|
|
ОБРАЗОВАНИЕ. ЧУВСТВИТЕЛЬНО К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ
Еще совсем недавно казахстанцы по праву гордились системой отечественного образования. Но за последние 10-12 лет эта сфера общественной деятельности испытала на себе все негативные последствия социально-экономического кризиса.
Современный Казахстан располагает реальными возможностями для формирования эффективной национальной экономики, способной в исторически короткие сроки обеспечить достаточно высокие стандарты жизни населения страны и занять достойное место среди других государств.
Наряду с богатыми запасами нефти, газа, черных и цветных металлов, которые имеют устойчивый спрос на мировом рынке сырья, наша республика располагает значительным научно-техническим и производственным потенциалом, квалифицированной рабочей силой и высоким общеобразовательным уровнем населения в целом.
Образование и наука - это будущее нашей страны, оно требует приоритетного отношения, как бы не складывалась экономическая ситуация. В противном случае, возможно, придется заниматься ликвидацией безграмотности.
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Фундаменты воспитания и образования человека, как известно, закладываются с раннего детства. За годы реформ в Казахстане на 80 % ликвидирована сеть дошкольных учреждений, а существующая ныне - позволяет охватить только 18,5% нуждающихся в них. В результате родители более 600 тысяч детей от 3 до 7 лет не в состоянии самостоятельно решить проблему их развития и образования. А ведь рождаемость в стране медленно, но растет.
Школы отсутствуют более чем в четырехстах населенных пунктах страны, в 889 селах дети не имеют возможность получить среднее образование, в 997 - нет основных школ, более 30 тыс. школьников нуждаются в ежедневном подвозе. В сельской местности ликвидированы многие школы-интернаты, пришкольные интернаты. Теперь потребности в них обеспечены лишь 53,3 %. И как результат - из года в год растет число молодежи без среднего образования (по материалам о призывниках военных комиссариатов).
Как показывает практика, школа в одиночку не способна реализовать самые выверенные системы воспитания. Одним из эффективных механизмов их реализации, по мнению столичных педагогов, могло бы стать Объединение родителей.
Необходимость создания такой общественной организации обусловлена, по мнению ученых-практиков, заботой о здоровье растущего поколения. Дети, как известно, проводят в стенах школ до семидесяти процентов своего времени в течение одиннадцати лет. Многолетние исследования ученых НИИ возрастной физиологии Российской академии образования привели к шокирующему, на первый взгляд, выводу: по губительному воздействию на здоровье подрастающего поколения школа стоит на втором месте после экологии!
Специалистами определены, так называемые, школьные факторы риска. К ним относятся: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, функциональная неграмотность отдельных педагогов и отсутствие системы работы во многих учебных заведениях по формированию здорового образа жизни.
По мнению отличника народного образованияРеспублики Казахстан Валерия Хасина, даже если сила воздействия каждого из вышеперечисленных факторов будет минимальна, они действуют в период интенсивного роста и развития организма ребенка.
- К тому же, это действие непрерывно, длительно и систематично, - констатирует доцент кафедры профилактической медицины Акмолинской государственной медакадемии господин Хасин, - а влияние на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если он осознает его как нечто неизбежное, неуправляемое.
Лозунг "Дети - наше будущее" неверен. Дети - наше настоящее.
УЧИТЕЛЬ - ВЕЛИКОЕ СЛОВО...
..."И названы словом таким те люди, которые новый открыли для каждого мир", - эти слова поэта в наступившем XXI веке, по мнению нынешних преподавателей, давно забыты.
Рядовой педагог, каковым считает себя заместитель директора столичного лицея №9 по учебно-воспитательной работе Ирина Новикова, считает, что кроме других преобразований в системе образования, необходимо четко определиться на законодательном уровне со статусом учителя.
- Школьная отметка не должна обсуждаться ни учениками, ни родителями, - считает Ирина Владимировна, педагог с более чем двадцатилетним стажем. - Ведь никому не приходит в голову обсуждать компетентность спортивного арбитра или членов экзаменационной комиссии на вступительных экзаменах, а тут каждую оценку в журнале приходится, порой, отстаивать и защищать перед чадолюбивыми родителями. В особых случаях разногласия в этом плане должны решаться коллегиально, авторитетной комиссией.
Теперь, когда средний балл в аттестате выпускника будет иметь решающее значение, давление на учителей со стороны родителей школьников, особенно старшеклассников, должно быть, увеличится, - делает прогноз Ирина Новикова.
Рассказывая о своей нелегкой работе, иной раз педагоги приводят печальные примеры того, как некоторые состоятельные мамы и папы откровенно приравнивают их к разряду обслуживающего персонала (кухарок, домработниц, нянь). В современной школе, где нередко практикуется оказание платных образовательных услуг, некоторые родители требуют высоких показателей в дневниках своих детей "соразмерно оплате", хотя пятерка в дневнике или даже аттестате в этих случаях не свидетельствует о хороших знаниях школьника. Затем - учеба такого "отличника" в вузе и... - соответствующего уровня специалист.
Действительно, имея низкую зарплату, многие учителя вынуждены подрабатывать в состоятельных семьях нянями, гувернантками, оказывать услуги репетиторов. Что значительно снижает их авторитет в обществе, в том числе и перед учениками.
По убеждению Ирины Новиковой, учитель - школьник - абитуриент - студент - специалист (возможно, тот же учитель) - это замкнутая цепь. Какое определение получит первое слово, то же можно смело отнести и ко всем остальным: подготовленный, грамотный, хороший или же - слабый, необразованный, неконкурентоспособный.
ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ
В новом учебном году представительство Европейской Комиссии в РК объявило о старте в Казахстане проекта "Профессионально-техническое образование и обучение в Казахстане", продолжительностью 18 месяцев. Для его осуществления Европейский союз выделил миллион евро пилотным регионам - аграрному и ориентированному на промышленность. Ими стали, соответственно, Акмолинская и Актюбинская области.
По словам менеджера проекта Марион Мишо, начать решено с социологического исследования потребностей рынка труда в этих регионах, чтобы выпускники колледжей имели возможность получить навыки предпринимательства и приспособиться к рынку труда.
Проект направлен на решение проблем колледжей, их согласно данным Агентства РК по статистике, на начало прошлого учебного года в республике насчитывалось 335. Ситуация в этих учебных заведениях, как в материальном плане, так и в качественном отношении оставляет желать лучшего. Не случайно треть от общей численности учащихся, предпочли негосударственные колледжи, которых в республике более 150, причем, двадцать из них открылись только в 2002 году. Количество учащихся в ПТШ и колледжах за счет средств бюджета значительно снизилось, хотя, надо признать, существенно расширился круг специальностей, которые получает наша молодежь.
ВЫСШИЕ ШКОЛЫ
Большинство казахстанских семей из-за материальных затруднений не могут оплачивать учебу детей в высшей школе. Ни для кого не секрет, что часть вчерашних выпускников поступают на общих основаниях без оплаты в вузы соседней России, получают стипендию и высшее образование. Но сколько такой молодежи вернется назад после окончания вуза?
В США, Японии, Швеции, Франции, Германии только 15-20 % затрат на образование финансируется частным капиталом, остальное - из государственных источников (федеральных, региональных, муниципальных). В нашей стране сегодня 80 % образовательных учреждений работают на платной основе.
Вместе с тем, качество обучения, как и материальная база многих казахстанских вузов остается на очень низком уровне. Это подтвердили результаты проверки, проведенной с начала прошлого года в 166 казахстанских высших учебных заведениях. По ее итогам приказами министерства образования и науки закрыты 12 негосударственных вузов и 32 филиала. При этом отозваны лицензии по 170 специальностям высшего образования у 42 вузов и четырех филиалов. Приостановлено действие лицензий на различные сроки у 75 вузов и 64 филиалов (скорее всего, и они будут закрыты, так как в сжатые сроки вряд ли смогут исправить ситуацию в лучшую сторону).
Во время таких аттестаций проверяется качество знаний самих студентов старшего и выпускного курсов. Если хотя бы 70% студентов не набирают требуемой нормы знаний, то занятия по этой специальности приостанавливаются.
По словам директора Департамента государственного инспектирования и мониторинга минобразования и науки РК Жексенбека Адилова, причины низкого качества обучения кроются в нарушении госстандартов обучения (самовольно сокращаются часы), в остром дефиците профессорско-преподавательского состава. Особо предприимчивые руководители некоторых вузов даже идут на то, что накануне аттестации докторов наук и профессоров просто берут "на прокат", так как преподавателей, имеющих ученые степени, в казахстанских вузах единицы. И те работают одновременно в трех-четырех вузах, не имея возможности ни повышать собственную квалификацию, ни давать всем студентам знания высокого качества и в полном объеме. Всего в Казахстане на сегодняшний день функционирует 173 таких высших учебных учреждений. К тому же, руководители частных вузов более озабочены ростом прибыли, нежели качеством образования своих студентов.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Изменить ситуацию к лучшему помогут, по мнению чиновников Министерства образования РК, вновь принятые законы "О правах ребенка в РК" и "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями". А также 57 постановлений Правительства по вопросам образования.
Кроме того, утверждена Правительственная программа "Ауыл мектебi" на 2003-2005 годы, предусматривающая поэтапное укрепление материально-технической базы сельских учебных заведений и повышения качества обучения в них. В госбюджете на 2003 год расходы на образование составили 142,1 миллиард тенге (на 19% больше, чем в прошлом году), часть этой суммы пойдет на строительство сельских школ.
С нового 2003-2004 учебного года абитуриенты, поступающие в казахстанские вузы, сдают вступительные экзамены в форме комплексного тестирования.
Единый подход к формированию студенческого контингента даст шанс продолжить учебу только тем, кто наберет не менее 40 баллов, независимо от того, в государственные или частные учебные заведения собираются поступать претенденты, избирают они очную или заочную форму обучения.
На этот год уже утвержден и объем госзаказа на подготовку специалистов в вузах в количестве 26 265 грантов и кредитов. В том числе предусмотрено два процента от общего числа учебных мест - для этнических казахов, не имеющих гражданства РК, установлена тридцатипроцентная квота приема выпускников сельских школ на специальности, определяющие социально-экономическое развитие аула.
Министерство образования Казахстана намерено предоставить больше грантов для получения второго высшего образования учителям сельских средних школ. Для этого, несущим свет и добро в массы, нужно сдать вступительные экзамены на заочное отделение уже этой осенью.
Всего же в республике, по информации пресс-службы Минобразования, работает около трех тысяч учителей.
Отечественные педагоги пополнят свои кошельки за счет доплат и надбавок, постановление касающееся стимулирование их труда Правительство РК приняло 11 января этого года. Сохраняются и ранее действовавшие доплаты и надбавки. К примеру, за классное руководство (15-20%), за проверку тетрадей и письменных работ (10-15%), за заведование учебными кабинетами (10-20 %), за особые условия труда (работа с детьми с ограниченными возможностями, детьми-сиротами и др.) и т.д.
Кроме того, приложением №19 этого постановления государство обещает и другие выплаты, единые для работников госучреждений: повышение оплаты за работу в сельской местности, в ночное время, в праздничные и выходные дни, за почетные звания "Народный", "Заслуженный" и прочие.
Роза ТОГОБИЦКАЯ
|
|
|