Республиканский общественно-
политический еженедельник
Газета издается с 10 декабря 2002 года
 для рекламодателей  подписка на газету  ссылки
 Услуги для Вас: от верстки и дизайна до собственного web-сайта!
№ 37 (38)
12-18.09.2003
поиск по сайту:
 
 на главную страницу
 акцент номера
 первая страница
 подробности
 регионы
 выборы
 земля и люди
 социум
 агромаркетинг
 читатель-газета
 память
 TV-программа
 агроказбиржа
 час досуга
 фотоконкурс
 архив
 из поэтического наследия
СМИ новости
ВАЛЮТА, ПОГОДА
 
Kazakhstan Financial Market
 
КАТАЛОГИ И РЕЙТИНГИ
 
Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
СЧЕТЧИКИ
 
ПАМЯТЬ

   Решением ЮНЕСКО имя создателя казахской гражданской, песенной, философской лирики Махамбета Утемисова занесено в список выдающихся людей истории. Сегодня на родине поэта и батыра – в Атырауской области – под патронатом этой международной организации начинаются торжества, посвященные его 200-летию. Для казахской поэзии, духовной культуры казахского народа Махамбет имеет такое же значение, как Пушкин для русской. Человек кипучего темперамента, неукротимой энергии, беспощадной правдивости, завораживающей речи, пламенного и чистого чувства, он в своих стихах взывал к совести и совершенству. В истории и памяти народной он также остался как бунтарь, страстный патриот своей земли и идейный руководитель антифеодального восстания в Букеевской орде 1836-1838 г.г под руководством Исатая Тайманова.

Песнь сквозь века

   В год 200-летия Махамбета мы должны как можно больше узнать об этом великом человеке и воздать ему по достоинству. Особенно это важно в современный переломный момент истории, когда наше молодое государство самостоятельно строит своё будущее. Исполнилась мечта истинного патриота, талантливого акына Махамбета Утемисова: отныне его народ – свободный, равный в содружестве других народов.

Софья САРГАЛИЕВА,
историк, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Атырауского института нефти и газа


В битве – батыр

   Махамбет Утемисов – одна из ярких личностей в истории казахского народа. Cтрастный борец за интересы простых людей, певец свободы и вольной жизни Махамбет настолько горячо любил свой народ, что, не колеблясь, отдал за него самое дорогое – жизнь. Выдающийся классик казахской литературы Мухтар Ауэзов сказал о Махамбете: “В битве – батыр, в общении его острое слово подобно серпу. Пламенный поэт, страстный оратор, в восстании Исатая – Махамбет один из самых его выдающихся участников. Махамбет среди казахских акынов является одним из самых одарённых, его поэзия в своё время была самой яркой, захватывающей, впечатляющей, она была голосом и языком народа, выражала его чаяния и стремления. Во всей литературе XIX века, в её героической поэзии никто, как Махамбет, открыто и страстно не поддерживал народ в его борьбе с угнетателями”. Русский писатель Е.П. Ковалевский (1811-1868 гг.), познакомившийся с Махамбетом Утемисовым во время путешествия по казахской степи, отмечал его ум, красноречие, знание русского языка, мужественный характер, прямодушие.

   Наша свобода достигнута ценой жизней многих тысяч борцов, среди которых были Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов, поднявшие народ на борьбу против царизма и его ставленников, в лице отдельных представителей казахской знати. Основную движущую силу восстания 1836-1838 г.г в Букеевской орде под руководством Исатая и Махамбета составляли рядовые казахи, которые до последнего момента, невзирая на превосходство в силе объединённых отрядов карателей и окружения хана Джангира, проявили верность Исатаю и Махамбету. В это же время бии и старшины, примкнувшие к отряду Исатая Тайманова на первоначальном этапе, пошли на предательство, стремясь выторговать у хана уступки, ведя с ним переговоры в обход предводителя движения. Соглашательская позиция байско-старшинской группы в значительной степени ускорила поражение восстания. Махамбет Утемисов происходил из рода бериш и был старшиной. Он хорошо знал татарский и русский языки, что в то время являлось для простолюдина большой редкостью. Это обстоятельство сильно возвышало его в глазах современников. Махамбет много путешествовал, бывал в Хиве, Бухаре, славился, как искусный акын и оратор. Есть свидетельства того, что он одно время жил в ханской ставке и был кем-то вроде придворного акына Джангир хана. Во всяком случае, Махамбет пользовался расположением ханской семьи, однако впоследствии он разошёлся с ханом. Это обстоятельство подтверждается в письме Джангир хана Оренбургскому губернатору от 13 декабря 1837 года, где хан сообщает, что Махамбет одно время состоял при его сыне. Злейший враг Исатая и Махамбета Караул Ходжа впоследствии доносил, что Махамбет Утемисов, якобы, был “нечестного поведения” и содержался в Калмыковской крепости по обвинению в провозе контрабанды из Хивы через Уральскую линию.

