Газета издается с 10 декабря 2002 года. Выходит по пятницам.
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market


Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Экономика

   Утвержденная Главой государства Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы, как известно, призвана обеспечить переход от сырьевой к сервисно-технологической экономике. Первый год ее реализации ознаменован достаточно высокими показателями в развитии почти всех отраслей. По итогам прошлого года темп роста обрабатывающей промышленности хоть и незначительно (на 0,1 процента), но превысил аналогичный показатель в горнодобывающей промышленности и составил в целом 8,9 процента. При этом увеличение экспорта товаров составило 31 процент, внешнеторговый оборот превысил 20 миллиардов долларов США, а положительное сальдо торгового баланса превысило 4 миллиарда долларов.
   Подробностям этих итогов и прогнозов посвящается очередной выпуск нашей страницы. Ее собеседник сегодня – министр индустрии и торговли РК Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ, которому, как мы уже сообщали, и было предоставлено слово по этим вопросам на недавнем расширенном заседании Правительства.

адильбек джаксыбеков:

РЕАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
от
РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА

   К позитивным переменам в прошлом году в промышленности можно отнести значительный рост в таких отраслях, как деревообрабатывающая – на 5 процентов, кожевенная и обувная – на 40, химическая – на 16 процентов.

   Прогресс в деревообрабатывающей промышленности стал возможен за счет расширения рынков сбыта, а также уменьшения себестоимости продукции благодаря новым технологиям с высокой добавленной стоимостью. Кроме этого, динамичное возведение жилых комплексов и объектов социальной инфраструктуры увеличили загрузку производственных мощностей деревообрабатывающих предприятий. В текущем году мы намерены принять меры по созданию новых производств по выпуску деревянных строительных конструкций и мебели, а также по защите этих предприятий от недобросовестной конкуренции.

   Рост производства химической продукции обеспечен за счет реанимации простаивавших производств, а также увеличения выпуска фосфора, минеральных удобрений, хромовых солей. В целях дальнейшего развития отрасли, с учетом приоритетов стратегии, в текущем году будет разработана программа развития химической промышленности на 2005-2010 годы.

   В своем ежегодном Послании народу Казахстана Глава государства акцентировал внимание на развитии машиностроения, в первую очередь – нефтегазового. Поэтому одним из главных результатов в обрабатывающей промышленности можно назвать успешную работу машиностроительного комплекса, который по своему потенциалу имеет все перспективы стать «прорывной» отраслью по производству высокотехнологичной и экспортно-ориентированной продукции. Темпы здесь набирают скорость и составили уже 20,7 процента, тогда как в 2002 году мы имели падение производства в данной отрасли на 2 процента. При наличии довольно слабого уровня технологической вооруженности, менеджмента и качества увеличение экспорта продукции машиностроения, тем не менее, составило 41 процент.

   Подъем отрасли в основном обеспечен за счет освоения новых видов продукции для нефтегазовой промышленности и увеличения объемов производства транспортных средств, электротехнических товаров и электроники. Многие машиностроительные предприятия заключали на 2003 год крупные контракты на поставку своей продукции, а также выиграли тендеры национальных компаний на закупку товарно-материальных ценностей. И нынешние показатели развития отрасли свидетельствуют о правильности действий Правительства, давшего предприятиям «добро» на самостоятельное перестраивание своей корпоративной политики, нацеленной в первую очередь на изучение конъюнктуры спроса на внутреннем и внешнем рынках.

   В общей сложности сегодня в машиностроении работает более 2 тысяч предприятий, и эта цифра имеет тенденцию к росту. Добавлю – не только количественному, но и качественному. Ведь традиционно отечественное машиностроение охватывало в основном сельскохозяйственный и металлургический сектора, электротехническую промышленность. Однако с момента обретения независимости и начала освоения крупных нефтегазовых месторождений фактически с нуля создана достаточно эффективная и динамично развивающаяся отрасль нефтегазового машиностроения, которая во многом и оказывает влияние на рост показателей в целой отрасли.

   Из этого можно сделать вывод, что мы имеем необходимую экономическую основу для реализации задач первого этапа стратегии. А меры, принятые по развитию обрабатывающей промышленности, определят имеющийся потенциал для дальнейшей диверсификации структуры промышленности. В текущем году мы будем акцентировать внимание на поддержании высоких темпов роста производства как за счет освоения новых видов продукции, так и за счет создания благоприятных инвестиционных условий по развитию отечественного машиностроения и эффективного применения мер таможенно-тарифного регулирования.

