|
|
заповеди воспитания |
|
|
|
ДУША НАРОДА |
|
Наступил последний месяц лета, когда природа еще может отвести нас от стрессов и напряжения будней. Но при этом не может отвести от прямых родительских обязанностей, от воспитания своих детей. Тем более, что в дни школьных каникул во многих семьях дети остались в стороне от организованного отдыха. Двор стал для них главным воспитателем.
И в это время, как никогда, родителям может пригодиться красочная палитра народных традиций воспитания, идущих из глубины веков. Им мы и посвящаем очередную страницу «Душа народа».
|
|
|
|
Семь лет – уже мужчина |
Праздник сундет той и поныне среди почитаемых в числе казахских народных традиций. Особенно с большим размахом и даже некоторой помпезностью он отмечается в южных регионах нашей страны. Этот обычай, а слово «сундет» так и переводится, подразумевает совершение мусульманского ритуала обрезания.
В казахской семье Мектеповых из Кызылординской области этот обряд был совершен, когда Арману исполнилось семь лет. (По поверью, идущему из глубины веков, эту операцию, дабы она прошла безболезненно и успешно, желательно проводить именно в нечетные годы возраста. Нынче она большей частью выполняется медицинскими работниками. В старину обрезание проводил мулла). После ритуала Армана в просторной отцовской рубашке в сопровождении «свиты» родственников и соседей пригласили на сундет той. Он по своим масштабам не уступает свадьбе. Ведь обряд сундет той имеет не только пользу физиологическую, но и означает факт приобщения к исламу, оказывая, прежде всего, морально-психологическое воздействие на мальчиков, которые с этого момента начинают чувствовать себя взрослыми, настоящими мужчинами, от которых ждут достойных мужских поступков. Не раз нам, родным и близким, приходилось слышать, как пацаны, мужественно и достойно выдержав обряд обрезания, с гордостью заявляли: «Я стал мужчиной!» А до того…
|
|
|
|
Воспитать сына? |
Способов очень много. Это заявление специалистов не вызовет сомнений. Как наглядный пример из истории, приведу отца Бетховена, который заставлял Людвига заниматься музыкой с младенчества, потому что завидовал отцу Моцарта, объехавшему со своим гениальным сыном всю Европу.
Но вот пример отдельно взятой современной семьи – Никитиных. А именно: частный дом, папа Алексей работает первую половину дня, мама Алена вторую. Бабушкам детей никогда не отдавали. Затем построили дом сами. Сын Артем имеет время и доступ к инструментам для множества поделок: кубики с буквами, буквы из проволоки, турники, спортивная комната. Дети у Никитиных никогда не болели простудными заболеваниями. Они всегда были с мамой. Она шила для своих детей множество приспособлений для игры в том же домашнем спортивном зале. К тому же они живут в маленьком населенном пункте, а не в большом городе. В чем разница? В воздухе, которым дышат дети. В продуктах с огорода, в воде, которую пьют в деревне. В обыкновенной возможности попрыгать по снегу босиком, выскочив из дома. И еще одна сторона опыта тех же Никитиных: споры и ссоры с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями) по поводу воспитания детей. Многие из молодых родителей не готовы к таким «баталиям», не говоря уже о том, что эти «звездные войны» отрицательно сказываются на состоянии ребенка.
А в «Домострое» – русском литературном памятнике XVI века, который представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения, возникшем в среде богатого новгородского боярства и купечества, переработанном приближённым молодого царя Ивана IV протопопом Сильвестром для своего сына Анфима, содержатся ценные сведения о социальном укладе в русском обществе. Даётся подробное описание повседневной жизни с множеством бытовых подробностей. В нем, в частности, описывается, как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им.
В «Домострое» говорится и о том, как детей учить и страхом спасать: наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет, нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним, ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься. И притерпишь разные неприятности. Жестковато на наш современный взгляд, не правда ли?
|
|
|
|
ЗАБОТЛИВЫМ
взглядом и лаской |
Высокий смысл взаимоотношений, влияния родителей на детей в украинском эпосе заключен в народных поговорках и пословицах: «Чему мама научила, то и дочь знает», «Чего не дала мама, того не купишь и у пана» или «Какая клепка, такая и бочка, какая мать, такая и дочка».
