|
|
|
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ |
|
В прошлом номере нашей газеты мы обещали нашим читателям вновь вернуться к теме предстоящих 20 сентября выборов в местные представительные органы власти, чтобы попытаться выяснить – кто и для чего вступает сегодня в борьбу за «место под солнцем». При этом мы хотели бы сразу оговориться, что нами движет не простое праздное любопытство, а стремление осмыслить, насколько серьезны стремления нынешних кандидатов в депутаты маслихатов влиять на общественно-политическую жизнь в стране, а также желание узнать о тех, кто обещает защищать наши интересы в этом органе власти.
|
|
|
|
ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ,
или Кто поверит в предвыборные обещания
|
Кто ты, кандидат в депутаты? |
Безусловно, нынешняя предвыборная интрига была предопределена уже тогда, когда стало ясно, что маслихаты будут формироваться на основе многопартийности. В свою очередь, интересы общественных объединений продиктованы стремлением «внедрить» своих людей в местные представительные органы, которые, после внесения планируемых изменений в закон о выборах, будут играть ключевую роль на выборах депутатов Мажилиса Парламента, не говоря уже о праве выбора сенаторов, которым маслихаты обладают и сегодня. Кроме этого, впервые у партий появилась возможность формировать свои депутатские фракции не только в высшем законодательном органе власти, но и непосредственно на местах, что дает им опять же возможность влиять на общественно-политическую жизнь области, района, города.
К сожалению, ни в Центральной избирательной комиссии, ни из других источников нам не удалось узнать полную картину партийной принадлежности зарегистрированных кандидатов. Впрочем, даже если бы подобная статистика и была, то она все равно оказалась бы далека от реальной, так как количество выдвинутых от партий и общественных объединений кандидатов, судя по их предвыборным заявлениям (помните? «Отан» – не менее 1500, Гражданская – 500, Аграрная – 300 и т.д.), не достигает и половины от общего числа зарегистрированных. Это значит, что роль «пятой колонны» на выборах будут играть так называемые «самовыдвиженцы», которые в подавляющем большинстве являются членами одной-двух партий, но в кандидаты идут под флагом кажущейся самостоятельности и независимости.
Что же из себя представляют «самовыдвиженцы» и почему они не хотят афишировать свою партийную принадлежность?
Попробуем ответить на этот вопрос на примере предвыборной кампании в столице.
По данным городской избирательной комиссии, в качестве кандидатов в гормаслихат зарегистрированы 173 человека. Из них «самовыдвиженцы» составляют примерно половину – 83 кандидата. Но, как выясняется, более 50-ти процентов данной категории носят в своих карманах билеты партии «Отан». Они регулярно посещают специальные тренинги, на которых специалисты и политологи учат их всем премудростям и хитросплетениям предвыборных технологий.
Конечно, можно несколько отойти от темы партийности и посмотреть на кандидатов с точки зрения их профессиональной принадлежности. Однако и здесь невозможно не заметить присутствия «связующей нити» между этими, на первый взгляд, далекими друг от друга критериями. Может вам покажется смешным, но факт остается фактом: среди 173 зарегистрированных кандидатов – 18 представляют работников медицины и 16 – работников образования и культуры. Причем в одном из округов в острой предвыборной схватке сошлись сразу три директора школы, в другом – два главврача!
Впрочем, подобные примеры можно без труда найти и в регионах. Так, например, в Северо-Казахстанской области за мандат в областной маслихат на «тропу войны» вышли сразу трое наших коллег-журналистов, из которых двое возглавляют районную и областную газеты.
Воистину, чудны дела твои предвыборные, Господи!
|
Слово дорогого стоит |
Негласное правило PR-технологий гласит: «Обещай своим избирателям все, что они хотят услышать – только так можешь рассчитывать на их поддержку». Главное – достичь поставленной цели, какими методами – дело второе. После выборов эти обещания, безусловно, забудутся, и вряд ли кто из вчерашних голосовавших вспомнит о своих наказах и побеспокоит депутатов на предмет их выполнения.
В чем-чем, а в предвыборных обещаниях многие нынешние кандидаты уже изрядно преуспели. Стены зданий и наиболее посещаемых мест ежедневно пополняются все новыми и новыми предвыборными плакатными «шедеврами», которые отличаются между собой лишь фотографией кандидата и номером избирательного участка, а все остальное – будто слизано друг у друга. Причем будущие депутаты городского маслихата обещают в случае избрания то, что не под силу сегодня не только акиму города с его властными полномочиями, но и, пожалуй, даже большему руководителю…
Давеча в программе одного из кандидатов читаю: «В случае моего избрания… я добьюсь: снижения тарифов за теплоэнергию, воду, электричество, снижения налогов, увеличения размера минимальной пенсии и заработной платы…, буду бороться с преступностью и коррупцией в государственных органах».
Не программа, а прямо-таки ежегодное Послание депутата гормаслихата к народу столицы!
Пусть не обижаются господа кандидаты, но лично у меня сложилось мнение, что большинство из них идет в маслихаты, не имея представления о том, чем и как им там предстоит заниматься. Потому что некоторые свое участие в этом органе воспринимают не иначе как членство в престижном политическом клубе, где время от времени собирается вся городская элита. Для других предвыборная шумиха – еще один законный, причем оплаченный государством, шанс заявить во весь голос о своей «скромной» персоне и рассказать людям с помощью СМИ и печатной продукции о своей трудной, народнодоступной судьбе.
Что ж, наш народ любит героев. Особенно тех, кто готов бороться с несправедливостью и защищать его интересы. Но почему-то потом, когда их народ «берет» в свои слуги, иные напрочь забывают о службе избирателям и защищают только интересы свои...