   Вместе с тем нельзя не отметить падение объема производства в текстильной промышленности на 4 процента по сравнению с 2002 годом. Имея достаточную сырьевую базу, которая преимущественно экспортируется в виде хлопка-сырца, данная отрасль имеет один из самых высоких уровней износа основных фондов. Здесь наблюдаются высокие затраты на обеспечение необходимого качества продукции, а также значительный удельный вес в использовании импортного сырья и материалов в структуре производства. При этом продукция швейной и текстильной промышленности наиболее чувствительна влиянию челночного импорта, контрафактных товаров.

   С другой стороны, анализируя перспективы текстильной отрасли, необходимо отметить отсутствие развитого технологического уровня или, как мы еще ее называем, цепочки добавленных стоимостей (ЦБС). Поэтому соответствующим министерствам и исполнительным местным органам необходимо провести совместную работу по выстраиванию ЦБС в текстильной отрасли с определением сравнительных преимуществ новых линий производств.

ИЗ УСТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

   Ход реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы стал главной темой и расширенного заседании коллегии самого Министерства индустрии и торговли, состоявшегося во вторник с участием Премьер-Министра Даниала Ахметова. Выступая, Премьер поставил перед этим ведомством ряд первостепенных задач и еще раз подчеркнул, что Стратегия является ключевым фактором реструктуризации экономики и приоритетным направлением работы всей ветви исполнительной власти. В то же время Глава Правительства дал понять, что итоги первого года в значительной степени являются всего лишь подготовительной работой, и потребовал на будущее более слаженных действий, инициативы и координации в делах.

   Исходя из специфики данной проблемы, присущей для большинства отраслей обрабатывающей промышленности, в соответствии с задачами Стратегии в этом году будут начаты работы по проведению маркетингово-конъюнктурных исследований потенциально конкурентоспособных секторов промышленности – машиностроения, химической отрасли, информационных технологий, промышленно-строительных материалов. Дальнейшим шагом станут меры по развитию инновационной инфраструктуры и созданию новых производств. В этом аспекте планируется в 2004 году обеспечить мониторинг реализации инвестиционных и инновационных проектов. Хотелось бы напомнить, что рабочей группой, созданной по решению Правительства, сформирован перечень из 85 проектов на общую сумму более 3 миллиардов долларов США. Основная роль в этих проектах отведена финансовым институтам развития и исполнительным местным органам для их содействия и продвижения проектов.

   Планируется создать три региональных технопарка – в Алматы, Караганде и Уральске, а также обеспечить эффективную реализацию программы развития специальной экономической зоны «Парк информационных технологии», что в свою очередь позволит консолидировать ресурсы науки и производства для выпуска отдельных видов высокотехнологичной продукции. Для этих целей имеются бюджетные средства государства и акиматов (для долевого участия в создании указанных технопарков). Будут также проведены работы по созданию нефтехимического и биотехнопарка.

   Для технологического перевооружения предприятий на выпуск экспортно-ориентированной и высокой технологической продукции, а также для трансферта высоких технологий организована работа по привлечению в страну иностранных компаний. В частности, сформирован перечень приоритетных секторов для привлечения транснациональных компаний по созданию новых производств в Казахстане, определены 69 крупных компаний – мировых лидеров – в сферах электроники и коммуникации, химии и нефтехимии, биотехнологии и фармацевтики, машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов, пищевой промышленности, с которыми начаты предметные обсуждения соответствующих меморандумов о сотрудничестве.

   На сегодня уже свыше 600 предприятий обрабатывающего сектора экономики страны обладают производством и кадровым потенциалом для выполнения заказов нефтедобывающей отрасли. Пятьдесят наиболее крупных машиностроительных предприятий выпускают продукцию для нефтегазового сектора, в том числе 29 предприятий имеют возможность увеличения экспортного потенциала.

   Вопросами содействия для заключения договоров с иностранными компаниями и отечественными поставщиками будет заниматься специально созданное Казахстанское контрактное агентство. Данное агентство, действующее при долевом участии Министерства индустрии и торговли и Национальной компании «КазМунайГаз», будет вести мониторинг потребности и спроса на товары и услуги иностранных инвесторов, преимущественно занятых в нефтегазовом секторе, и осуществлять поиск потенциальных поставщиков на основе соответствующей базы данных.

   В этом году продолжится реализация комплекса мероприятий по развитию национальной системы стандартизации и сертификации как важнейших инструментов достижения и повышения конкурентоспособности отечественной продукции. При этом действующая в республике нормативно-правовая база в области стандартизации позволяет предприятиям республики применять международные стандарты. Правда, все еще остается актуальным вопрос обеспечения качественного уровня разъяснительной работы среди предприятий. Необходимо определить условия и стимулы для технологического перевооружения, что требует значительных финансовых и временных затрат.

