай зерновых на уровне прошлого года, но затем он был снижен до 32 - 35 миллионов тонн. По оценкам специалистов, в среднем аграрии ежегодно теряют из-за погодных условий 5 - 7 % урожая.
Правительство решило, что сельхозпроизводители обязаны страховать урожай от града, бури, ливней, урагана, наводнения и землетрясения, засухи, вымерзания и полного внезапного уничтожения посевов карантинными вредителями. Можно застраховаться и от пожара. Сумма обязательного страхования определяется умножением средней урожайности с 1 гектара за последние 5 лет на цену 0, 1 тонны продукции за последний год и на фактическую площадь посевов. Правительство рассчитывает, что подобная защита позволит агропроизводителям избежать убытков от потерь урожая из-за естественных или коммерческих причин.
|
|
|
Россия: за счет бюджета |
В России при Министерстве сельского хозяйства уже год работает Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере АПК, предусмотренное отдельным постановлением.
Агентство контролирует порядок и условия предоставления средств федерального бюджета для государственной поддержки страхования в АПК, его совершенствование. При защите урожая сельхозпроизводители получают из бюджета субсидии на уплату ими части взноса по договорам, заключенным со страховыми организациями. Минсельхоз РФ, являющийся главным распорядителем этих средств для страховых взносов, распределяет деньги между субъектами РФ, которые, в свою очередь, предоставляют их сельхозпредприятиям. Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на расчетные счета страховых организаций. В перечень сельхозкультур, страхование которых субсидируется за счет федерального бюджета, включены зерновые и зернобобовые, рис, многолетние и однолетние травы, силосные, кормовые корнеплоды, масличные культуры, конопля, сахарная свекла, овощи и бахчевые, картофель, лен-долгунец, соя, горчица.
|
|
|
Поддержка села по-канадски |
Особого внимания в сфере государственной поддержки и страхования сельхозпроизводителей заслуживает опыт Канады, как страны с еще более тяжелым, чем в Казахстане, природным потенциалом. Пять лет подряд Канада производит более двух тонн зерна на душу населения. Многие специалисты-аграрии полагают, что использование опыта этой страны в сфере законодательного, организационного и финансового обеспечения деятельности аграрного сектора, сохранения его экономической устойчивости в наибольшей мере отвечало бы интересам казахстанского АПК.
|
Защита от природных катаклизмов |
Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность Канады до настоящего времени остаются субсидируемыми отраслями национальной экономики. Этого требуют как продовольственная безопасность страны, так и гуманность по отношению к тем фермерам, которые не одно поколение заняты производством основных продуктов в условиях короткого лета и непредсказуемой погоды. При этих обстоятельствах канадские фермеры не могут производить продукцию дешевле, чем их южный сосед. Поэтому - то правительство страны контролирует рынок, предоставляя возможность своим производителям или совершенствовать технологии производства и добиваться снижения себестоимости продукции, или изменять направление хозяйственной деятельности и конкурентоспособными выходить на рынок.
В последние десятилетия финансовая устойчивость фермерской деятельности здесь достигалась за счет государственного стабилизационного страхового фонда, ежегодная величина которого не превышала 850 миллионов долларов. К 2002 году государственные расходы по нему составили уже 1 миллиард долларов, в том числе 600 миллионов долларов из федерального бюджета и 400 миллионов из провинциальных бюджетов.
|
Государственное регулирование |
В Канаде страхование реализует задачу государственного регулирования в сельском хозяйстве, направленную на поддержание фермерских доходов на уровне доходов от несельскохозяйственной сферы экономики. Здесь осуществляется особая политика страхования. В ее основе лежат три принципа:
1. «Рыночная стихия» – фактор, проявление отрицательного действия которого подлежит страхованию.
2. Продовольственная безопасность и доходность аграрного сектора являются предметами общенациональной заботы. И государство, и производитель должны разделять партнерскую ответственность за их судьбу.
3. Страхование здоровья, жизни, личного имущества и недвижимости (за исключением земли) определяются личной мотивацией каждого лица и собственника, и это может быть сферой деятельности частных и кооперативных коммерческих страховых компаний.
В соответствии с этими принципами в Канаде разработаны и действуют следующие страховые программы в аграрном комплексе:
• программа по страхованию урожая (CIP),
• программа страхования доходов (RIP),
• единая (объединенная) программа страхования (GRIP),
• программа страхования уровня чистых доходов (NISA).
