Газета издается с 10 декабря 2002 года. Выходит по пятницам.
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market


Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Культура

   Детский музыкальный фестиваль «Моя Европа», который недавно завершился в Алматы, наряду с конкурсом «Энши балапан» и приближающимся «Бозторгай», стал еще одной жемчужиной детского творчества, восхитившей даже представителей Европейского союза. Череда блистательных выступлений юных талантов и «подсказала» тему очередного выпуска страницы «Культура», которая посвящена тем, кто зажигает звезды, и тем, кто с детства не боится набивать шишки, покоряя сцену.

Кто хозяин на нашей эстраде?

   Около четырнадцати лет назад на телеканале «Казахстан» впервые появилась программа «Энши балапан», задуманная как детский музыкальный телеконкурс. Его автором стала Роза Джанчурина, впоследствии бессменный руководитель проекта. И вот всеми красками детских способностей,фантазии и воображения он расцвел в январе нынешнего года.

   В 1999 году конкурс обрел статус международного, в котором выступали юные артисты из ближнего и дальнего зарубежья. А с 2003 года «Энши балапан» стал проводиться в столице республики. Таковы основные вехи полюбившегося фестиваля. За эти годы через горнило состязаний прошли многие ныне известные артисты – Карина Абдулина, Дильназ Ахмадиева, Жанар Дугалова, Артем Романов, семейный ансамбль Курамысовых... Да и в нашумевшем «Суперстаре» немало бывших конкурсантов «Певчих птенчиков» – так можно перевести словосочетание «Энши балапан», не самое удачное, надо заметить, потому что, во-первых, птенцы не поют, а во-вторых, соревнуются не только певцы, но и танцоры.

   Впрочем, у этого фестиваля, кажется, других заметных недостатков и нет.

   С каждым годом растет уровень исполнительского мастерства юных артистов. Дети владеют такой техникой, которую уже сейчас можно назвать виртуозной. Поразил 13-летний карагандинец Ерканат Садвакасов, обладатель красивого и гибкого альта. Это, конечно, мальчишеский голос, после мутации он преображается, и невозможно предсказать, каким он будет впоследствии. Так что короток век альта, но это не означает конец артистической карьеры. Знаменитый Робертино Лоретти после ломки голоса стал петь баритоном, но и тогда не затерялся на итальянской эстраде. Впрочем, Розе Джанчуриной известен случай сохранения детского голоса. Каких только чудес не бывает! Казахстанские мужчины могут петь альтом и даже женским сопрано, как Эрик Курмангалиев. Уникальные случаи! Может быть, в мире и есть прецеденты – сложно сказать. Известно только, что у нас есть.

Фото Геннадия Морозова    Возвращаясь к «Энши балапан», можно сказать, что бурный рост мастерства участников вступил в противоречие с существующим репертуаром для детей. Юные певцы переросли такие популярные, но простенькие произведения, как песенки крокодила Гены и Чебурашки. А взрослый репертуар, вроде песен о неразделенной любви, детям ну никак не соответствует. Классическое утверждение – «для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только гораздо лучше», – выглядит в этих обстоятельствах несколько лицемерным. Мало, а порой снисходительно пишут для детей. Потому и поют юные артисты нечто невообразимое. Динара Токбергенова пела итальянскую классику («Качели»), Жулдыз Маржикбаева – «Мадам Брошкину» из репертуара Аллы Пугачевой, а Валерия Головнина – «Хорошее настроение» из «Карнавальной ночи». Классический же детский репертуар поступил в распоряжение самых маленьких. Так, пятилетняя Карина Каримова из Кокшетау блистательно спела «Облака» Шаинского. А что она будет петь через год-другой? Хорошо танцорам – у них и репертуар шире, да и ставят танцы чаще всего свои же руководители-хореографы. Потому-то такими удачными оказались выступления коллектива из столичного детского сада №58 и ансамбля «Полянка». Первые обыграли национальные обряды в хореографическом номере «Алтын бесик», вторые сыграли танец про тараканов. Особо успешно выступила балетная школа из Семипалатинска, которой достался Гран-при в номинации «Хореография». Да и столичный «Рауан» постоянно ставит все новые и новые номера.

   А что остается делать вокалистам?

   Можно, конечно, покопаться в архивах и отыскать что-то подзабытое, вроде культовой в свое время песни «Мальчишки». Можно найти песни из кинофильмов, правда, избегая песен беспризорников, наподобие «Купите папиросы, солдаты и матросы, вы посмотрите: ноги мои босы» или «По приютам я с детства скитался».

   Но главный источник – это все-таки творчество современных композиторов и поэтов. Нет сомнений, что песни эти будут обязательно востребованы. Но – увы! Дефицит налицо. Впору детям самим писать песни. А что? Есть прецеденты. Бессмертный суперхит «Бессаме мучос» написала школьница. Может, и у нас не менее талантливы юные песенники, композиторы и поэты?

   Четырнадцатый фестиваль «Энши балапан» удался на славу, несмотря на перечисленные трудности, которые, впрочем, к самому фестивалю прямо не относятся. Гран-при среди вокалистов достался Жулдыз Маржикбаевой из Щучинска, первое место разделили Думан Рахимов и Аяжан Баймурзина (Астана). В среднем возрастном звене первая премия – у Айнур Арашаповой, в старшем – у Валерии Головниной.

   Танцевальный Гран-при – у балетной школы из Семипалатинска. «Рауан» из Астаны занял третье место. Таковы итоги фестиваля.