   Сам Махамбет в своём показании от 10 декабря 1836 года поясняет, что 6-7 лет тому назад он был схвачен русскими властями и обвинён в тайном переходе через Уральскую линию, за что около двух лет содержался в тюрьме, в Калмыковской крепости. В 1831 году во время холерной эпидемии ему удалось бежать из заключения и скрыться в степи.

   Решительный и пылкий Махамбет Утемисов – поэт и народный трибун – как бы дополнял собой осторожного и вдумчивого Исатая, который умел взвесить все обстоятельства, прежде чем предпринять какое бы то ни было решение. Махамбет был душой восстания. Владея русской и татарской грамотностью, он писал воззвания по орде, послания Джангир хану и русскому правительству от имени Исатая и народа. Он разъезжал по аулам, агитировал, поднимал народ против угнетателей. Именно Махамбет помог Исатаю осознать, что добиваться правды и справедливости в то время, возможно было только путём силы, путём вооружённой борьбы.

   После поражения и гибели Исатая, Махамбет Утемисов вместе с оставшимися в живых соратниками скрылся в пределах Хивы. До января 1839 года о Махамбете в делах Пограничной Комиссии не имелось никаких сведений.

   Вследствие донесения Джангир хана, военный губернатор в январе 1841 года поручил атаману Уральского войска принять меры по поимке Махамбета. Такое же распоряжение было отдано и султану – правителю Баймагамеду Айчувакову. В марте того же года султан Муртаза Узбек-Галиев донёс, что Махамбет Утемисов скрывается в аулах на берегу моря, близ Уральско-Эмбинской границы. Получив об этом сведения, атаман Уральского войска отправил в указанные аулы команду из 40 казаков, которые отыскали Махамбета на стоянках рода бериш. Казаки окружили кибитку, где находился батыр. Махамбет был вооружён и не хотел сдаваться. Тогда казаки ворвались в кибитку, бросились на Махамбета и обезоружили его.

   Как важнейший преступник и сообщник Исатая Тайманова, Махамбет Утемисов был доставлен в г. Оренбург, где его и предали военно-полевому суду. 17 марта 1841 года Махамбет Утемисов был отправлен в Оренбургскую тюрьму. Дальнейшая участь Махамбета Утемисова была предрешена. Его одинаково не любили как царские власти, так и верхушка казахской феодальной знати. Мысль, что он может вновь повести за собой народ на борьбу с угнетателями, вызывала страх. В октябре 1846 года Махамбет был убит по приказанию султана Баймагамеда Айчувакова. Махамбет и его сподвижник Исатай обладали исключительной отвагой, волей, страстной жаждой победы. Нужно было иметь невероятное мужество и силу влияния на массы, чтобы суметь повести почти безоружных людей против хорошо оснащенных царских войск. Стальной кулак царского самодержавия был слишком тяжёл для того, чтобы против него мог устоять плохо вооружённый и разрозненный казахский народ.

Его острое слово подобно серпу

   Поэзия Махамбета неразрывно связана с народным восстанием 1836-1838 г.г. Идеология поэта строилась на базе его произведений, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей. Так, в “Призыве к походу” он говорит о трудностях и лишениях, опасностях и неудобствах, которые ждут человека, решившего отдать себя служению народному делу. Но всё это, по мнению поэта, может испугать только слабого и трусливого человека. Подлинный же герой должен перенести голод и жажду, зной и разлуку с родными, чтобы достигнуть успеха в борьбе.

   Махамбет добился всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но, и в первую очередь, своей мудростью и человечностью. Эти качества акына всё время проявлялись в его произведениях, он был остроумен, красноречив, правдив. Акын горячо любил родину и ненавидел царизм и его ставленников. Так, в “Обращении Махамбета к хану Джангиру”, акын открыто высказал всё, что думал о нём:

   Ты коварный волк, а не хан!
   Пусть задушит тебя шайтан,
   Пусть тебя осмеют друзья
   И враги по черепу бьют!
   Ядовитая ты змея,
   Ты заразой чёрной рождён!
   Ты на троне жесток и лют,
   Вилохвостый ты скорпион!


