|
|
|
МИР УВЛЕЧЕНИЙ |
|
Полина ЛЕГИНА |
Научил «говорить» ГЛИНУ |
Сергей Пономарев строил БАМ, работал в школе, был санитаром, но свое увлечение нашел, можно сказать, под ногами. Сырьем для этого стала… глина. Закончив в Павлодаре курсы по гончарному делу, он пытался устроиться в городе, но потом осел в селе, рядом с родителями.
На бывшем кирпичном заводе в Мичурино берет он бесформенный материал и превращает его в персонажей известных сказок, замысловатых чудиков, животных и в симпатяг-людей. Между прочим, именно реалистичное отражение действительности Сергей предпочел фантастическим чудищам и забавным карапузикам, изобилующим в магазинах. Оттачивая форму и упрощая ее, он стремится к тому, чтобы люди в его творениях были такими же, как в жизни. Кстати, игрушки, выполненные в этой манере, оказались не очень востребованными. Покупателю нужно что-нибудь оригинальней да страшнее. Вот потому-то рядом с поэтичным акыном, добродушным крокодилом Геной, грустным, похожим на менестреля, молодым гитаристом и пожилым скрипачом соседствуют чертики и другая нечисть.
– Такие безделушки с потугою на юмор разлетаются «на ура», – как бы оправдывается мастер, – удачную работу штампуют, и она, размноженная, появляется в разных городах. А вот стоящая вещь ручной работы остается невостребованной.
Из таких «стоящих вещей» в коллекции Сергея (на снимке) привлекают внимание грациозные женщины. В них красота формы сочетается с хрупкостью и даже с застенчивостью. Это хоть и миниатюрные, но уже скульптуры.
В этом году Сергею Пономареву довелось выступить в роли настоящего скульптора. По заказу одного популярного городского кафе он соорудил двух дельфинов, которые должны были украсить небольшой фонтан. Дельфины получились на славу, заказчикам они понравились, но забирать изделие, а значит, и рассчитываться за него, они не торопятся. И Сергей уже свыкается с мыслью, что труд и вдохновение потрачены впустую.
Закончив с дельфинами, он недавно снова вернулся к изготовлению игрушек. И хотя главное для Сергея – творчество, он все-таки признает, что на мизерный доход, поступающий от продаж его фигурок в сувенирных отделах, прожить невозможно. Грустно осознавать это, но факт остается фактом – талантливый мастер с больной мамой выживают на ее пенсию.
О чем мечтает Сергей? Открыть в Павлодаре отдел, где можно было бы продавать свои работы за реальную цену. А еще он предложил свои услуги местной школе. Хотел бы организовать для ребят кружок и научить их основным приемам лепки. Благо, никаких проблем с «оборудованием» для такого кружка нет. Было бы помещение, а глины в Мичурино хватает.
|
Павлодарская обл. |
|
|
|
Любовь АРТЫМОВИЧ |
|
Свой первый юбилей – пятилетие со дня открытия – в большом частном доме по улице Юбилейная в Астане отметила необычная гостиница. Гостиница… для собак и кошек.
– Все началось с подкинутого пса, – вспоминает Марина Цыпрусевич, основатель приюта для животных, – затем появились другие питомцы. Прежде всего, мы принимаем бездомных собак и кошек, но и домашним не отказываем, когда хозяева вынуждены уехать.
В приют четвероногие попадают разными путями: одних Марина Александровна находит на улице, других выкупает у «сердобольных» жителей города – любителей крепких напитков.
– Часто звонят, просят приехать, ультимативно заявляя: «покупай пса или мы его съедим!» Приходится платить, – рассказывает женщина.
Тревожат Марину Александровну и подростки, которые издеваются над животными.
– Лечить собаку после таких истязаний очень сложно. Вынуждены усыплять, но на этот шаг мы с ветврачом Дмитрием Терентенко решаемся редко, – признается Марина Цыпрусевич. Найденыши в гостинице долго не задерживаются, их привечают новые «родители», а желающих «усыновить» щенков и котят много. Один из четвероногих постояльцев гостиницы даже уехал в Германию. У каждого животного своя судьба. Так, кошка Луиза живет в новой семье уже полгода, подобрала ее Марина Александровна на улице.
– Ее выбросили из автомобиля, на скорости. Я до сих пор не могу понять, за что ее наказали, она очень послушная, добрая, – говорит женщина.
Сведения о своих клиентах Марина заносит в компьютер. И к каждому из своих питомцев она находит индивидуальный подход. Ее четвероногие друзья различают голоса хозяев, умеют тосковать и плакать, «высказывать» свое несогласие, радоваться. Любимица семьи Цыпрусевич – собака Рада, с удовольствием угощается шоколадом и салатом. Ее много лет тому назад нашли у автострады слепым щенком и назвали Радой – от слова «радость». Радость потому, что пес выжил.
Марина Александровна – строитель, но ради спасения животных стала постигать азы ветмедицины.
– Я консультируюсь с Димой, который в любое время суток готов приехать, чтобы помочь четвероногому другу, – говорит Марина Александровна.
