ГАЗЕТА
№ 34 (87)
27.08-02.09.2004
  Первая страница
  Подробности
  Выборы-2004
  История
  АК БАТА-регионы
  Экономика
  Агромаркетинг
  АИСТ-почта
  Духовные ценности
  Выборы-2004
  Олимпийские старты
  
  Глобус
  На досуге
  Всем обо всем
  Цифры и факты


  РАЗНОЕ
  Архив
  Обратная связь
  ВМЕСТЕ С НАМИ
  ВАЛЮТА, ПОГОДА

Kazakhstan Financial Market



Вся погода
  ИСТОРИЯ  

ОСНОВНОЙ ЗАКОН
нашей страны

   Новейшая история Казахстана 30 августа 1995 года обогащена еще одним государственной важности событием – принятием на всенародном референдуме действующей Конституции. Это явилось одним из переломных моментов в истории республики, переживавшей тогда нелегкий переходный период. Поистине исторический документ стал правовым фундаментом в построении социально-ориентированного государства с рыночной экономикой и проведении последовательных демократических реформ.

   Каждый год, отмечая День Конституции, мы анализируем конституционные достижения истекшего периода. Если в первые годы проводились мероприятия по созданию учрежденных Конституцией демократических институтов управления государством, то сегодня мы наблюдаем прогрессивные шаги по дальнейшему их укреплению. Ныне в Казахстане идет углубление процесса стандартизации с мировыми требованиями созданных в стране демократических механизмов.

   Кроме того, создаются ключевые институты, сопутствующие к построению гражданского общества. Деятельность этих организаций направлена на развитие стабильного общества, где отношения между гражданами, их коллективами и государством вырабатываются путем консенсуса.

   Известно, что в формировании демократической основы общества важную роль играют политические партии. Два года назад с учетом всех позиций был принят Закон «О политических партиях», который воспринят мировым сообществом как очередной шаг на пути демократического развития.

   Общественно-политический базис государства, созданный после приобретения Казахстаном независимости, конструктивно преобразован ныне действующей Конституцией. Согласно её положениям Президент – Глава государства не интегрирован ни в одну из ветвей власти. Он является гарантом сплоченности народа, государственных органов и гражданских коллективов.

   В Казахстане с учетом мнений общественности оптимизируются механизмы осуществления народовластия. Так, с участием всех заинтересованных республиканских общественных и международных организаций выработаны предложения по совершенствованию избирательной системы. Эти предложения, внесенные политическими партиями и неправительственными организациями, легли в основу действующего избирательного законодательства. Этот закон вступил в силу и уже нынешней осенью пройдет свою первую проверку «на прочность».

   Экономические и социальные показатели последних лет также достигнуты благодаря надлежащей политике, выстроенной Конституцией. Так как именно в ней закреплены основные нормы и положения, регулирующие экономическое и социальное благоденствие народа.

   А рыночные достижения, являющиеся результатом последовательного фундаментального реформирования социально-экономической сферы, выдвинули Казахстан на первое место среди республик бывшего Союза. По привлечению иностранного капитала мы занимаем лидирующее положение среди стран, вступивших на путь нового экономического развития. Не отстает от ее динамики и социальное положение граждан. В настоящее время по инициативе Президента пересматриваются размеры пенсий в пользу увеличения. В государственных учреждениях и в трудовых организациях иной формы собственности увеличивается заработная плата. По размеру совокупного дохода, среднестатистическая семья нашей республики находится на голову выше, чем во многих странах СНГ.

   Успехи в экономическом, правовом, социальном и культурном развитии страны, прежде всего, достигнуты благодаря принятой в соответствии с Конституцией законодательной базе. Идет процесс освобождения от мелочного регламентирования общественных отношений, карательно-репрессивных методов и обвинительного уклона в уголовно-правовой и процессуальной политике. Эти мероприятия осуществляются исходя из требований Конституции, где указана система нормативной базы республики, ее перспектива и основные направления.

   Однако действующее законодательство, обеспечивающее функционирование правовой системы страны в соответствии с Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, требует дальнейшего развития. В частности, путем поэтапного совершенствования действующих законов, а также принятия при необходимости новых нормативных правовых актов, отвечающих требованиям дальнейшей демократизации общества и задачам его социально-экономической ориентации.

   Согласно Конституции наша республика по форме государственного устройства является унитарной. Однако это не означает построения жестких отношений между вышестоящими и региональными властями, между центром и территориальными единицами. Сохраняя унитарную форму, государственное управление должно либерализироваться и децентрализироваться с учетом исторических условий и конкретного этапа эволюции страны.

   Для дальнейшего совершенствования внутриреспубликанских отношений Президент в Послании народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» поставил краткосрочные задачи, касающиеся модернизации системы государственного управления. Главными в ней являются разграничение компетенции между уровнями государственного управления и совершенствование системы межбюджетных отношений. Это предполагает как четкое определение полномочий уровней управления и их финансового обеспечения, так и выборность акимов административных территориальных единиц.