   В текущем году будут проведены мероприятия по уточнению пакета обязательств по допуску на казахстанский рынок товаров, а также сформирован перечень товаров, требующих применения защитных мер и тарифных квот с учетом приоритетов индустриально-инновационного развития.

   В целях повышения активности субъектов малого и среднего бизнеса в реализации индустриально-инновационной политики будут продолжены работы по улучшению условий развития предпринимательства. При этом будут задействованы программа микрокредитования, внедрены пилотные проекты в регионах по ее реализации, а также созданы региональные сети информационно-консалтинговых обучающих центров для предпринимателей. И в этом вопросе необходимо максимальное содействие акиматов в реализации программы и организационном обеспечении работой таких центров для предпринимателей.

   Эти меры должны ориентировать деловых людей на перспективность осуществления деятельности в сфере производства. Задача регионов – создание благоприятного поля для развития производственно-инновационной деятельности предприятий. Поэтому основные вопросы должны решаться на региональном уровне.

   С принятием Государственной программы развития и поддержки предпринимательства на 2004-2006 годы по существу начат новый этап развития этого важнейшего сектора экономики. Для успешной реализации данной программы мы имеем достаточно прочную экономическую базу и сам динамично развивающийся частный сектор. В частности, по итогам 2003 года зарегистрировано 522 тысячи субъектов предпринимательства, что на 18 процентов выше показателя прошлого года. Численность граждан, занятых в малом бизнесе, увеличилась на 7 процентов и составила 1,2 миллиона человек. В целом от реализации программы ожидается увеличение количества субъектов малого бизнеса до 550 тысяч, а численность занятых в этом секторе экономики – до 1,6 миллиона человек и доли продукции малого бизнеса в структуре ВВП – до 27 процентов. В целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития малого бизнеса разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые позволят снизить налоговую нагрузку на них.

   В то же время субъекты предпринимательства, к сожалению, слабо осведомлены в вопросах государственной поддержки предпринимательской сферы и возможности созданных институтов развития. В структурах акиматов зачастую формально относятся к вопросу содействия предпринимателям, поддержке инициатив, а также вопросам реализации Стратегии. На сегодняшний день только Западно-Казахстанская, Акмолинская и Павлодарская области в установленном порядке приняли региональные программы по реализации Стратегии, а другие в вялотекущем режиме только приступили или еще и не начинали эту работу.

   В этом году мы ожидаем реальных результатов от институтов развития, и не только в форме профинансированных проектов, но и экспортного кредитования. Несмотря на значительный рост экспорта в прошлом году на 31 процент, доля товаров с высокой добавленной стоимостью в структуре экспорта остается незначительной – около 20 процентов. И в этом аспекте планируется через ресурсы и возможности корпорации по страхованию увеличить долю товаров с высокой добавленной стоимостью в структуре экспорта. На сегодняшний день корпорация рассматривает заявки 22 предприятий на общую сумму около 50 миллионов долларов (при 11-миллиардном экспорте это совсем мало).

   Ряд мероприятий будет проведен по стимулированию инвестиционной активности предприятий. В настоящее время существующее инвестиционное законодательство позволяет инвесторам получать льготы в виде налогов и таможенных преференций. Однако возможности, заложенные в Законе об инвестициях, зачастую остаются неиспользованными. Так, например, начиная с 1997 года, только одно машиностроительное предприятие получило предусмотренные законом льготы. Еще одна заявка находится на рассмотрении. Характерно, что в обоих случаях участниками проекта и инициаторами запросов являются российские компании. Налицо инвестиционная пассивность отечественных предприятий, поэтому хотелось бы отметить, что, какие бы государство не создавало системы стимулов, они не принесут результатов, если не будет инициативы самих предприятий. В этом аспекте всем государственным органам, а особенно местным исполнительным, нужно акцентировать внимание на разъяснительной работе среди предприятий и предпринимателей о правовых и экономических возможностях инвестиционного законодательства, принимаемых государством.

   В целях дальнейшего экспортного потенциала планируется в этом году акцентировать внимание на развитии кооперационных связей с зарубежными предприятиями и расширении информационной работы по презентации инвестиционного климата. При этом хотелось бы отметить, что в зарубежных презентациях участвуют одни и те же компании. Как-то даже Глава государства заметил, что на конференциях, которые он проводил на эту тему, каждый раз присутствуют одни и те же лица. Мы проанализировали состав участников и выяснили, что многие на такие мероприятия ездят как туристы. Поэтому впредь участие в международных инвестиционных конференциях должно оцениваться именно с точки зрения результативности и качества.

   Мы должны хорошо понимать, что поставленные задачи являются приоритетными для экономики страны. И от того, как они будут решены, зависит будущее наше, наших детей и страны в целом.

ведущий страницы сергей галымов

Новости индустрии
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»