НА ГЛАВНУЮ
СТАТЬИ

ДОЛГОЖДАННЫЙ КОДЕКС

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


ЯЗЫК - ОСНОВА НЕЗАВИСИМОСТИ

КАЗАХСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ -
НЕ ЮРТЫ НА ПЛОЩАДИ

ОБРАЗОВАНИЕ. ЧУВСТВИТЕЛЬНО К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ

ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА!

МЫ ТЕПЕРЬ НЕ УМРЕМ

РАЗ ЦЕЛИТЕЛЬ, ДВА ЦЕЛИТЕЛЬ!

ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО ГРАФИНЯ

КОГДА ОЗЕРА БЫЛИ БОЛЬШИМИ

ПРОСТЫЕ КАРАГАНДИНСКИЕ ЭКСТРЕМАЛЫ

ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНЕГО УЛЫТАУ

АРХИВ

Январь-Февраль
2003 №1 (6-7)


Март-Апрель
2003 №2 (8-9)


СЧЕТЧИКИ


Rambler's Top100

ВМЕСТЕ С НАМИ



ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


   Характерной особенностью агропродовольственного комплекса Казахстана, в период рыночных реформ, является высокий вклад личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ) в производство продукции сельского хозяйства. Их доля с 31%, за последние десять лет, выросла до 51%. Сегодня население является основным производителем мяса, молока, овощей, бахчевых культур, плодов и ягод, картофеля.

   - Причина этого - значительное сокращение производства продукции в сельхозпредприятиях, - оценивает ситуацию зам. генерального директора Института экономических исследований Минэкономики и бюджетного планирования РК Анвар Дебердеев. - Так в 2000 - 2002 годах, по сравнению с 1990-1992 годами, производство мяса в них сократилось на 78%, молока - на 93%, яиц - на 63%, картофеля - на 75%, овощей, бахчевых культур, плодов и ягод - на 85%.
   В то же время, согласно наблюдению, проведенному Институтом экономических исследований, за этот период в ЛПХ населения производство сельхозпродукции, наоборот, увеличилось. И, по некоторым позициям, на десятки процентов. Сокращение производства яиц в этот период, считают специалисты института, связано, прежде всего, с недоступностью для населения концентрированных кормов.

НЕ ДОХОДА ДЛЯ - ПРОКОРМА РАДИ


   Такое соотношение производства продукции между категориями хозяйств привело к тому, что сегодня потребности населения Республики в основных продуктах питания (кроме зерна) удовлетворяются продукцией с личных подворий. Расчеты специалистов Института показывают, что за счет этой категории хозяйств в 2001 году фактические потребности населения в мясе удовлетворены на 87%, молоке - 78%, яйцах - 48%, плодах, ягодах и винограде - 56%, овощах - 95%, картофеле - на 78%. И здесь необходимо отметить, что эта тенденция сохраняется уже в течение нескольких лет.
   Несмотря на то, что доля личных подсобных хозяйств в производстве сельхозпродукции высока, они остаются практически натуральными хозяйствами.
   Выборочное обследование 12 тысяч домхозяйств в III квартале 2002 года, проведенное Агентством РК по статистике, показало, что товарность мяса в них составила 45%, молока - 13,3%, яиц - 14,2%, меда - 31,2%.
   - Низкая товарность молока и яиц, - комментирует полученные результаты Анвар Дебердеев, - обусловлена, прежде всего, тем, что сложно хранить такую продукцию и транспортировать ее при отсутствии соответствующих технических средств.
   Что касается дохода от реализации продукции животноводства, то он, в среднем на одно домашнее хозяйство, в III квартале прошлого года составил всего 1442 тенге. Основную прибыль дали реализация мяса - 64,8% и молока - 27,7%. При этом доля от продажи яиц, шерсти и пуха, кожи, меда составила всего-навсего 7,5%. Доход от реализации продукции растениеводства в ІІІ квартале 2002 г. в среднем на одно хозяйство составил всего 729 тенге.
   Таким образом, общая прибыль среднестатистического домашнего хозяйства в III квартале прошлого года от реализации продукции сельского хозяйства составила 2171 тенге, или 724 тенге в месяц. Принимая во внимание коэффициент семейственности, сумма полученная от реализации продукции на душу сельского населения составила 164 тенге в месяц.
   - Этот уровень доходов вряд ли можно считать серьезным подспорьем, - делает вывод Лидия Семенова, заместитель заведующего отделом Института экономических исследований. - В глубинных населенных пунктах республики масштабы личных подворий ограничиваются в основном потребностями семьи.

СМЫСЛ ЖИЗНИ


   - Причина низкого уровня товарности сельхозпродукции в индивидуальном секторе заключается, прежде всего, в том, что перерабатывающие предприятия так и не создали эффективной системы закупок сырья у хозяйств населения, - считает Забусова Виктория, заведующая сектором Института. А значит, чтобы изменить ситуацию, нужны стимулы. Тем более что в сложившихся условиях домашние хозяйства имеют большое значение не только в обеспечении продовольственной безопасности республики, но и в социальном аспекте. Занятость в них позволяет обеспечить семью продуктами питания и влияет на уровень безработицы. Реализация излишков позволяет получать дополнительный доход не только пенсионерам, но и работающим на селе, где заработная плата в 3,2 раза ниже, чем в промышленности (данные 2002 года).
   В Казахстане, благодаря личным подсобным хозяйствам, сохраняется смысл жизни в сельской местности, где проживает 44% населения республики.

