|
|
|
ЧАС ДОСУГА |
|
КОНТАКТЫ |
Только для девочек |
Первой страной дальнего зарубежья, признавшей независимость Казахстана, – стала Турция. Она же первой из иностранных государств пришла и в сферу высшего и среднего образования РК. Сегодня в республике действуют 24 совместных учебных заведения. В их число вошел и единственный в центральной и северной части нашей страны – Павлодарский областной казахско-турецкий лицей-интернат для девочек.
– Суть обучения и духовного формирования наших девочек, – говорит заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе Роза Мамаевна Газизова, можно выразить поговоркой «Воспитать сына – значит воспитать гражданина, воспитать дочь – значит, воспитать семью». – Наши воспитанницы овладевают казахским, русским, турецким и английским языками.
К словам заместителя директора добавлю, что помимо обычных предметов и языков, воспитанницы лицея-интерната изучают историю ведущих религий и мировой культуры, этику. Не чужды им спорт, различные творческие конкурсы и фестивали (в лицее 10 кружков), общественная работа.
...Признаться честно, многое в лицее было в диковинку и вызывало вопросы. Например, почему мальчики обучаются отдельно от девочек? И зачем далекой, и не такой уж богатой Турции, – тратить деньги на обучение нашей молодежи?
Оказывается, после 6-го класса (возраст приема в лицей) у мальчиков и девочек происходит психологическая перестройка. Они начинают стесняться друг друга, возникает первое обоюдное влечение. А чтобы это не влияло на учебный процесс, практикуется раздельное обучение, которое, к слову, сегодня действует в Турции и в Англии.
...Надо отдать должное: турецкие педагоги-волонтеры не ропщут на трудности и делают все, чтобы учеба детей не прерывалась, а авторитет казахско-турецких лицеев оставался высоким. Более того, руководство павлодарского лицея для девочек (в областном центре действует лицей и для мальчиков) и их спонсоры из Турции совместно с департаментом образования области издают диск тиражом в 1000 экземпляров с записью песен юных дарований региона, лауреатов различных международных конкурсов. Это, как подарок области, которая отмечает свое 65-летие. И в то же время, сам лицей (которому акимат выделил типовое здание) пока что еще не получил в собственность какой-либо корпус в Павлодаре и арендует несколько аудиторий в одном из городских родственных заведений. Хотя он уже сегодня обучает по полной программе около 100 девочек и еще много желающих. И как было бы хорошо, если бы исполнительные органы власти города и области сумели быстрее создать для них условия. Это означало бы то, что еще несколько сотен девочек стали бы получать совершенную образовательную и нравственную подготовку, чего так не хватает многим их сверстницам, которым тоже предстоит стать основой воспитания будущей семьи.
|
Павел ТИХОНОВ,
г. Павлодар |
|
|
|
АДРЕСУЕТСЯ МИНИСТРУ |
Атипичное… ЧВАНСТВО |
Если вы собрались в Министерство образования, воздержитесь от ЗАВТРАКА. Идите прямиком к пресс-секретарю Жанаре Усипбековой. Она вам его обеспечит. Причем недельной, а то и месячной давности.
Возмутиться вздумаете? Не избежать головомойки. Жанара Жолдасбаевна популярно объяснит, что негоже журналистам «по чиновничьим кабинетам отираться» (не зря ведь в Министерстве образования и науки работает!).
И это после письма с просьбой ответить на конкретные вопросы о проблемах сельских школ. Причем письменное прошение на имя пресс-секретаря – условие наинеприменнейшее. А обратитесь, например, минуя пресс-службу, в тот же департамент общего и среднего образования, услышите отрезвляюще равнодушные слова: «Отвечаем только через пресс-секретаря». Тупик, да и только! И, наконец, (о, счастье!) Жанара Жолдасбаевна снизошла и тоном учителя-мэтра сообщила: «Материал готов! Пришлите корреспондента!» И вот корреспондент, в лице редактора целого отдела республиканской газеты, как напроказивший школьник, предстал пред строгие очи, взял мучительно рожденный текст и не удержался от возгласа:
– Но ведь тут же одна цифирь! Нужны живые примеры, конкретные адреса! Может, лучше напрямую побеседовать с вашим начальником Департамента среднего и общего образования?
– Приходите завтра!
Приходим:
– Начальник на совещании. Приходите завтра!
Приходим:
– Начальник в Америке. А собственно, чем вас не устраивает текст? Мне он нравится! Меня возмущают эти журналисты: вместо того, чтобы ходить по кабинетам, лучше бы в командировку съездили...
И съездили бы! Если бы директор какой-нибудь школы, например, из поселка Оймаут Актюбинской области, обладал полнотой информации хотя бы одного из департаментов Министерства образования. А то ведь, увы и ах, масштаб перемен и просвещенческих новаций пока ведом только чиновникам в высоких кабинетах.
Однако оставим в стороне трудноусвояемые ЗАВТРАКИ, зараженные вирусом чванства, скажем об этических метаморфозах. Жанара – сама любезность, если вдруг на пороге появился журналист уважаемого издания, а, если вот мелкая сошка – тут уж держись. Отповеди не избежать: «Почему из школ пишут вам в газету, а не нам, в Министерство?» И так далее…
Так и хочется воскликнуть:
– Да здравствует пресс-секретарь! Прощай информация!
|
Валентина ФИРОНОВА |
|
|
|
ЛЮБОПЫТНО |
Индийские мастера текстильных дел произвели на свет самую большую в мире школьную сумку, которая может вместить в себя учебники целого класса.
Гигантская нейлоновая сумка высотой восемь метров и весом 65 килограммов может с легкостью укрыть в своих недрах до 30 человек. 22 рабочих корпорации «Darshan group of Companies», расположенной в Бангалоре, около месяца трудились над созданием этого текстильного шедевра, истратив 116 метров ткани. Сумка закрывается на молнию длиной 280 метров и венчается пятиметровой ручкой.
|
|
|
|