ГАЗЕТА
№ 34 (87)
27.08-02.09.2004
  Первая страница
  Подробности
  Выборы-2004
  История
  АК БАТА-регионы
  Экономика
  Агромаркетинг
  АИСТ-почта
  Духовные ценности
  Выборы-2004
  Олимпийские старты
  
  Глобус
  На досуге
  Всем обо всем
  Вести из регионов


  РАЗНОЕ
  Архив
  Обратная связь
  ВМЕСТЕ С НАМИ
  ВАЛЮТА, ПОГОДА

Kazakhstan Financial Market



Вся погода
  ЭКОНОМИКА  

Стратегия АИСТа рассчитана
на КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

   Среди предвыборных программ, судя по откликам наших читателей, наиболее удачной в предложениях по развитию конкурентоспособной экономики, названа платформа избирательного блока Аграрно-индустриального союза трудящихся (АИСТ). И это не случайно. Свою основную задачу он связывает с ростом благополучия и достатка каждой казахстанской семьи, самодостаточности каждого гражданина. Что напрямую и связано с одной из главных целей АИСТА – содействие эффективному использованию ресурсно-производственного и научно-технического потенциала страны, созданию реальных предпосылок для структурной перестройки экономики, обеспечению ее конкурентоспособности.

Новая экономическая среда

   Созидательный ресурс объединившегося класса – рабочих и крестьян – был определен в нынешнем Послании Главы государства «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». В том, что агропромышленный сектор довольно поступательно переходит в одну из ключевых отраслей экономики, говорит о значимости реформ, у истоков которых и стоит АИСТ.

   Господдержка сельхозпроизводства, программа развития сельских территорий и правовая база сделали привлекательным аграрный бизнес, позволили улучшить ситуацию по занятости сельчан, обустроить инфраструктуру. Осуществление аграрных программ обеспечивает реальные условия для нормального жизнеобеспечения села, производства конкурентоспособной продукции, импортозамещения и расширения экспортных возможностей.

   Уже сейчас усиливаются позиции перерабатывающих линий сельскохозяйственной продукции. Рост сектора с начала года составил 9,4 процента при общем показателе обрабатывающей промышленности 8,9. В числе преуспевающих – масложировое производство. Например, выпуск нерафинированного подсолнечного масла вырос в два раза, казахстанским производителям впервые удалось потеснить его иностранных поставщиков. Выросло, кроме того, производство мяса и изделий из него, молочных продуктов, овощных и фруктовых консервов.

   Конечно, дальнейшее становление перерабатывающего сектора связывается с благополучием легкой промышленности, в которой значительно увеличивается доля конкурентоспособной готовой продукции. Говоря же о мерах ее поддержки, надо учесть, что речь идет не о государственных дотациях, от которых еще многие не хотят отказываться. Позиция АИСТа здесь однозначна: прямые дотации разрушат аграрный сектор, сведут на «нет», все то, что сделано за последние пять лет и в перерабатывающей отрасли.

   Ведь сейчас востребованы другие подходы. В числе их – создание инструментов влияния бизнеса на экономические процессы. Если разобраться, то и нет особой нужды изобретать очередные концепции и стратегии. Действующие игроки уже есть – институты развития, банки второго уровня, исполнительная власть. Задача в другом – каждый должен знать, что он делает, и главное при этом – не подводить партнеров. И вот тогда отраслевые и региональные программы, принятые на государственном уровне, будут не только соответствовать бизнес-планам развития отраслей и областей, но и обретут инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.

Накоплен опыт, действуют стандарты

   Среди таких перспективных программ по оценке АИСТА – развитие молочной переработки. Ее инициаторами стали Форум предпринимателей Казахстана, ряд некоммерческих и коммерческих организаций, в том числе компаний Тетра-Пак и Альфа-Лаваль, которые представили модель успешного развития такой важнейшей для республики отрасли. Среди же условий инвестиционной привлекательности – введение такого вмешательства, как налоговые каникулы. С учетом того, что сборы налогов по отрасли составляют около 10 миллионов долларов при годовом обороте 250 миллионов, это сразу бы вывело «молочников» на новый уровень.

   А вот все, что касается заводов по переработке молока – это дело частных компаний. Здесь накоплен опыт, действуют высокие стандарты, есть конкуренция. Производство молока, развитие племенного стада, конечно же, тоже нуждаются в господдержке. В стимулировании продаж и пропаганде продукции, не каких-то конкретных брэндов, а ее потребления также важно участие государства. Сюда же входит субсидирование поставок, например, в школьные и дошкольные учреждения. Смотрите сами: 200 граммов упакованного молока в день на каждого ребенка поднимает здоровье подрастающего поколения и становится конкретным заказом переработчикам и производителям продукта. Потенциальные же результаты также очевидны: расширение налоговой базы, увеличение рабочих мест. Развивая предпринимательство, крестьяне получили бы доходы от смежных отраслей – мясного животноводства, кожевенного дела, кормового производства.

Нарастание экспорта

   Выход экономики на более цивилизованный уровень, обострение конкуренции на рынках, ориентация на бизнес-практику, современное управление персоналом и информационные технологии подчеркивают такой, казалось бы, мало примечательный факт. Так, согласно данным журнала «Маркетинг товаров и услуг» рынок рекламы в первом полугодии вырос более чем на треть, наполовину расширился спрос на бизнес-образование.

   Особенностью текущего года является рост обрабатывающей промышленности, как замечено раньше, на 8,9 процента. А с учетом спада в производстве цветных металлов, снизившего темпы роста металлургической промышленности до 2,1 процента, можно говорить об увеличении количества предприятий, ориентированных на внутренний потребительский рынок. Прежде всего, это пищевая и химическая промышленность, производство нефтепродуктов, машиностроение. Другим локомотивом роста обрабатывающей промышленности является жилищное строительство.