   В стране, где объем валовой продукции сельского хозяйства лишь на 30% формируется в сельхозпредприятиях, государственная поддержка личного подсобного хозяйства становится объективной необходимостью.
   - Это обусловливается рядом причин, - говорит Сахан Жантасова, старший научный сотрудник Института экономических исследований. - Во-первых, личные подсобные хозяйства уже достигли предела своего роста за счет мобилизации внутренних ресурсов сельских семей и их простейшей кооперации с сельскохозяйственными предприятиями. Во-вторых, отсутствие государственной поддержки ведет ЛПХ к нелегальным формам ресурсообеспечения, прежде всего, за счет сельхозпредприятий. В-третьих, происходит постоянный отрыв личных подсобных хозяйств от рынков, они превращаются в натуральное хозяйство, а это лишает их владельцев стимулов развития.

   В принятой Государственной агропродовольственной программе Республики Казахстан на 2003-2005 годы личные подсобные хозяйства не рассматриваются как производители сельскохозяйственной продукции. Но специалисты Института считают, что они могут стать эффективной структурой аграрного сектора. Для этого государству необходимо принять ряд мер, в числе которых совершенствование условий производства в ЛПХ, создание условий для кооперации и интеграции с коллективными сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями. Кооперирование мелких производителей на селе может привести к созданию адекватной к нынешним условиям системы взаимодействия сельских семей между собой, а также с государственными структурами, кредитно-финансовыми учреждениями, покупателями и поставщиками.
   В числе мер, которые могли бы стимулировать развитие частных подворий, оказание информационно-консультационного обслуживания владельцев ЛПХ, создание опытно-показательных личных подсобных хозяйств. В преодолении низкой технической оснащенности большую роль могло бы сыграть внедрение лизинговой системы обеспечения сельхозмашинами. Не лишней была бы и помощь в обеспечении личных подворий племенным скотом и кормами.
   Повышение доходов сельского населения позволит повысить темпы социального переустройства села, способствует развитию рынка услуг. Кроме того, работа в личных подсобных хозяйствах будет способствовать улучшению социального климата, уменьшению таких антиобщественных проявлений как пьянство, наркомания и хулиганство.
   Нужно совершенствовать законодательство в сторону определения правовых рамок деятельности личных подсобных хозяйств населения.
   Целенаправленная государственная поддержка личных хозяйств населения позволяет решить ряд проблем, а именно: укрепить продовольственную безопасность государства, решить социальные проблемы жизни сельских жителей, обеспечить развитие перерабатывающих производств, повысить доходы всего населения республики. В конечном счете, это положительно повлияет на развитие сельских территорий.
   На данном этапе от развития ЛПХ населения в существенной степени зависит выполнение задач, поставленных перед агропромышленным комплексом страны Президентом Республики в Послании народу Казахстана "Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год".

   Развитию частных подсобных хозяйств мог бы способствовать специальный закон о личных подсобных хозяйствах населения. По мнению специалистов Института, в нем должен быть определен правовой статус ЛПХ, предусмотрено пенсионное обеспечение и социальное страхование работающих в хозяйстве в добровольном порядке, при условии внесения соответствующих взносов.

   Необходимо ввести разграничение между ЛПХ и крестьянским (фермерским) хозяйством. Во всех развитых странах установлены пороговые показатели, при которых личное подсобное хозяйство уже считается фермерским. Например, в США в качестве такого критерия выступает продажа продукции более чем на 1 тыс. долларов в год; в Германии - наличие 1 га пашни, или 3 коров, или 5 свиней; в Дании - годовая прибыль 300 и более евро.
   В условиях Казахстана подобные показатели целесообразно устанавливать отдельно для каждого региона с тем, чтобы учесть природно-климатические условия и специализацию производства.

   Важной формой взаимодействия личных подсобных хозяйств с крупными сельскохозяйственными предприятиями может быть развитие контрактного сельского хозяйства, когда предприятие передает личному подсобному хозяйству материально-технические ресурсы, молодняк скота, при необходимости - кредиты, реализует произведенную ими продукцию. Эта связь взаимовыгодна. Предприятие расширяет производство, экономя средства на менеджмент, инвестиции, а владельцы личных подсобных хозяйств решают свои проблемы производства и сбыта продукции.
   Такой опыт взаимодействия существует в Венгрии, развивается в западноевропейских странах и США.
   Подобное взаимодействие сельскохозяйственных предприятий и личных подсобных хозяйств было и в СССР, когда колхозы и совхозы предоставляли возможность населению брать молодняк скота и птицы на выращивание, возделывать сахарную свеклу, овощи и другие культуры.

   Роль сельских кредитных потребительских кооперативов особенно важна для финансирования ЛПХ в период полевых работ, сбыта и переработки продукции. Целесообразно создание страховой кооперации на селе, так как она намного эффективнее коммерческого страхования.
   Необходимо разработать систему субсидирования личных подсобных хозяйств, в том числе субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам банков и сельских кредитных кооперативов.
   Эффективно создание специальных фондов, которые могут предоставлять займы личным подсобным хозяйствам. Такой механизм разработан Всероссийским НИИ аграрных проблем и информатики, внедрен в трех районах Ленинградской области. Развитие личных подсобных хозяйств населения в существенной степени зависит от органа местного самоуправления. Об этом наглядно свидетельствует эффективность личных хозяйств населения в Мордовии (Россия).

 


вверх
Собственник-доверительный управляющий:
ТОО "Республиканская газета "Аграрный Казахстан"
Директор: А.С. Гурский
Шеф-редактор: Г.А. Красников
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1. Тел. 8 (3172) 938-244
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 "Аграрный Казахстан"