С праздником!
Уважаемые коллеги!
С огромным чувством уважения и благодарности поздравляю Вас, дорогие педагоги, с профессиональным праздником – Днем учителя.
Это памятный и волнующий день не только для работников образования, но и для всех граждан Казахстана. С именем Учителя связано все самое светлое и значимое в нашей жизни. Во все времена к учителю шли за помощью, за советом, он нес людям знания и культуру. Сегодня вы являетесь продолжателями этой славной эстафеты.
В суверенном Казахстане образование приобретает стратегическую важность и является приоритетным направлением государственной политики. Поэтому на педагогов возложена ответственная миссия: от того, как Вы будете учить детей, напрямую зависит наше с Вами будущее. Сегодня каждый ученик – надежда семьи, завтра – надежда Казахстана.
Разрешите в этот праздничный день поблагодарить Вас за нелегкий труд и пожелать Вам творческих успехов, любви и уважения учеников!
Здоровья Вам и благополучия, мудрости и терпения, счастья и радости!
Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ,
министр образования и науки РК
«Ведущий к вершинам Олимпа»
Весь мир завоевали лицеисты Давида Ганелина, отличника образования РК, обладателя звания «Ведущий к вершинам Олимпа», за высокие заслуги перед страной награжденного медалью «Ерен енбегi ушiн».
Победитель всевозможных международных математических олимпиад в Шотландии, Китае, Японии, на Балканах, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обладатель «Алтын бельги», освобожденный приказом Минобразования от сдачи ЕНТ, студент Массачусетского института технологии Куат Есенов. Никита Зверев – многократный призер областной и республиканской олимпиад, обладатель «Алтын бельги», студент Новосибирского госуниверситета. Диляра Исамадиева – четырехкратный победитель областной олимпиады, финалистка интеллектуального шоу «Лидер XXI века», зачислена в Казахско-Британский технический университет. Максим Еременко – самый молодой доктор физики и математики Парижского института математики им. Пьера и Мари Кюри, защитивший диссертацию на французском языке. Роман Корниенко, Роман Кривин, Ерке Нуркенов – участники международных олимпиад. Вот неполный перечень именитых воспитанников Д. Г. Ганелина (на снимке).
По словам Давида Григорьевича, путь, ведущий его воспитанников к вершинам Олимпа, начался с открытия в Павлодаре лицея №8 в 1990-м году. «Одному такое не под силу, – говорит он, – необходимы соответствующие условия, коллектив единомышленников, поддерживающих тебя. А Виталию Никитенко, директору лицея, удалось создать продуманную систему обучения, суть которой в уважении к детям и строгости, что рождается большим опытом. Естественно, нужен творчески работающий коллектив, где каждый – личность».
Относительно своей методики Давид Григорьевич никаких секретов не делает, суть его успеха до гениальности проста: не идти против природы ребенка. Но к пониманию этого надо было прийти. К моменту открытия лицея за плечами учителя были 25-летний опыт работы, хорошие знания своего предмета, аспирантура при МГУ, на кафедре логики и... усиленное изучение психологии. Зато теперь, увидев и услышав ребенка, Давид Григорьевич уже знает, кто перед ним – креатив или когнитив, интроверт или экстраверт. И, естественно, дальнейшая работа с ребенком строится уже с учетом его психологических особенностей.
– А вот Диляра, …Никита…, – учитель готов рассказывать о своих воспитанниках до бесконечности и с такой любовью, пониманием их внутреннего мира, с гордостью.
– Работая с одаренными детьми, – говорит наш герой, – я стараюсь их не выделять на фоне остальных, ведь каждый ребенок – индивидуум, требует бережного отношения к себе. Хотя, конечно, специально подбирается комплекс задач для каждого из них. И о том, что никто не остается за бортом, свидетельствует уровень знаний выпускников – 100-процентное поступление в вузы.