Примечательно, что среди всех воспитателей особая роль испокон веку, особенно в духовной сфере, принадлежала матери. Еще Тарас Шевченко в поэме «Кобзарь» в назидание молодым потомкам говорил:
Не дурите самих себя,
учитесь, читайте,
и чужому учитесь,
и своего не чурайтесь,
ибо, кто мать забывает,
того Бог карает.
Под ее заботливым взглядом в ребенке развиваются добрые чувства, светлые мысли и воля, возникают первые лепестки любви, навеянные материнской любовью. Но природа так щедро наградила мать любовью к своему ребенку не только для того, чтобы ласкать и лелеять, а чтобы передать ему чувства, которыми он окружит и своих детей. И в этом деле нет места хмурому взгляду и недоброму слову. Чтобы не травмировать, для дитя у матери всегда веселый взгляд и открытое сердце. Тем же отплатят потомки своим предкам. Таков уж закон природы. Всему свой час, свое место в природе. «Цени своих отца и мать» – эта заповедь всегда будет самой святой. До конца дней своих родители обречены быть самыми главными воспитателями для своих детей, заботиться о них, вывести в самостоятельную жизнь, дать образование, помочь освоить профессию, оказать помощь в семейной жизни.
Конечно, отцы и дети – вечная проблема. Народная мудрость гласит: стыдиться своих родителей, не почитать их – большой грех и от людей позор.
Для детей в украинской семье отец и мать – это самые дорогие люди: «Все купишь кроме отца с матерью».
В то же время традиционно среди украинских парубков и дивчин особым авторитетом пользовались бабушки и дедушки – люди старшего поколения. Отец и мать приучали своих детей уважать старость: «Уважай старых, ведь сам старость познаешь», «Старого человека в радости держи», «Ищи истину у стариков, а силу – у молодых».
|
|
|
|
Глубина мудрости |
Необычайно мудрую притчу рассказала преподавательница татарского языка в татаро-башкирской воскресной школе Роза Бектемирова. Как поучительный завет, ее передала в свое время мама Мила Хамитовна Казыева. А та услышала от своей мамы. И так из поколения в поколение…
Однажды голодный и оборванный путник увидел на поверхности воды плывущее по течению яблоко. Он надкусил его, не задумываясь. Но, насладившись, тут же почувствовал угрызение совести, – ведь это яблоко кому-то принадлежит. Я должен заплатить за него. И путник отправился на поиски хозяина. Долго ли он шел, коротко ли, увидел на побережье прекрасную усадьбу с яблоневым садом.
– Чем я могу отплатить за яблоко, которое утолило мой голод, господин?
– Можешь отработать.
Несколько месяцев прошло в трудах, но работа не показалась в тягость путнику.
– Что я мог бы еще для тебя, хозяин, сделать?
– Согласишься ли ты взять в жены мою дочь, хромую, глухонемую, слепую?
– Все для тебя сделаю, мой господин, – с готовностью и все же с грустинкой в голосе сказал путник.
Но в ту же секунду из шатра вышла девушка необычайной красоты, став наградой честному человеку на всю его жизнь.
– Эту притчу я рассказала и своему сыну Расулу, – пояснила Роза, – которому недавно исполнилось 16 лет. Я очень хочу, чтобы он стал хорошим честным человеком.
|
|
|
|
«Как дома?» |
При встрече каждый чеченец первым делом спросит: “Как дома? Все ли живы, здоровы?», – рассказывает Лилия Багаутдиновна Героева, супруга руководителя национально-культурного центра «Вайнах». – При расставании считается правилом хорошего тона спросить: “Нужна ли моя помощь?”
Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву. Всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не отнесли в дом, где нет мужчины-кормильца. И приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело заканчивают именно добровольные помощники. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – его горе. Если в селе кто-то умирал, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо – и материальную помощь. «Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа – несокрушимая крепость», – гласит чеченская мудрость.
|
|
|
|
Свидетельства учителей иешив |
В формировании личности огромную роль играет окружение. Об этом свидетельствуют учителя иешив. Ругать учеников, давить на них – ошибка. Вместо этого лучше сказать им: “Посмотрим, чего ты можешь добиться за следующие два часа”.
