СЫРЕЮТ на полках ПРОЕКТЫ
ерлан аринов,
председатель комитета по инвестициям мининдустрии и торговли рк
Среди наиболее перспективных отраслей, способных принять «участие» в диверсификации казахстанского экспорта, по итогам опроса, проведенного ЦЕССИ-Казахстан и компанией ICPRA, названы линии переработки сельхозпродукции. Однако общий уровень этого сектора характеризуется отсутствием инновационного менеджмента и венчурного предпринимательства, достаточных финансовых возможностей. Все это не позволяет грамотно осуществить, какие бы там ни было проекты. Есть, кроме того, еще один момент. И связан он с «недоступностью» предложений системы поддерживающих институтов в силу бытующего менталитета и стереотипного мышления. О чем, кстати, и шла речь на последнем совещании по повышению конкурентоспособности отраслей переработки сельхозпродукции в Минсельхозе республики. Сегодня я бы хотел остановиться на мерах государственной поддержки частных инвестиций, направляемых в несырьевые отрасли экономики.
Меры государственной поддержки инвестиций регламентированы Законом «Об инвестициях» и нормами Налогового, Таможенного законодательств и Земельного кодекса. И в этом смысле особое значение отводится мерам по предоставлению инвестиционных преференций. Здесь стоит сказать о том, что специальный Перечень приоритетных видов деятельности, на которые распространяются преференции, включает 233 вида производств. Из них – 10 видов деятельности непосредственно связано с разведением и выращиванием сельхозпродукции. 30 видов – с переработкой и производством готовой сельхозпродукции. Другими словами, меры государственной поддержки в виде предоставления инвестиционных преференций охватывают практически все виды деятельности в области переработки и производства сельхозпродукции. Однако из 215 контрактов заявленных инвестиций на общую сумму 2,1 миллиарда долларов в сельскохозяйственном секторе реализуются лишь 53 контракта стоимостью в 188 миллионов долларов, что составляет около 9 процентов от общего объема инвестиций по всем действующим проектам. Это наглядно свидетельствует о низкой активности предприятий сельскохозяйственного сектора по применению существующих льгот и преференций, предусмотренных действующим инвестиционным законодательством.
Поэтому есть смысл еще раз напомнить, что в соответствии с инвестиционным законодательством предоставляются такие инвестиционные преференции:
1. Инвестиционные преференции по корпоративному подоходному налогу, т.е. предоставление налогоплательщику права относить на вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию фиксированных активов равными долями в зависимости от срока действия преференций. Максимальный срок преференций – до 5 лет по выбору заявителя;
2. Инвестиционные преференции по налогу на имущество сроком до 5 лет, предусматривающие освобождение от уплаты налога на имущество по вновь вводимым в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта фиксированным активам;
3. Инвестиционные преференции по земельному налогу, сроком до 5 лет, предусматривающие освобождение от уплаты земельного налога на земельные участки, приобретенные и используемые для реализации инвестиционного проекта;
4. Освобождение от обложения таможенными пошлинами сроком до 5 лет, при импорте оборудования и комплектующих к нему для реализации инвестиционного контракта;
5. Предоставление государственных натурных грантов в виде безвозмездной передачи имущества Республики Казахстан в собственность либо в землепользование. В качестве государственных натурных грантов могут передаваться: земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.
Условием предоставления преференций, как уже отмечалось, является осуществление инвестиций в фиксированные активы с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также соответствие предлагаемого к реализации инвестиционного проекта Перечня приоритетных видов деятельности.
С учетом мер по содействию роста конкурентоспособности перерабатывающей отрасли, притоку инвестиций, внедрению трансферта технологий на основе увеличения объемов кредитования банками второго уровня хозяйствующих субъектов, Комитет по инвестициям намерен заключить с банками меморандумы о сотрудничестве. Это позволит банку при рассмотрении заявки на предоставление кредита потенциальному клиенту информировать его о возможности получения инвестиционных преференций. Кредитор уменьшает свои риски в случае выявления у потенциального заемщика возможности заключения контракта на предоставление льгот и преференций. Также согласно Закону «Об инвестициях» к инвестициям отнесены и предметы лизинга. Если предприятие приобретает имущество в рамках финансового лизинга в виде фиксированного актива для реализации инвестиционного проекта, то оно имеет возможность получения инвестиционных преференций. Уже достигнуты определенные договоренности по подписанию меморандумов с лизинговыми компаниями и с Ассоциацией лизингодателей.
ОАО «АгромашХолдинг»:
МАРКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Тысячный комбайн семейства «Руслан» выпущен на Красноярском заводе комбайнов. Теперь планируется выйти на годовой объем производства в 1000 машин. Сегодня техника этого класса применяется на полях 40 регионов Казахстана, России и Украины.
Вместе с ростом производственных показателей Холдинг расширяет географию своих поставок. Так, комбайны «Руслан» в этом году впервые отправлены в Литву, партия из 24 тракторов ВТ-150 производства Волгоградского тракторного завода отгружена в Узбекистан. Эта поставка прошла в рамках договора между АМХ и Министерством сельского и водного хозяйства страны. Согласно договору в течение двух месяцев предприятие отправит для хлопководов республики еще 210 тракторов новой модификации.
Техника Волгоградского тракторного завода хорошо известна в хозяйствах Узбекистана. Теперь местные сельхозпроизводители выбирают более энергонасыщенную модификацию тракторов серии ВТ – модель ВТ-150. Кстати, к освоению этой серии на Волгоградском тракторном заводе приступили в минувшем году. По оценке специалистов, этот трактор позволяет получить прирост производительности до 25 процентов (а по сравнению с ДТ-75 – до 70) практически без ухудшения топливной экономичности. При этом трактор ВТ-150 может работать с тяговым усилием до 5,5 тонны и на более высоких скоростях.