   Конституция Республики Казахстан является надежной гарантией нашей правовой защищенности, социального и экономического благополучия, культурного и духовного развития. Принимая восемь лет назад Основной закон страны, народ сделал свой окончательный выбор – это создание на территории республики подлинно демократического и правового общества, ориентированного на конкретного человека.


   «...Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконно казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».

(Из Конституции 1995 г.)

    «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и пределах, установленных законом».

(Из Конституции 1995 г.)

    «Основополагающими принципами деятельности республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократичными методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте».

(Из Конституции 1995 г.)


ГАРАНТ позитивных ПЕРЕМЕН

   На первом референдуме в 1995 году народ нашей страны проголосовал за новую Конституцию, которая закрепила президентскую форму правления, ставшую эффективным инструментом углубления реформ. Главный закон разделил единую систему власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Именно он обеспечил и обеспечивает по сей день стабильность в обществе. О том, какие реформы последовали вслед за принятием новой Конституции, о ее роли в создании предпосылок для успешного экономического развития, наш корреспондент беседует с советником председателя Конституционного совета РК Мейрамбаем КЕМАЛОВЫМ.

   – Общеизвестно, что Конституция Республики Казахстан принята 30 августа 1995 года всенародным голосованием. Какие имелись причины для замены Конституции? Ведь предыдущая Конституция была принята только в 1993 году?

   – За годы независимости Казахстан принял две Конституции – в 1993 и 1995 годах. Первая Конституция независимого Казахстана, принятая 28 января 1993 года Верховным советом, просуществовала недолго. Она в определенной степени изменила уклад и образ жизни общества, на высшем законодательном уровне закрепила основу государственности. Однако эта Конституция не способна была решить вопросы, имеющие важное значение для развития молодого государства.

   К примеру, в Конституции 1993 года отсутствовала норма о форме правления в республике, не четко была определена роль председателя Кабинета министров. Судебная система оставалась в прежнем состоянии.

   Конституция не смогла обеспечить согласованную работу органов государственной власти. Остались неразрешенными вопросы их организации и деятельности. Были проблемы по конституционному регулированию основ социально-экономических отношений республики с другими странами. К тому же, Конституция 1993 года имела явно консервативный характер. На ее основе невозможно было осуществление политических, социальных и рыночных преобразований.

   Поэтому для решения этих и других вопросов, а также укрепления прав и свобод граждан, экономической, политической, социальной системы страны нужно было кардинально изменить имеющуюся Конституцию.

   – Как принималась действующая Конституция, какие конституционные реформы последовали после её принятия?

   – В середине 90-х годов в общественно-политической жизни страны произошли события, существенно повлиявшие на развитие конституционного процесса внутри республики. Одним из них стало признание в марте 1995 года Конституционным судом РК, в то время органом конституционного контроля, нелегитимными выборы в Верховный совет.

   Летом 1995 года Президент Нурсултан Назарбаев предложил проект новой Конституции для всенародного обсуждения. 30 августа 1995 года он был вынесен на республиканский референдум и народ Казахстана принял действующий ныне Главный закон.

   Вопросы конституционной реформы и вынесения проекта Конституции на республиканский референдум по предложению Главы государства обсуждались и были одобрены Ассамблеей народов Казахстана. На всенародном голосовании по проекту приняли участие более восьми миллионов граждан, из них за принятие ныне действующей Конституции проголосовали более семи миллионов.

   После вступления в действие Конституции и в соответствии с ней были созданы двухпалатный Парламент, состоящий из Сената и Мажилиса, новый орган конституционного контроля – Конституционный совет. Изменены структура и порядок формирования Правительства. На основе Конституции Сенатом Парламента был переизбран состав Верховного суда Республики.

   – Какую роль сыграла Конституция в проведении экономических реформ, в частности в формировании рыночного аграрного сектора?

   – Одним из оснований конституционной реформы 1995 года явилась необходимость развития современной, соответствующей мировым стандартам экономики. Действующая Конституция концептуально изменила экономическую систему в стране. В ней закреплены основы организации рыночного хозяйства, многообразие форм собственности, свободы предпринимательства, добросовестной конкуренции и иные положения, касающиеся экономической деятельности.

   Основной закон в разделе общие положения четко утвердил многообразие форм собственности. В пункте 1 статьи 6 Конституции установлено, что «в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность». Кроме того, здесь доминирует идея социальной функции собственности, учета блага и при необходимости ограничения прав собственника общественными интересами. Действующая Конституция закрепила гарантии права собственности, наследования. Отчуждение собственности допускается лишь в судебном порядке.

   Главный закон также повлиял на развитие сфер рыночной экономики. Принятыми на основе Конституции законами реформированы финансово-экономические институты, система налогообложения, таможенное дело, банковское дело, инвестиционная деятельность.

   Логическим завершением перехода Казахстана к рыночным отношениям стало установление Конституцией частной собственности на землю. Условия и пределы, в соответствии с которым земля может находиться в частной собственности, определены и в Земельном кодексе, принятом в прошлом году и признанным соответствующим Конституции РК. Полагаю, что в формировании современного аграрного сектора все эти изменения сыграли и играют свою положительную роль.


               

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию 
Написать вебмастеру 
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»