Мы проследили судьбы 25-ти юношей, которые учились у нас в иешиве три года назад. Восемнадцать из них поступили в колель, продолжали учиться в иешиве для взрослых или, обзаведясь семьями и работая, часть времени уделяли Торе. И большинство из этих восемнадцати хорошо учились в нашей иешиве с самого начала. Это понятно: тот, кто в иешиве справляется с серьезной напряженной учебой, готов и к ее продолжению. Что же случилось с остальными? Став взрослыми, они стараются облегчить себе жизнь. Так им проще думать, что они хоть в чем-то добились успеха.
Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Они мечтают, чтобы их ребенок успешно реализовал заложенный в нем потенциал: добился успехов, был счастлив в семейной жизни, удачлив в делах, уважаем в своем кругу и т.п. То есть иметь от него «нахес». Для достижения этой цели взрослые пользуются определенными воспитательными приемами — наказанием, поощрением, увещеванием, ориентацией на авторитеты. Не правда ли, все перечисленное с равным успехом относится к любой нормальной семье, независимо от ее морального климата, устоев, социального уровня, религиозной принадлежности?
|
|
|
|
Пряжа, да 20 вязанок хвороста |
С иной стороны к обычаям, связанным с воспитанием молодых, бытовавшим у европейских народов подошел в своем рассказе руководитель культурно-просветительского общества эстонцев «Кодумаа» Владимир Курилов.
В связи с наступлением совершеннолетия или инициации, с незапамятных времен исполнялось немало ритуалов. Однако в исторических документах они в большинстве случаев заменены церковной конфирмацией, то есть первым причастием, естественно, с предварительным обучением. Кстати, в давние времена пасторы использовали конфирмантов, как дополнительную силу на самых разнообразных работах. Вдобавок конфирмация была платной: рубль платили пастору, рубль – кистеру. Кроме того, от них принимались различные подношения: от девушек – пряжа, от парней – 20 вязанок хвороста. Приносили в церковь и всякую снедь.
Лишь в конце прошлого века праздник наступления совершеннолетия начали обставлять со всей приличествующей этому событию торжественностью. С подарками. Юноше приобретали первый в его жизни костюм – обязательно черный, девушке – белое платье. Время проведения торжества сдвинулось с осени к весне. Как атрибут торжества сохранился причастный хлебец – просвира, как могущественное магическое средство на любой случай жизни. Существовало поверье, по которому конфирмант, первый съевший этот хлебец, первым же вступал в брак.
Наступление совершеннолетия давало право молодому человеку посещать молодежные вечеринки, участвовать в проказах ряженых. Считалось, что прошедший конфирмационное обучение, становится трудовым человеком со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями. Одним из основных было право участвовать в «вечерних зорях».
|
|
|
|
Между любовью и... |
Год от года множится число разводов, снижается рождаемость, все меньше заключается браков, – с горечью в голосе говорит директор армянской воскресной школы в Астане Мария Акопова. – За плечами некоторых родителей длинная-предлинная жизнь, выросшие и уже поседевшие дети. А что впереди? Угол в чужом доме или прозябание до конца дней в Доме престарелых…
Эта история произошла совсем недавно. Жили-были старики. Не буду называть их имен. Одна из дочерей приглашает их к себе в город: мол, вам одним такое хозяйство вести не под силу. Дом продавайте, ни к чему он вам. А я о вас позабочусь. Старики так и сделали. И с вырученными от продажи имущества деньгами перебрались в город, к дочери. Пожили, деньги истратили, и вроде стали мешать. Иногда дочка голос повысит, а то муж ее выразит недовольство. День ото дня все хуже и хуже. От одной дочери перебрались к другой, затем к сыну, после долго мыкались по разным углам в чужих домах, пока добровольно не пришли в Дом престарелых.
Из ряда вон выходящая история – с одной стороны. С другой – типичная. К сожалению, такое поведение детей стало восприниматься окружающими, как естественное. А ведь издревле в больших армянских семьях существовало неписаное правило: младший сын, женившись, непременно оставался в родительском доме. Как бы опора стареющему отцу с матерью.
Разумеется, никакими указами, кодексами и законами не обяжешь любить, заботиться, почитать родителей своих. Ведь каждый человек еще и семьянин. А семьянин – не только лишь супруг и родитель. Но также сын и дочь.
|
|
|
|
Ведущая страницы Ольга СЕСТЕРОВА |
|
|
|