А на прощание моя собеседница рассказала притчу о том, как однажды Бог раздавал всем то, что они просили. Люди жаждали ума и красоты, а кошка и собака решили попросить у Всевышнего – хлеба, которым человек не спешит поделиться.
А еще с досадой заметила, что дескать, есть одна мечта – построить во дворе дома вольер, но проблема со строительными материалами и рабочими руками. Вот бы кто помог…
|
г. Астана |
|
|
|
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? |
|
Валентина СЕРЕЖИНА |
«Все мы немножко лошади» – написал однажды Владимир Маяковский. А в том, что все лошади и другие животные немножко «люди», я убедилась еще в детстве, когда смотрела передачу «В мире животных», которую вел Василий Песков. С тех пор и началось мое собирательство занимательных историй о братьях наших меньших. И вот что из этого вышло…
Древняя легенда рассказывает, как художник Апеллес нарисовал однажды Александра Македонского верхом на лошади. Но Александру не понравилось, как был изображен его любимый конь Буцефал. Чтобы указать художнику на его ошибки, он велел привести коня. Как только Буцефал увидел свое изображение, он вскинул голову и громко заржал.
– О, повелитель, – с улыбкой заметил Апеллес, – твоя лошадь, кажется, понимает в искусстве больше тебя.
Поплатился ли художник за свою дерзость или Александр воспринял все с юмором, – об этом история умалчивает. Интересно другое. Действительно ли Буцефал узнал себя на картине? Способны ли лошади и вообще животные узнавать свои портреты или отражение в зеркале, или распознать на картине других животных того же вида, чучела и прочие изображения сородичей?
За решение этой загадки взялся в свое время знаменитый немецкий зоопсихолог Бернгард Гржимек. Еще в молодости, будучи простым ветеринарным врачом, он решил проверить, способны ли животные узнавать свои изображения. Он знал, что у одного немецкого дрессировщика медведи обращались с чучелом себе подобного, как с живым сородичем, а на раскрашенный силуэт медведя, выпиленный из фанеры, не обращали никакого внимания. Сам Гржимек решил начать именно с лошадей.
Он поставил в манеже большой кусок картона с нарисованной на нем лошадью в натуральную величину. Нарисованной, кстати, очень примитивно (любой анималист пришел бы в ужас от этой мазни). Но не лошади. Все они опять-таки обращались с картиной по всем правилам своего этикета: обнюхивали у нарисованной лошади все полагающие места, а затем становились рядом. Все они принюхивались именно к изображению, а не к пустой части картона.
Более того, жеребцы даже пытались покрыть нарисованную кобылу, и их с трудом оттаскивали.
Затем Гржимек поставил в манеже картину с изображением собаки. Все лошади с опаской разглядывали ее, но не подходили ближе трех метров. Только одна кобыла, вероятно, дружившая раньше с собакой, бесстрашно подошла к нарисованному псу и понюхала его голову. Других лошадей приходилось насильно подводить к картине, и они явно нервничали. Следовательно, они рассматривали картину не как кусок картона, а именно, как собаку.
Итак, лошади узнают не только объемные, но и плоские изображения сородичей и других животных и соответственно с ними обращаются. А как другие животные?
Два зеленых попугайчика упорно старались держаться поблизости от двух вышитых на картине попугаев, и даже легонько покусывали их точно в то место, где был клюв. Так они ухаживали друг за другом.
Живший у Гржимека ручной волк поначалу принял зеркало за окно и попытался через него выскочить. Свое отражение он словно и не заметил. Зато дикие кошки… как мелкие, так и львы, тигры живо реагируют на свое отражение и очень интересуются дичью на киноэкране, если им в качестве опыта показывают фильм. Способны они узнать и изображения сородичей на картинке, если та выполнена в натуральную величину. Шимпанзе – самые близкие родственники человека – узнают себя и в зеркале, и на картинках, независимо от величины последних. Узнают они также изображения других животных, а нарисованные фрукты поначалу даже пытаются схватить.
…Жюль Верн, как известно, был настолько никудышным зоологом, насколько великим географом. Чего стоит один кондор, уносящий Роберта в когтях. Почти в каждом современном издании есть сноска, что это невозможно: кондор питается падалью и не способен поднять в воздух какой-либо груз. А рассказ Паганеля о ягуарах? Мол, все они свирепые, людоеды и тому подобное. В действительности, из всех крупных кошек, ягуар как раз самый мирный, и в отличие от остальных, людоедства за ним никогда не замечалось.
А «Таинственный остров»? На маленьком клочке суши, затерянном посреди Тихого океана, собрались представители фауны со всех континентов. Вспомните, кто там обитал. Тетерев – Европа, красный волк – Азия, орангутанг – Индонезия, кенгуру и коала – Австралия, дикобраз и онагр – Африка, муфлоны и горные козы – Северная Америка, пекари и ягуар – Южная Америка. В общем, полная ерунда. Но сцена, где орангутанг Юп с удовольствием разглядывает свою только что отпечатанную фотографию, как раз довольно правдоподобна. Так могло быть и на самом деле.
|
|
|
|
Ведущая страницы Валентина ФИРОНОВА |
|
|
|