Все перечисленные программы включены в состав закона по защите фермерских доходов. Страховыми они считаются в силу того, что фонды по каждой из них создаются за счет партнерских взносов производителей, федерального и провинциального правительств. Страхованием уровней гарантированных цен и чистых доходов фермеров государство получило возможность сократить для них объем прямой экономической помощи.
Различные страховые меры создают условия, в которых даже при самых неблагоприятных обстоятельствах фермеру возмещается 75-80% убытков, и он имеет возможность сохранить импульс развития хозяйства. Следует отметить, что в1996 году принята новая редакция закона по защите фермерских доходов. В нем подтверждается линия государства на постепенную отмену программ RIP и GRIP и делается больший акцент на программы CIP и NISA.
|
Реальные цифры |
Выделим наиболее важные установки программы по страхованию урожая в Канаде. По ней поддерживается уровень урожайности на случай ее снижения от природных факторов. Страховой фонд формируется в размере 5-7% от 75-80%-ной среднегодовой стоимости урожая за последние 15 лет. Фермер вносит 50%, а федеральное и провинциальное министерства сельского хозяйства – по 25% от суммы фонда. 50% страхового взноса фермера составляет 2,5-8,5% от суммы, равной 75-80% среднегодовой стоимости урожая за предыдущие 5 лет. Он определяется по желанию фермера и может составлять 70-85% от базовой урожайности. Если фермер не участвовал ранее в программе страхования и не имеет официально зарегистрированных данных за прошлые годы (в частности, по налоговым декларациям), то для расчетов страховые агенты предложат ему данные по средней урожайности в провинции, в том числе, и коэффициенты кривой урожайности (тренды). При этом учитывается влияние сортов и технологий за последние годы.
В программе страхования урожаев прогнозировалось участие 70-80% фермеров. Однако практика показала, что реально в ней участвуют только 30%. Специалисты указывают на две основные причины этого явления. Во-первых, значительное отчуждение фермерских доходов на страховые программы. Во-вторых, относительная стабильность внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, что позволяет сельским производителям рисковать.
|
Резервный фонд |
Есть и еще одна причина, которая сокращает число аграриев в страховых программах государства. Она заключается в том, что на случай возникновения чрезвычайных ситуаций - пожаров на больших территориях, наводнения, ураганных ветров - правительство использует специальный резервный фонд. Платежи в качестве возмещения пострадавшим из него выплачиваются на основе специальных соглашений между федеральным и провинциальным правительствами.
Так, если в результате чрезвычайного происшествия на территории отдельного района общий ущерб составляет до 1 доллара в расчете на каждого жителя района, вся компенсация ущерба проводится за счет бюджета района. Если ущерб больше, ущерб возмещается из бюджета провинции. Если эта величина превышает 1 доллар в расчете на одного жителя провинции, ущерб возмещается из федерального бюджета. Весь резерв ЧС используется только на восстановление полей, оросительных сетей, дорог, электроснабжения, пересев культур (включая покупку семян) и т.п. Компенсация за гибель урожая производится за счет средств страховых программ CIP, а за гибель другого частного имущества – за счет коммерческого страхования. Таким образом, ущербы от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, помимо страховых фондов, могут «гаситься» специальными резервами. Для уменьшения нагрузки на эти резервы правительство проводит меры по усилению привлекательности страховых программ.
Так, в 1996 г. введена ступенчатость уровней защиты. По программам CIP и NISA уровни страхования стали соответствовать 50 (60 для CIP), 75 и 80% от валовой стоимости производимой продукции. Ранее этот уровень устанавливался на отметке 100%. Однако следует отметить, что, например, для страховой программы NISA существует специальный отбор участников. Каждый из них должен представить сведения о полученных доходах в течение предыдущих трех лет.
Таким образом, экономически слабые хозяйства и начинающие фермеры не могут принимать участия в этой программе. По мнению канадских специалистов, NISA вытесняет из производства неперспективные хозяйства. Таким образом, опыт канадской системы страхования аграрного комплекса включает две параллельные линии. С одной стороны, укрепляют доходы фермерских хозяйств, защищая их от рисковых обстоятельств природного характера, с другой – способствуют экономической селекции хозяйств сельских товаропроизводителей.
Наиболее сильные из них укрепляются, слабые лишь получают шанс выжить в неблагоприятных погодных условиях. И те и другие за счет страховых систем в агрокомплексе в любом случае развиваются дальше.
|
|
|
Ведущая страницы Юлия НИТЧЕНКО |
|
|
|