ОАО «АгромашХолдинг» стало победителем тендера на поставку тракторной техники в Актюбинской области. Получателем новых тракторов ДТ-75 и ВТ-100 производства Волгоградского тракторного завода станет ГКП «Актобе-агросервис». Как сообщалось ранее, тракторы ДТ-75 долгое время не поставлялись на рынок Казахстана, а собирались на Павлодарском тракторном заводе. Качество здешней сборки зачастую критиковалось отечественными сельхозтоваропроизводителями.
Продолжается также активная работа по реализации комбайнов «Енисей» Красноярского завода. Уже в первом квартале этого года казахстанские сельскохозяйственные предприятия приобрели свыше 100 комбайнов. Причем «Енисей» является самой востребованной зерноуборочной машиной в республике. В структуре покупок (за последние 3 года) доля красноярских комбайнов стабильно составляет 70 процентов.
сельские территории
Населенные пункты Восточно-Казахстанской области с низким потенциалом развития
№ |
Район |
Сельский населенный пункт |
Оценка социально-
экономичес-
кого развития
(в баллах) |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17 |
Семипалатинский г.а.
Семипалатинский г.а.
Семипалатинский г.а.
Риддерский г.а.
Риддерский г.а.
Абайский
Абайский
Абайский
Жарминский
Жарминский
Зыряновский
Зыряновский
Зыряновский
Тарбагатайский
Тарбагатайский
Тарбагатайский
Тарбагатайский |
с. Кокшетау
с. Егеубай
с. Талды-Курган
с. Ермолаевка
с. Синюшонок
с. Кокбай
с. Аркат
с. Борли
с. Енрекей
а. Костобе
с. Маяк
с. Ландман
с. Первороссийское
с. Нарын
с. Наум
с. Кокжол
с. Мешел |
30
30
32,25
31
31
16
14
13
28
33
20,25
16,25
19,5
28
28
33
34 |
комментарий региона
На основе расчёта и возможностей
На поддержку производств, способных оживить сельскую инфраструктуру, направляется большая часть средств, выделяемых в текущем году из всех источников финансирования в Восточно-Казахстанской области. О поддержке деревень, оказавшихся на грани исчезновения, реализации оптимальной схемы их возрождения рассказывает начальник регионального Управления экономики Анатолий Цыганков.
Из 857 сел области определены как населенные пункты с высоким потенциалом развития – 209, со средним – 619, с низким – 17. Жители 12 деревень выехали оттуда навсегда. Мест с населением в 50 человек имеется 79. 64 – включены в территориальные границы городов.
В «Региональной программе развития сельских территорий на 2004-2010 годы» намечены меры по формированию оптимальных схем местного расселения. Концентрация ресурсов в экономически перспективных районах позволит также решить вопросы жизнеобеспечения сел, нуждающихся в поддержке. В рамках селективных мер открылись двери восьми новых школ, отремонтированы внутрипоселковые дороги и объекты здравоохранения. Однако на общем фоне экономического роста значительной остается диспропорция в уровне жизни городского и сельского населения. Почти половина сельчан – а это 41,1 процента населения области – имеет доход ниже прожиточного минимума. Кризис в сельхозпроизводстве, связанный с процессом реформирования агрокомплекса, повлек за собой отток населения и нарушение систем жизнеобеспечения сел. Высокой продолжает оставаться и миграционная подвижность. И тому есть причины. Необеспеченность питьевой водой, должным медицинским обслуживанием и образованием заставляет людей покидать обжитые места в поисках лучшей жизни.
Соответственно задачами первого этапа (2004-2006 годы) являются изучение ситуации по основным социально-экономическим показателям, разработка первоочередных мер по реализации программ инвестирования в строительство, ремонт и реконструкция объектов социальной и инженерной инфраструктуры, также усиление государственного регулирования миграционных потоков.
Региональной программой развития сельских территорий предусмотрено вложение инвестиций из всех источников финансирования на эти годы в сумме 19,3 миллиарда тенге. В текущем году планируется направить на обустройство сел 4765,5 миллиона тенге. Средства идут прежде всего на поддержку предприятий и производств малого и среднего бизнеса. За счет поддержки частной инициативы удастся создать более трех с половиной тысяч рабочих мест, а также значительно укрепить экономику личных подворий. Кроме того, в течение грядущих двух лет предусмотрено строительство новых объектов системы водоснабжения в 11 селах, реконструкция и капитальный ремонт системы водоснабжения в 128, в 10 – ремонт линий электропередач. Большинство деревень коснутся меры по развитию сельских дорог, модернизации телефонной связи, улучшению жилищных условий.
И еще. Значительным подспорьем в региональных усилиях могли бы стать заимствования на поддержку перерабатывающих линий. Такой опыт у нас подтвердил свою результативность. Так, из 1,5 миллиарда тенге кредитных средств, из которых более половины пошло на развитие агропромышленного сектора, восстановлены ТОО «Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат», ТОО «Сеним LTD», реанимирован ряд предприятий и производств по переработке сельхозпродукции. Однако в минувшем году в займах было отказано, потому как в Минэкономики и бюджетного планирования придерживаются мнения, что финансирование товаропроизводителей за счет заимствования является экономически нецелесообразным. А между тем практика кредитов наших товаропроизводителей подтверждается своевременным погашением инвестиционных вложений. Именно нехваткой средств можно объяснить, что в текущем году по отдельным направлениям региональной программы предприняты коррективы в финансировании в сторону уменьшения.
ведущая страницы дина нурсапарова
|