Образно говоря, лицеисты «завоевали» весь мир: ученики Давида Григорьевича весьма успешно учатся и работают в Казахстане, России, Франции, Америке, Германии. В этом году окончил лицей и вовсе звездный класс, выпускников которого уже до ЕНТ зачислили в престижные вузы стран СНГ. Все они в один голос выражали глубокую признательность и благодарность своему учителю, всему лицею, осознавая, что для их роста именно здесь создавались идеальные условия.
Алтынгуль САГИТОВА,
Павлодарская обл.
Экзамен на звание УЧИТЕЛЬ
Раиса МУСАХОДЖАЕВА,
проректор по учебно-воспитательной работе Казахской национальной
академии музыки, профессор, заслуженный работник образования РК
Завтра, в преддверии нашего профессионального праздника, у педагогов страны большое торжество. В Конгресс-холле столицы подведут итоги ежегодного ответственного конкурса «Учитель года». Это экзамен, к которому идут все мои коллеги, и порою всю жизнь…
Понятие «учитель» сформировалось, пожалуй, тогда, когда появился первый человек на Земле. Но у разных народов и в разных культурах, произнося это слово по-своему, оно имеет один смысл. Осознавая свои истоки, человечество не забывает Великих учителей – Сен Сея, Гуру. И в русской литературе слово Учитель всегда писалось с большой буквы. И даже в любой религии, когда говорят о божестве, всегда вспоминают слово Учитель. Таким образом, именно жизнь, ее мудрое восприятие ставит это понятие в высокий ряд, выделяя из других профессий.
И в наши дни большой отряд учителей в значительной степени определяет идеологию государства, уровень образованности, культуры людей. В этом «маленьком учителе», как в персонаже Чехова, собрано все лучшее, что должно быть в личности. А потому все, что нужно маленькому человечку для его взросления, возмужания, для созревания его мышления, закладывается именно учителем. Ну и родителями, которые, если строго подходить, тоже являются своеобразными учителями. А если есть огрехи в родительском воспитании, их должен поправить именно учитель. Считаю, в этом ответственность нашей профессии, зрелость учителя как специалиста своего дела. И потом, мы все чему-то учимся. Ведь жизнь не стоит на месте, предъявляя все новые и новые требования.
Профессия налагает свой отпечаток на личность учителя. Поэтому заметьте, и по стилю он всегда отличается от представителей других профессий. Даже только по взгляду можно выделить его из большого сообщества людей.
Говоря об этом, как зримое воплощение этих слов я всегда вижу перед собой нашего педагога Игоря Борисовича Лебедева. Он – пример и для преподавателей, и для студентов.
Постепенно, но мы возвращаемся к уважительному и почтенному отношению к учителю. Даже тот факт, что Министерство образования РК среди других профессий поставило в первый ряд учителя, выделив в нынешнем году свыше 5 тысяч педагогических грантов для вузов, говорит, что государство помнит об учителе, об его труде, четко осознавая, что наше будущее и в его бережных руках.
г. Астана
В заветных уголках сердца
Двойной праздник пришел сегодня к Евдокии Ивановне Сосковец – День учителя и день рождения.
Так уж распорядилась судьба, что сейчас, в свои 77 лет, Евдокия Ивановна осталась одна. Единственное утешение старушки – социальный работник Багдагуль. Молодая женщина помимо помощи по дому, делится самым главным – общением. Забегают иногда к одинокой пенсионерке и девушки из медицинского колледжа. Студентки-волонтеры справляются с повседневными домашними делами хозяйки и за разговорами скрашивают часы ее одиночества. Вот так и проходят будни пожилого человека. А ведь несколько десятков лет назад все было совсем по-другому.
Работала Евдокия Сосковец учителем русского языка и литературы. Сначала преподавала в военном училище Талдыкорганской области. Затем обучала детей грамоте в начальных классах средней школы Зыряновска, откуда и сама родом. За сорок лет служения профессии на ее счету более десяти выпусков. И со всеми своими бывшими учениками на протяжении долгих лет вела переписку. Как и в школьные годы, уже повзрослевшие ребята делились со своим учителем планами на будущее.
