|
|
|
ВАШИ КУМИРЫ |
|
Айман МУСАХОДЖАЕВА: |
ВСЕ, ЧТО ДАРОВАНО МНЕ СУДЬБОЙ,
ХОЧУ ОТДАТЬ ЛЮДЯМ |
В эти дни Казахская национальная академия музыки отмечает свой первый юбилей – пять лет со дня основания. За этот короткий период вуз стал перспективным образовательным, культурно-просветительским центром, притягивающим к себе творческие силы из всех регионов страны.
Идея же последовательного воспитания музыкантов – с первых шагов до полного овладения высшим профессиональным мастерством – принадлежит знаменитой скрипачке, лауреату международных конкурсов, Народной артистке Республики Казахстан, Артисту Мира, Академику Международной академии творчества, ректору Казахской национальной академии музыки, профессору Айман Мусаходжаевой, которой мы и посвящаем первый выпуск новой страницы «Ваши кумиры».
|
Гармония и свет в душе |
Необычайная насыщенность и динамичность этого предпраздничного дня чувствовались во всем. В кабинете ректора, многолюдном и шумном, бесконечные совещания оргкомитета сменяются заседаниями ректората. Нескончаемые звонки из Алматы, Москвы, Брюсселя, Мадрида, Лондона, Вены извещают о прибытии в Астану ведущих мастеров мировой музыкальной элиты, которые за годы творческого сотрудничества стали для Айман Мусаходжаевой настоящими друзьями и соратниками. Сквозь стены, со всех сторон доносятся звуки музыки – репетиции в самом разгаре. До главного торжества остается всего неделя.
– Да, сегодня у нас запарка, – слегка перевела дух, располагая своим приветливым взглядом, пригласила к разговору Айман Кожабековна. – Но если бы не мои помощники – проректоры, заведующие кафедрами, преподаватели, студенты – вряд ли что получилось.
В своем алом, насыщенного оттенка английского покроя строгом костюме, она совсем не казалась уставшей. Внимательная, спокойная, заинтересованная, хотя только что вернулась из большого зарубежного турне, которое началось с выступления в зале Европейской ассоциации ООН в Швейцарии, а продолжилось по странам Азии вместе с оркестром «Трех морей».
Всего несколько вопросов… А мне вспомнились события пятилетней давности, когда, впервые встретившись с Айман Мусаходжаевой, совсем не думалось, что вот так просто, скромно, как-то неприметно, даже буднично, пишется история, начинается большое дело…
В концертный зал вошла молодая, высокая, с открытым лицом женщина. Весь ее облик, манера держаться располагали к свободному разговору: к каверзным, даже вредным вопросам, чутьем ожидая откровенного ответа.
Но она пришла не одна. Как оказалось, это тоже своеобразный почерк, стиль жизни. Айман представила гостям целый выводок малышни – первоклашек только что начавшей действовать в Астане Академии музыки. Помню, с каким неподдельным переживанием, материнской заботой следила Айман за своими воспитанниками, которые изо всех сил водили непомерно длинными для их роста смычками по таким же большим скрипкам. Но это был уже ансамбль.
Да, именно так начинались тогда симфонический, духовой, эстрадный оркестры, ансамбли домбристов, скрипачей, виолончелистов и многие другие музыкальные коллективы, которые с необычайной смелостью с первых дней своей работы в новой столице республики начали создавать Айман Мусаходжаева и ее сподвижники. Именно они выдержали натиск первого «Шабыта», взяв всю нагрузку на себя, подняли его рейтинг, превратив в международный конкурс, на который уже сегодня съезжаются тысячи участников, да именитых мировых знаменитостей не меньше.
|
Вся жизнь – стремление вперед |
А сегодня… еще несколько минут интервью, и Айман Кожабековна стремительно удаляется: она член жюри Республиканского конкурса молодых исполнителей «Жас канат», который начинался через полчаса.
Но сожалеть не пришлось: состоялись беседы с окружающими ее людьми: родными и близкими, коллегами по работе. Они лишь подтвердили и дополнили уже составившиеся ранее впечатления. Также не прекращаются её бесконечные гастрольные выступления, также близки ей и простые повседневные хлопоты. В свое время не обошла ее стороной и личная драма, которая «перевернула все, – со слезами на глазах вспоминает ее сестра Раиса. – Это была трагедия для всех нас, близких и родных. Но она же и закалила, добавила мудрости, выдержанности, твердости». Все в этой молодой женщине говорит о внутреннем постоянстве. Во всем – гармония. И семья сложилась: сын Мерей и муж Аскар рядом, а это главное.