   Реализация политики импортозамещения также стимулировала подъем экономики. Высокие показатели развития черной металлургии определили рост производства ферросплавов и труб для нефтегазового сектора. Основной их производитель в Казахстане – ТНК «Казхром» – является вторым по величине в мире. Сейчас компания, по оценкам экспертов, стала одним из крупнейших поставщиков на рынки России и Украины. Есть, кроме того, реальные возможности и активного освоения китайского рынка.

   Определенный импульс для развития сектора получен за счет контрактов на поставку продукции трем отраслям: сельскому хозяйству, нефтегазовой отрасли и строительству. Заметно возросли темпы роста в машиностроении. Также в текущем году отмечается рост экспорта продукции на 4 процента, что повысило объемы производства на линиях АО «НК «Казахстан инжиниринг», АЗИЯ-Авто, «Казахстантрактор», Кентауский трансформаторный завод, Петропавловский завод электроизоляционных материалов и ряда других предприятий.

   Производительные основные силы республики представлены национальными компаниями, финансово-промышленными группами (ФПГ), средним и малым бизнесом. Причем на долю первых и последних приходится по 25 и 20 процентов ВВП соответственно. У отечественных ФПГ, образованных в основном вокруг горнодобывающих, металлургических и энергетических компаний, имеется немалый финансовый потенциал и технический опыт. Однако этим предприятиям еще трудно эффективно диверсифицироваться в смежные сектора, как это происходит, например, в России.

   Поэтому наше производство пока нередко неконкурентоспособно на глобальных рынках по таким параметрам, как корпоративный менеджмент, технологическая база, финансовые возможности. «Выталкивание» нашего бизнеса на международные рынки даже в рамках нацеленной на это индустриально-инновационной программы становится довольно проблематичным. И для того, чтобы идущие на развитие перспективных проектов средства обеспечили высокотехнологичное производство, АИСТ готов работать на повышение уровня частного сектора, развитие инновационного менеджмента и венчурного предпринимательства.

Дина НУРСАПАРОВА


БУДУЩЕЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

   Еще одно предприятие по выпуску современных полиэтиленовых и полипропиленовых труб заработало в Семипалатинске. На линиях ТОО «Семпластком» – втором подобного профиля производстве в республике – выполняются заказы, поступающие со всех концов страны.

   По современным трубам, изготовленным на этом заводе, горячая и холодная вода уже подается во многих городах, особенно востребована продукция в строящейся столице. При мне на завод прибыл гонец из Павлодара, притом сразу на КамАЗах с прицепами – за товаром. А недавно, как сообщил мастер предприятия Василий Гуц, свой заказ на трубы 110-ти и 225-миллиметрового диаметра сделали менеджеры промышленного гиганта АО «Казцинк».

   Сейчас «Семпластком» увеличил вдвое объемы производства. И не намерен на этом останавливаться. А для этого есть все условия. Старые корпуса бывшей автобазы обновлены изнутри и снаружи, хорошо освещены, сооружено автономное отопление. Две технологические линии (трубные, как их здесь именуют) обслуживаются в смену двумя операторами и действуют круглосуточно.

   …Мы входим в цех второй трубной линии. Она своим видом, а особенно бункером для сыпучего сырья и «червячной» передачей внутри вакуумных камер, напоминает … мясорубку. Каждые двадцать минут линия «втягивает» в себя порцию гранул полимерного материала, который затем проходит сквозь череду вакуумных камер с температурой от 0 до 170-190 градусов Цельсия. И по прошествии нормативного времени превращается в прочную, легкую, отвечающую экологическим стандартам трубу. Изделия «Семпласткома» в состоянии выдержать давление до 10 атмосфер. Причем для выпуска труб диаметром от 20 до 225 мм меняются лишь матрицы в тех же двух технологических линиях. По заказам потребителей изделия широкого диаметра производятся максимальной длиной до 12 м, а узкого – до 1500 м.

   – Мы участвуем в реализации сразу двух государственных программ: «Чистая вода» и индустриально-инновационная, – говорят молодые операторы Андрей Кох, Евгений Быков и их старший коллега Николай Фрянцев (на снимке).

   – Да, – вторит им мастер Василий Гуц. – В Казахстане еще только в Атырау есть предприятие подобного профиля. Но оттуда возить трубы в северо-восточный регион дорого, а здесь – мы рядом.

   За плечами молодых рабочих – профтехучилища, где получали профессию слесарей. Долго ли пришлось осваивать новые специальности?

   – По три месяца стажировались, – отвечают парни. И добавляют: – Зато теперь изготавливаем не только трубы, но и отводы, полуотводы из них.

   А это и есть сваренные на специальном станке выгнутые участки будущего водовода. Примечательно, что упомянутый станок и многие другие технические приспособления большей частью умельцы «Семпласткома» соорудили в собственной слесарной мастерской. Здесь полновластные хозяева – Николай Георгиевич Рожков и Геннадий Николаевич Мельников. Они – из старшего поколения рабочих, которые не по одному десятку лет трудились на крупных предприятиях, остановившихся в годы перестройки. Зато здесь как нельзя лучше пригодились их опыт и смекалка. И они довольны ходом дел на новом во всех отношениях производстве. А особенно тем, что вовремя выплачивается зарплата, и как на заводе относятся к настоящим мастерам.

Людмила ЧАСНЫК,
Восточно-Казахстанская обл.


               

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию 
Написать вебмастеру 
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»