   Вместе с тем, Махамбет с уважением, любовью относился к своим друзьям, соратникам, простым людям. Его тоска, горе в связи с гибелью близкого друга, единомышленника Исатая ярко выражены в песне-плаче:

   Орёл мой, летящий над цепью гор!
   Дотянутся ль руки к тебе мои?
   Домчится ли жалоб моих призыв?
   С тех пор, о, мой лев, как угас твой взор,
   Желаний моих бесплоден порыв.


   Восторгаясь простором родных степей, зелёными пастбищами, гладью озёр и рек, певец угнетённых ни на минуту не забывал, что всё это принадлежит не народу, а его угнетателям, что хищники – царизм и продажная знать – распоряжаются богатствами страны, пользуются трудом народа. Подлинные хозяева жизни – люди, создающие своим трудом материальные блага, не имеют на них прав в силу законов, установленных царизмом и его ставленниками.

   Поэтическое слово Махамбета не расходилось с его делами как вождя восстания и батыра. Последовательность и решительность в мыслях и поступках – характерные черты поэта-борца. Яркая историческая личность, одарённый народный певец –таким живёт Махамбет Утемисов в памяти поколений.

Что говорят архивы

   В архиве Оренбургской пограничной комиссии сохранились немногочисленные сведения о Махамбете Утемисове. Они представляют собой справки, донесения хана Джангира и султанов, а также показания самого Махамбета. До наших дней сохранились показания самого Махамбета при допросе, характеризующие его личность: «1836 года, ноября 8 дня, киргизец Мухамед Утемисов при депутате со стороны Высокостепенного хана допрошен и показал. Мухамедом меня зовут, сын Утемисова, от роду себе имею 33 года, веры магометанской…»

   * * *

   Большой интерес представляет печать-оттиск с надписью: «Я, Мухамбет сын Утемиса, старшина». Она относится к разряду так называемых «копченых» печатей. Ни воском, ни сургучом в то время в казахской степи не пользовались, поэтому материалом для получения таких печатей-оттисков являлась сажа. Металлическая или каменная матрица коптилась на огне и затем прикладывалась к бумаге, а вырезанный на ней рисунок или надпись получались белого цвета. Печать Махамбета овальной формы. Ее размеры: по вертикали – 22 мм, по горизонтали – 25 мм. Надпись обрамлена фигурным орнаментом.

Последнее пристанище

   Вплоть до середины прошлого века место захоронения Махамбета Утемисова оставалось тайной. Как свидетельствуют историки, после смерти султана Айчувакова в 1847 году друзья поэта нашли голову Махамбета и привезли ее в местечко Карой в долине Дендера и захоронили вместе с туловищем. В 1958 году профессор Кажим Джумалиев, исследовавший жизнь и творчество поэта, выехал в Уральск, где в газете поместил объявление о розыске аксакала Бектургана, который якобы знал место могилы. Однако никакого ответа на это не последовало. Тогда исследователь решил поехать в Калмыково, и там, во время беседы с одним из местных жителей, выяснилось, что Бектурган умер 10-15 лет тому назад, но жив его сын Корак, 1907 года рождения. Как выяснилось, могилу Махамбета Корак знал с детства. По его словам, рядом с Махамбетом похоронен дед Корака, а немного дальше – байский сын, на могиле которого имеется камень с посвятительной надписью. Когда семья Корака была вынуждена переехать в другую местность, его отец, Бектурган, читал молитвы на могиле Махамбета и, чтобы не забыть ее местоположение, вкопал две палки – у ног и головы. Так как Махамбет был захоронен первым на этом кладбище, то согласно казахским обычаям, все последующие захоронения располагались с левой стороны от него. Местное население считало могилу Махамбета святой: ей поклонялись, сюда приходили в надежде на исцеление.

   На кладбище Корак показал могилу Махамбета Утемисова. Сохранилась одна из двух палок, которыми когда-то отец Корака обозначил место захоронения. Раскопки могилы не производились. В 1959 году на могиле Махамбета установлен памятник.

   Чтобы выяснить, действительно ли памятник стоит на том месте, где захоронен поэт, в июле 1966 года здесь все же были произведены раскопки. В могиле исследователи нашли тело и голову Махамбета. Таким образом, ученые убедились, что место его захоронения отмечено верно.

   Недалеко от районного центра Индер посреди голой степи стоит памятник в виде двухметровой стелы с барельефом Махамбета. Сразу же за ней – невысокий земляной холм. Это и есть могила Махамбета Утемисова.

Ведущий страницы Сабит МАЛДЫБАЕВ
на главную страницу первая страница подробности регионы выборы земля и люди
социум агромаркетинг читатель-газета память час досуга
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»