|
|
ДОЛГОЖДАННЫЙ КОДЕКС
20 июня текущего года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил свою подпись под Земельным кодексом. Таким образом, после многочисленных споров и политических баталий судьбоносный для всего аграрного сектора документ обрел законную силу.
Напомним, что после многомесячного рассмотрения в рабочих группах и постатейного обсуждения в двух чтениях в ходе пленарных заседаний, Мажилис одобрил проект Земельного кодекса, но при этом внес пять концептуальных поправок, которые практически свели на "нет" все усилия Правительства по коренному реформированию сельского хозяйства. Естественно, что оно (Правительство) посчитало для себя неприемлемым такой ход событий. Премьер-министр Имангали Тасмагамбетов, имея в руках Постановление Конституционного Совета о правомерности законопроекта, вынес перед парламентариями вопрос о доверии к нему и его Кабинету. Несмотря на решимость большей части депутатов, Правительству все же удалось получить две трети голосов, а значит - и кредит доверия у Парламента.
Однако не прошло и месяца, как Премьер Имангали Тасмагамбетов по собственной инициативе подал в отставку, причиной которой, бесспорно, стало противостояние Правительства с Парламентом в связи с принятием Земельного кодекса. Работу нового Правительства возглавил бывший аким Павлодарской области Даниал Ахметов.
Отправляя в отставку кабинет И. Тасмагамбетова, Президент наложил вето на некоторые положения Земельного кодекса, принятые депутатами Мажилиса. По просьбе Главы государства, в кротчайший срок на совместных заседаниях Палат Парламента были рассмотрены все его возражения. Они, в частности, касались девяти спорных пунктов, два из которых носили концептуальный характер. Большинством голосов парламентарии приняли предложения Главы государства ограничить срок субаренды 2005 годом и передать полномочия по вопросу определения максимальных размеров продаваемых земель местным исполнительным органам власти. Ранее Мажилис настаивал на 10-ти процентном ограничении предельных размеров продаваемых земель на территории административной единицы и на продлении сроков субаренды до 2007 года.
Таким образом, поддержку Президента получило предложение Аграрной фракции, которая изначально говорила о невозможности руководить из центра процессами деления земель и еще в начале обсуждения законопроекта предлагала передать решение этого вопроса местным властям.
Введение частной собственности на земли сельхозназначения - необходимый шаг к окончательному переходу на рыночные рельсы. Это последний сегмент в структуре нашей экономики, отставший от общих темпов реформ из-за политических спекуляций вокруг него. Теперь, когда Земельный кодекс принят, мы имеем в руках основной закон, по которому предстоит жить и развиваться селу.
Сейчас, когда практически позади вся интрига борьбы за проект Земельного кодекса, самое время подумать о том, что ждет нас в ближайшем будущем. Своими мыслями о том, какие перемены ожидают аграрный сектор экономики после принятия закона, с нашими читателями делятся те, кто работал над законопроектом и те, кому по нему предстоит работать.
Еркин РАМАЗАНОВ, председатель комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК:
- Для того, чтобы новый Земельный кодекс заработал в полную силу, Правительству, как разработчику, необходимо будет в короткие сроки принять массу сопутствующих подзаконных актов, в которых должны быть четко прописаны все механизмы передачи земли в частную собственность - от определения стоимости до условий ее продажи. Лично я убежден, что будущее - за крупными агроформированиями. Байками "о кровожадных латифундистах" сегодня никого не испугать. При наших природных условиях, где отдача от земли в пять раз ниже, чем, например, в Европе, надо быть немного авантюристом, в хорошем понимании этого слова, чтобы вкладывать средства в ее развитие.
Михаил ХРИСТЕВИЧ, аким Жамбылского района Северо-Казахстанской области:
- Нет сомнений в том, что земля должна стать частью рынка, то есть иметь свою цену и конкретного владельца. Считаю также необходимым изжить рантье, как паразитирующего элемента в земельных отношениях.
Безусловно, процесс приватизации земли пойдет по-разному. Например, ясно, что поливные земли и земли, расположенные вблизи населенных пунктов, будут приватизированы гораздо быстрее, нежели отдаленные заброшенные поля. В ходе этого процесса, в общем-то, и определится настоящая стоимость земли.
Владимир АНДРЮХИН, руководитель ТОО "Викторовка", Акмолинская область:
- Конечно, нам бы хотелось, чтобы землю государство передало нам бесплатно. Но если честно, большинство на селе не имеют достаточного представления о законопроекте, да и я сам еще до конца не представляю, какие перемены может принести нам новый Земельный кодекс. Это там, в столицах, шумят, гудят и обсуждают, а мы здесь работаем.
Галым ТЕРЕНСАЙ
|
|
|