Газета издается с 10 декабря 2002 года. Выходит по пятницам.
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market


Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Душа народа

Эти блёстки фольклора

   В редакцию «Аграрного Казахстана» обратилась Валентина Ковалева из акмолинского РГП «Мичурино». Она побывала на деревенской елке и немало удивилась: как много прозвучало здесь частушек, прибауток. «А ведь была уверена, что этот жанр давно забыт… Расскажите, пожалуйста, подробнее о народном фольклоре». Что ж, ваша уверенность ошибочна. Универсальный характер частушки, народной песни, сказания и их повсеместное бытование предопределили наиболее полную сохранность этого жанра. Свидетелями тому многие из нас и стали в эти новогодние дни, когда праздник пришел в каждый дом, в каждую семью. Спросите: почему? Об этом и поговорим в очередном выпуске нашей с вами страницы.

Переживал, «вибухав плачем»

тарас чернега,
руководитель украинского объединения «ватра»

   Украинские исполнители народных произведений ведут свое происхождение от кобзарей и лирников. Кобза, а затем бандура – любимые музыкальные инструменты украинского народа еще с давних времен. Самые талантливые казаки становились певцами и прославляли боевые подвиги своих побратимов. Даже гетманы играли на кобзах, сочиняли думы и песни. Авторство известной песни «Ой, бiда, бiда, чайцi-небозi!» приписывают сразу двум гетманам – Богдану Хмельницкому и Ивану Мазепе.

   Кобзари и лирники делились на три группы: исполнители, импровизаторы и творцы новых песен. Репертуар зависел от местных традиций, исторической обстановки, художественного вкуса певцов, а также от запросов публики. Кобзари исполняли думы, исторические, сатирические и бытовые песни, а лирники – религиозно-моралистические псалмы, канты и печальные песни про сиротскую долю. Уже в XVII веке стали возникать братства, или гурты кобзарей. У них были свои устав, знамя, касса, суд и даже особый язык.

   Про кобзаря Андрея Шута говорили, что он расставался с бандурой только во время поста. Считал, что кобзарь существует для того, чтобы напоминать людям о Боге. Архип Никоненко так глубоко переживал содержание своих песен, что в отдельных эпизодах «вибухав плачем». Кобзарь пел неторопливо, комментировал песни и думы, глубоко вздыхал, качал головой и приводил примеры из жизни. Бандурист Федор Гриценко-Холодный – настоящий виртуоз – «мог босыми ногами сыграть на бандуре любой казачок». Но самым известным кобзарем был Остап Вересай. Как его только не называли! И «Гомером в украинской свите», и «прямым наследником Бояна», и «рапсодом». Французский ученый Альфред Рамбо ставил Вересая в один ряд с аздами, скальдами, бардами и труверами.

НЕ ТОЛЬКО РЫЦАРЬ

бахытжан канапьянов

   В прошлом году мы отметили 200-летие со дня рождения казахского поэта Махамбета Утемисова. Это событие включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО. Его имя дорого каждому, кто знаком с историческим прошлым, литературой и культурой Казахстана, кому близок свободолюбивый дух казахского народа.

Был я таким

                            Выше вольного дерева был,
                            Не достигнув вершин, не сломлюсь,
                            Для народа спасителем был,
                            Лишь с достойным врагом я сражусь,
                            И покоя мой дух не найдет,
                            Остроглазым я соколом был,
                            И для битвы я зренье хранил.
                            Налетел на врага я с копьем,
                            И сверкнуло оно острием.
                            Пусть по-бабьи враги за спиной
                            Скалят зубы – мне все нипочем!

                            * * *

                            Ястреб, касаясь крылами луны,
                            Прячет гнездо свое у крутизны.
                            Я также свободным был, молодым,
                            В жизнь свою верил с народом моим.
                            В поисках лучшей судьбы и земли
                            Нас предки веками в край этот вели...
                            Пусть не тревожит их вечный покой
                            Ястреб, летящий родной стороной.

Двухструнное чудо

   Музыка всегда сопровождала жизнь кочевников. Это изобретательные люди, они делали свои инструменты практически из любого материала, найденного в степи, – из камыша, дерева, кожи и глины, из костей, рогов и копыт. Пастухи обычно сопровождали отары овец, играя мелодии на сабызгы. Во время религиозных обрядов можно было услышать асатауак, позвякивающий крошечными колокольчиками. Под звуки ударных инструментов воины шли в бой. Акыны пели под аккомпанемент 2-х струнной домбры или жетыген. Из 61-го национального музыкального инструмента казахи отдали предпочтение именно этому чуду – домбре. Ее возможности безграничны.

Родство в танце

салман героев,
руководитель национально-культурного центра «вайнах»

   Несмотря на этноязыковую пестроту, отмеченную еще античными авторами, большинство северокавказских народов имеет генетическое родство или близость, о чем свидетельствуют данные археологии, истории, антропологии, лингвистики и фольклора. Почти у всех народов Кавказа бытует один общий круговой подвижный танец, который именуется у каждого народа по-своему. У карачаевцев – «стемей», балкарцев – «тёгерек тепсеу», «асланбий», дагестанцев – «лезгинка», кабардинцев и черкесов – «исламей», адыгейцев – «исламий», ногайцев и кумыков – «тогорок», грузин – «картули, абхазцев – «апсуа», чеченцев и ингушей также «лезгинка», осетин – «зилга кафт», или «тымбыл кафт», калмыков – «шимблэ».