   У казахов считается, что в 14 лет мальчик становится хозяином дома. Оно и понятно – взрослые члены семьи заняты работой вне дома, женщинам не по плечу работа мужчин, и только подросток может с ней справиться самостоятельно.

   «Энши балапан» достиг такого возраста. Теперь он вступает в права хозяина на казахстанской эстраде. Ему бы хозяйство побогаче, чтобы он смог проявить себя во всей красе. Остальное есть.

бектур кадыров

…И у нее будет цирк

   Цирк – это праздник детства и радости. А дарят этот праздник самые обыкновенные, но очень добрые и веселые люди, которые с гордостью говорят о себе: «Мы – цирковые!». Именно эти слова услышала я от очаровательной девчушки, ловко крутившейся на дворовом турнике. Она-то и рассказала мне о цирке и своей маме – Людмиле Викторовне Тарабыкиной, руководителе детской цирковой студии «Сюрприз», заявившей о себе ровно три года назад.

   В прошлом цирковая артистка, Людмила Викторовна отдала любимому делу двадцать лет.

   – Наша семья действительно цирковая, – говорит она. – Мой муж и я объездили с гастролями всю страну. Довелось работать со многими именитыми циркачами. Без этой нелегкой, красочной и веселой жизни я не представляю себя. И, наверное, поэтому для меня не стало неожиданным решение двух дочерей пойти в цирк.

   Старшая, Иринка, «работает каучук» – это сложный гимнастический номер с необычными трюками на специальном столике. А младшая, Настенька, с удовольствием играет куклу в акробатическом этюде, пытается пробовать себя в дрессуре. Тоска по манежу подвигнула меня на создание студии, где дети могли бы многому научиться.

   Людмила Викторовна всегда мечтала возродить существовавший когда-то в нашем, считающимся провинциальным, городе кружок. Тогда, в 80-е годы, юные циркачи из «Улыбки» поражали горожан своими программами, но, как и многие детские кружки, он был закрыт из-за отсутствия государственного финансирования в период реформ.

   Прошли годы. И вот однажды на одном из стендов областного центра культуры появилось объявление: «Приглашаем ребят на занятия в цирковой студии «Сюрприз». И ребята пошли. Уже в 2001 году на суд зрителей было представлено театрализованное шоу «Новые приключения Буратино». Это было здорово! В студию стало приходить еще больше ребят, с разной физической подготовкой. Более слабеньким внимания уделяется больше. Наверное, поэтому дети с огромным желанием и интересом занимаются, репетируют, совершенствуют свои навыки и номера. Здесь одинаково относятся и к 5-летним, и к 18-летним артистам. Поистине это семья, самая настоящая, цирковая. В искусстве цирка много сложного, много своих тонкостей и приемов. И только упорство, труд, поддержка родных людей и благодарных зрителей, помогают достичь поставленной цели. И чего греха таить, не всем это по силам. Приходят некоторые ребята и сразу хотят на сцену, не приложив никаких усилий... Такие обычно не задерживаются долго, уходят. Остаются только, если можно так сказать, больные цирком, готовые отдавать любимому делу все свободное время. А ведь ребятам приходится самим сооружать необходимый инвентарь, шить костюмы, дрессировать собачек, ухаживать за животными и при этом успевать репетировать, посещать школу, учить уроки. Надо отметить, что за успехами в школе здесь следят очень строго. И самое большое наказание – отстранение от сцены за неуспеваемость.

   В Петропавловске, да и в области, уже хорошо знают цирковую студию «Сюрприз». Она – желанный гость на всех праздниках. Ребята выезжают со своей программой и в детские лагеря отдыха, и в больницы, и в сельские клубы. Имена многих из них известны в нашей области. Например, занимающийся в студии с первых дней Слава Дробышев «работает эквилибр» на мотоцикле, который довольно быстро укротил. Но на достигнутом он не останавливается, постоянно совершенствует трюковую часть. Сейчас он с партнершами готовит очень сложный номер «жонглеры». Богини грации, пластики и красоты Татьяна Хомченко и Анита Зарипова поражают сложностью своих постановок.

   Этим летом прошли первые заграничные гастроли в Татарстане, в самом настоящем цирке-шапито. Это было изумительно!

   – Жаль, что в нашем городе пока нет настоящего цирка, где ребята могли бы развернуться во всей силе, – продолжает свой рассказ Людмила Викторовна, – да и приезжим коллегам было бы проще работать на профессиональной арене. Но мы не унываем, ведь у нас тоже настоящий цирк, где можно научиться жонглировать, ходить по канату, выполнять сложные акробатические трюки и фокусы. Я очень рада, что в то время как в школе и дома ребятишкам не всегда можно побегать, попрыгать, вследствие чего у них пропадает задор, которым природа щедро наградила всех без исключения, мы разрешаем им носиться, кувыркаться, дурачиться. Ведь цирк – это действительно праздник, хоть на сцене, хоть за кулисами и даже в зале. Ведь даже самые угрюмые взрослые, приходя на наши концерты, забывают все свои заботы и тревоги. И я очень надеюсь, что эта студия, в которую я вкладываю всю свою душу, будет работать еще очень долго. А иначе кто подарит людям радость?

   Перед уходом я решила поговорить с Настенькой Тарабыкиной, терпеливо дрессирующей черного пуделя в забавном костюмчике.

   – О чем ты мечтаешь? – задала я вопрос. И услышала в ответ:

   – Когда я вырасту, у меня будет свой цирк. В нем будет много хороших, веселых людей и добрых животных. А билеты будут бесплатными.

елена разумова
северо-казахстанская обл.

ведущая страницы валентина фиронова

Браво
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»