Есть и другие заботы. Возглавляя большой коллектив, Айман Кожабековна не понаслышке знает о проблемах окружающих ее людей: преподавателей, студентов, учащихся. На первом месте для нее – их материальное обеспечение, жилье, условия нормальной работы, учебы. Наверное, именно поэтому пять лет назад, оставив все, сорвались с обжитых мест ее коллеги, чтобы начать здесь, в молодой столице республики, новое государственное дело – создание высокого академического искусства. Думается, поверить могли только ей. И не ошиблись.
|
|
Биографическая справка |
Родилась в городе Алматы. В семь лет поступила в Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу имени Куляш Байсеитовой. В 1978 году принята в Московскую госконсерваторию имени П. И. Чайковского в класс Народного артиста России профессора Валерия Климова. С 1983 года – солистка Казахской госфилармонии имени Жамбыла, с 1991-го – заведующая кафедрой Алматинской Госконсерватории имени Курмангазы. В 1993 году основала Государственный камерный оркестр «Академия солистов» и стала его художественным руководителем. В 1998 году основала Казахскую национальную академию музыки и назначена ее ректором.
|
|
«Ты помнишь, как все начиналось?!»
|
– Еще в детстве ей пророчили большое артистическое будущее, – сказала при встрече проректор по учебно-воспитательной работе Академии музыки Раиса Мусаходжаева, – как, впрочем, и всем нам – Раушан, Бахытжан, да и мне – сестрам Айман. С особым вниманием следил за нашим воспитанием отец Кожабек. Отец был по образованию агроном, в Москве учился. Вспоминая сейчас, по прошествии времени, понимаю, какие образованные это были люди. Ведь сокурсники моего отца – теперь известные деятели нашего государства, с передовыми мыслями и идеями. Но до конца дней своих в анкетной графе «социальное происхождение» отец писал «крестьянин». Так и похоронили отца Кожабека на краю поля в Кылту-4 под Алматы, которое он всю свою жизнь возделывал, – вспоминала Раиса Кожабековна.
Любовь отца сестер Мусаходжаевых к искусству, как и к земле, передалась по наследству. «Айман, ты будешь великой скрипачкой!», – как-то написал на нотах своего скрипичного концерта выдающийся композитор ХХ века Арам Хачатурян. С семи лет Айман начала выступать в концертах, а в тринадцать впервые с оркестром исполнила «Интродукцию и Рондо каприччиозо» Сен-Санса. Ее одаренность почувствовала и раскрыла выдающийся педагог знаменитой музыкальной школы Нина Михайловна Патрушева.
Да, Айман Мусаходжаева смогла реализоваться. Шаг ее жизни интенсивен, силен. Трудолюбие, настойчивость, упорство и в то же время непосредственность, естественность, доброта – вот ее отличительные черты. И еще. Есть в ней, пожалуй, данное Всевышним, непреходящее чувство высокого долга, неизбывное понимание, что судьба ей многое дала, а потому это многое она должна отдать людям, вернуть им сторицей. Именно с этими мыслями она бралась и за создание Академии, где в числе учеников – около двухсот ребятишек из самых отдаленных селений и аулов, которые прибыли сюда с заветным желанием стать настоящими специалистами не только в профессии, но и в жизни: «Осер жерден адам боламын» – «Здесь я стану человеком». Айман Мусаходжаева отдает им все, ничего не беря взамен, понимая, наверное, мудростью своей: «Бог все видит, в нем есть справедливость»…
|
О ней говорят |
Выдающийся виолончелист России Игорь Гаврыш сравнил многогранную деятельность Айман Мусаходжаевой с «нежным подснежником с корнями дуба».
– Видя ее творческую жизнь, как она готовит концерты, разучивает новые произведения, – говорит проректор Академии по творческой работе и международным связям Гайни Нургазиева, – я не перестаю удивляться ее памяти, и не только музыкальной. А когда знаешь, что руководитель большого академического хозяйства все держит под контролем, то и все мы, ее окружение, невольно подтягиваемся. Много идей у этой очаровательной, обаятельной женщины.
– Два года я работал в составе «Академии солистов», –признался студент четвертого курса Академии музыки по классу скрипки Ордабек Дуйсен. – Вместе с нами во всех поездках была Айман Кожабековна. И всегда я восторгался ее работой. Подготовка к выступлению для нашего учителя – это добросовестный, многочасовой, подчас изнурительный труд. Рядом с таким профессионалом работать плохо просто стыдно.
Наверное, слова: «В момент игры она просто великолепна и очаровательна!», которые после исполнения «Наварры» Сарасате сказал дирижер Фриц де Йонге из США, как нельзя лучше характеризуют музыканта Айман Мусаходжаеву.
|
ОТ РЕДАКЦИИ. Уважаемый читатель! Это первый выпуск страницы «Ваши кумиры», которую мы начали делать по вашим просьбам. Сегодня ее мы посвятили Народной артистке Республики Казахстан Айман Мусаходжаевой. Будем надеяться, что благодаря именно вам наши встречи, в которых главными героями станут известные спортсмены, актеры, художники, обязательно продолжатся. Пишите, звоните, а главное – называйте имена ваших кумиров!
|
|
|
Ведущая страницы Ольга СЕСТЕРОВА |
|
|