   Этот танец очень популярен и у кавказских казаков. Народные варианты общего танца имеют много совпадающих черт, например, вставание на носки, вскидывание рук, рисунки, одежда, украшения, реквизит, музыкальные инструменты, а порой и мелодии. Национальное авторство этих танцев трудно определить, ведь каждый из них отличается своеобразием. Правда, и общего в них больше, чем национальных отличий. Вот, к примеру, карачаево-балкарский танец «къысыр».

   Мы на свадьбе в одном из аулов. На середине разложен большой, ярко пылавший костер из сосновых дров, – пишет автор, – а полукругом около него пар двадцать девушек, вперемежку с мужчинами, тихо и медленно, с отсутствием даже малейших порывистых движений, плясали свой местный танец... Вся эта толпа, как сказал я выше, стояла полукругом, кое-где между девушками, взявши их под руки, стояли мужчины, образуя таким манером длинную, непрерывную цепь. Живой ручеек, переступая с ноги на ногу, подвигался вправо; дойдя до известного пункта, одна крайняя пара отделялась и немножко живее, – делая незамысловатые па, двигалась к противоположному концу танцующих и вновь примыкала к ним; за ними другая следующая пара и так далее. Двигаются этаким порядком до тех пор, пока играет музыка.

Куплет за подарок

роза бектемирова,
преподаватель татарского языка

   В деревне Енапаево, где в большинстве проживали татары, сбор подарков был запоминающимся зрелищем, преддверием к большому празднику. Он сопровождался исполнением специальных куплетов. Подарок не отдавали до тех пор, пока юноши не споют. В песнях воздавалась похвала тем, кто дарил полотенце. Заходя во двор, пели:

                            Не стал бы наступать на это крыльцо,
                            да оно из яблоневого дерева.
                            Не стал бы заходить в этот дом,
                            да хозяева его, как птенцы соловья.


   А заходя в дом, пели другой куплет:

                            Пол этого дома застлан в закрой.
                            Для нас предназначающиеся подарки
                            сложены на полку для лучин.


   Получив подарок, хвалили молодую:

                            Половица этого дома одна дубовая,
                            другая – из ивы.
                            Лицо твое, как яблоко, глаза, как месяц,
                            уста сахарные, речь, как мед.


   Сборщиков подарков в деревне Танып в каждом доме угощали домашним пивом – сыра, сосла, максыма, которое заготовлялось к празднику в каждом доме в большом количестве, шаньгами, пирогами и прочим. Оставшимися пирогами лакомились деревенские ребятишки. Сбор подарков с исполнением специальных куплетов, угощением являлся одной из отличительных черт сабантуя.

Неистощимый юмор частушки

                            А теперь – «цыганочка».
                            Пляска от души.
                            Выходи, гражданочка,
                            Под баян пляши.

                            * * *

                            На щеках ребят румянец,
                            Веселей, плясун, гляди,
                            «Яблочко» – матросский танец.
                            Самый смелый, выходи!

                            * * *

                            Ты шатенка иль блондинка,
                            Русый ты или брюнет,
                            Объявляется «лезгинка».
                            Выходи на круг, Каринка.

Но в барды Грозный не вышел

галина иванова,
филолог

   Основоположником авторской песни в Киевской Руси можно считать легендарного Бояна – песнотворца XI-начала XII веков, который слагал славильные песни, воспевающие подвиги князей и их дружины. Автор «Слова о полку Игореве» называет Бояна «соловьем старого времени», «вещим певцом».

   Таких «соловьев старого времени» было немало. Богатырь Добрыня Никитич, например, был умелым гусляром. Но уж кто с полным основанием мог бы именовать себя самодеятельным автором, так это купец-мореплаватель Садко. Даже став обладателем лавок с «красным» товаром и получая «барыши великие», он продолжал ходить по пирам и «спотешал купцов, людей посадских».

   Со временем в народной среде выделился слой профессиональных музыкантов-скоморохов. Они объединялись в ватаги и артели – от 70 до 100 человек. Их образ жизни становился все более буйным, почти разбойничьим. В конце концов власти решили от скоморохов избавиться. Особенно отличился на этом поприще царь Иван Васильевич Грозный. Хотя он, оказывается, тоже мечтал стать сказителем. В один прекрасный день Иван Васильевич подарил народу произведения собственного сочинения. На «стихираре» было собственно вельможно начертано: «Творения Царя Иоанна, деспота Московского». Но в барды Иван Васильевич все-таки не вышел. Так и остался деспотом Московским. Ведь чем интересен бард? Он един в трех лицах: поэт, композитор, исполнитель. А Иван Грозный вывел на сцену хор.

ведущая страницы ольга сестерова

Испокон веку
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»