И это единственное, что у них получается.
|
|
|
|
ПЯТОЕ КОЛЕСО КАМПАНИИ |
В конце прошлой недели лидеры Конфедерации неправительственных организаций (КНО), Республиканского гражданского движения «За правовой Казахстан» (ЗПК) и Конгресса молодежи Казахстана (КМК) объявили о создании нового органа – Общественного комитета по контролю над выборами (ОККВ). Не успев появиться, детище триумвирата услышало в свой адрес самые противоречивые мнения, в том числе и от Центральной избирательной комиссии, различных партий и общественных объединений. И тому есть немало оснований.
Как заявил на пресс-конференции по случаю презентации один из лидеров нового объединения Максут Нарикбаев, главная цель ОККВ – «содействие проведению свободных и честных выборов в республике, объективное информирование общественности об их ходе, а также формирование механизмов цивилизованной конкуренции избирательных кампаний».
Если это так, то Центризбиркому во главе с Загипой Балиевой можно хоть сегодня подавать в отставку. Ведь, по сути, новое объединение берет на себя основные функции ЦИКа, которые, заметим, возложены на него Конституцией и Законом «О выборах в РК». За свою историю существования ЦИК слышал в свой адрес немало нареканий, в том числе и от международных организаций, однако впервые «группа товарищей», объединенная общей целью, открыто предлагает ей поделиться своими полномочиями.
Реакция со стороны ЦИКа на появление «конкурента», конечно же, последовала. Проглотив горькую пилюлю, Центризбирком тем не менее дипломатично «приветствовал создание ОККВ». При этом, правда, выразил сожаление по поводу того, что на пресс-конференцию объединения не были приглашены его представители, что позволило бы избежать неточности в определениях и трактовках выборного законодательства, которые были допущены участниками пресс-конференции.
Появление Общественного комитета не осталось без внимания также представителей партий и движений. Некоторые из них сходятся во мнении, что ОККВ берет на себя не свойственные для общественного объединения функции с полномочиями контрольного органа. Почему, резонно подмечают они, участники выборного процесса, коими являются все три учредителя нового объединения, должны иметь особый статус в ходе выборов? Таким же образом завтра могут объединиться несколько других групп и заявить, что и они готовы контролировать ход выборов.
Нельзя не заметить, что в самом названии нового «института» есть своеобразная загадка. Использование в нем слова «контроль» дает пищу не для совсем веселых размышлений. Контролировать – значит влиять, с этой истиной вряд ли кто поспорит. Тогда получается, что ОККВ вольно или невольно будет вмешиваться в ход выборов. А если учесть, что отцы-основатели комитета на правах общественных движений выдвигают и своих сторонников на выборы, то где гарантия того, что под видом контроля они не будут защищать свои интересы? Одним словом, возникают вполне обоснованные сомнения по поводу нейтральности Общественного комитета.
Если уж быть точными в названиях, то, безусловно, речь должна идти не о контроле, а о наблюдении за ходом выборов, как это и принято во всем цивилизованном мире. И есть ли надобность в ОККВ, если согласно Закону «О выборах в Республике Казахстан» все общественные объединения имеют право посылать своих наблюдателей на избирательные участки?..
Зарубежный и отечественный опыт подтверждает, что присутствие наблюдателей в округах в день выборов повышает уверенность общественности в справедливости происходящего. Они следят за подсчетом голосов, обеспечивают параллельное определение общих итогов, являются источником информации, на основе которого могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных результатов выборов. Наблюдателями выявляются нарушения в избирательной процедуре, анализ которых затем, как показывает опыт, позволяет совершенствовать избирательные законодательство и технологии.
Так зачем тогда городить огород?!
Большинство наблюдателей все же склонно считать, что появление Общественного комитета по контролю за выборами обусловлено одним – желанием его учредителей заявить о себе в преддверии будущих парламентских выборов. А насколько это обоснованно – покажет время.
|
|
|
|
ЦИК СООБЩАЕТ |
По собственному
ЖЕЛАНИЮ |
Центральная избирательная комиссия сообщила на этой неделе, что в первые числа сентября сюда поступило 127 обращений и заявлений от граждан, политических партий и общественных объединений. Из них на 115 после рассмотрения даны мотивированные ответы, а 12 – еще находятся в стадии анализа. Наиболее часто затрагиваемыми в обращениях проблемами являются те, которые связаны с условиями предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании, а также нарушения избирательного законодательства как со стороны избиркомов и исполнительных органов власти на местах, так и со стороны самих кандидатов в депутаты маслихатов, их доверенных лиц и членов инициативных групп.
Кроме этого, с начала кампании Центральной избирательной комиссией РК рассмотрено боле 140 дел, связанных с решениями окружных комиссий об отказе регистрации или отмене решения о регистрации кандидатов. В 12 случаях из них, после проведенной Центризбиркомом проверки, восстановлены снятые ранее с регистрации кандидаты. Работа по рассмотрению подобных дел продолжается.
В то же время, после завершения регистрации 54 человека, метившие в областные маслихаты, добровольно сняли свои кандидатуры. Рекордсменом по этому показателю является Южно-Казахстанская область, где отказались от своих намерений 14 человек, в Карагандинской – 8, Алматинской – 5.
С предвыборного марафона за место в районных маслихатах добровольно сошли уже 75 человек. И здесь же опять лидируют Южно-Казахстанская область – 15 человек, Карагандинская – 10, Кызылординская – 11.
Число снявших свои кандидатуры в городские представительные органы власти достигло на этой неделе 84 человек.
При этом наблюдатели не исключают, что среди отказавшихся от дальнейшей борьбы есть и те, кто ушел с дистанции «в добровольно-принудительном порядке», под воздействием местных исполнительных органов власти.
|
|
|
|
Ведущий страницы Сабит МАЛДЫБАЕВ |
|
|
|