Многое из практики преподавания переняла она у своего отца, педагога с многолетним стажем. Он-то и привил ей любовь к детям. По словам Евдокии Ивановны, во времена ее детства школьники были частыми гостями в их доме, и все свое свободное время отец посвящал им. А потому по стопам отца пошла и дочь. Ее уроки литературы дети посещали с большой радостью. Любили они и проводимые Евдокией Ивановной поэтические вечера.
– Главное в моей специальности, – делится Евдокия Сосковец, – искренность, доброта, справедливость и знания. Я могла ответить на любые вопросы учащихся.
К сожалению, сегодня у Евдокии Ивановны все по-иному. С переездом в Актобе прекратилась и связь с бывшими учениками – бабушка потеряла тетрадь с их адресами, но память о каждом из них старая женщина хранит в заветных уголках своего сердца. Надеемся, что непременно они теперь откликнутся.
Айжан ШАУКУЛОВА,
Актюбинская обл.
(Окончание. Начало на 1-й стр.)
Перед именем твоим…
К сожалению, за последние десять лет имидж учителя изменился далеко не в лучшую сторону. Это связано и с его материальным обеспечением, и с его положением в обществе. Плохо, что отношение к учителю стало каким-то приземленным. Надо возвращать культ учителя, надо, чтобы к нему шли не только за знаниями, но и за помощью, за советом. И культивироваться это должно именно в семье. Когда же мы при детях говорим о поборах в школе, о вине учителя за тройки наших детей, и ребята соответственно начинают относиться к своим педагогам.
И все-таки, это частности. Большинство наших учителей – это наши духовные родители. И если обратиться к цифрам, то Казахстану есть чем гордиться. В нашей стране 172 педагога являются заслуженными, 278 – почетными работниками образования, 15 тысяч учителей – отличниками образования. За успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения награждены орденами и медалями 1653 человека, почетной грамотой Правительства – 1511, грамотами министерств – более 8 тысяч педагогов.
Среди созвездия учительских имен – десятки фамилий, которые известны всей стране. Это наставник «золотого» мальчика из Шымкента Максата Пернебаева, набравшего высший бал на ЕНТ (120), – учитель математики Сабит Жолдасов; выдающийся павлодарский педагог Давид Ганелин, воспитавший многократного победителя международных олимпиад Куата Есенова, которому рукоплескали в Японии, Болгарии и других странах мира. Свято служат своему педагогическому предназначению также учитель музыки и пения из города Балхаша Карагандинской области Жанна Токушева, директор школы-гимназии из поселка Чапаев Акжаикского района Западно-Казахстанской области Светлана Уразова. Далеко за пределами Акмолинской области известно имя Ольги Мурзагельдиновой – учителя СШ №1 поселка Красный Яр. Она не только в совершенстве владеет казахским языком, блестяще его преподает, но и является автором пяти книг по методике преподавания казахского языка. И, что примечательно, служение любимому делу не мешает Ольге Иосифовне быть прекрасной мамой пятерых детей, замечательной женой и хозяйкой.
Педагогов, перед которыми хочется «преклонить колена», как говорил поэт, в Казахстане – сотни. И не случайно многие из них избраны делегатами третьего съезда работников народного образования, который состоится в Астане 12 октября.
Если же говорить о качестве казахстанского среднего образования, то стоит вспомнить о том, что за последнее пятилетие свыше двухсот казахстанских школьников стали медалистами международных олимпиад, причем большинство из них обучаются в университетах многих стран мира.
Своеобразной оценкой учителям страны стало и Единое национальное тестирование. По его итогам лидерами по качеству образования стали Астана и Алматы. Из регионов отличились: Павлодарская область (средний балл – 56,5), Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская области. Аутсайдерами названы Атырауская и Мангыстауская области. А лучшей школой по Казахстану, набравшей в среднем 94,4 балла, стал педагогический лицей в Уральске.
Сегодня мы не можем назвать поименно всех учителей нашей страны (но очень бы хотелось!), однако верим, что никто из них не будет обойден вниманием и добротой. И те, кто только-только делает свои первые шаги на педагогическом поприще, и те, кто уже давно на заслуженном отдыхе.
|