Процедура перерегистрации стала для некоторых партий нашей страны серьезным экзаменом на зрелость. Среди тех немногих общественных движений, успешно преодолевших ее – Аграрная партия Казахстана, идущая сегодня второй после «Отана» по итогам социологического опроса. Подробнее об этом, отвечая на вопросы нашего корреспондента, рассказывает сегодня заместитель председателя АПК Владимир ЧАЛЫШЕВ.
– Владимир Алексеевич, как проходила перерегистрация для вашей партии? Чем можно объяснить ту паузу, которая была выдержана с момента подачи документов в Минюст до официального получения свидетельства?
– Для АПК процедура перерегистрации была не новостью. Мы об этом прекрасно знали и понимали – это предусматривал Закон «О партиях». Как законопослушные граждане мы строго придерживались установленных сроков. Аппарат ЦК работал нормально, без ажиотажа. Каких-либо «соцсоревнований» за то кто быстрее подаст документы, мы не устраивали. И вообще, мы – партия плановой работы, у нас мало фактов, принимаемых на эмоциях или в душевных порывах. Для соблюдения всех норм сделали все возможное. Тактика и стратегия работы были выбраны верно, что, впрочем, и продемонстрировала перерегистрация.
Возникшая пауза, о которой вы говорите, была связана с чисто технической стороной дела. Минюст проверял каждое удостоверение партийцев. При старом законе не было требований по регистрации номеров удостоверений личности, то есть люди вступали в партию, и никто не фиксировал их удостоверений. Поэтому количество членов Аграрной партии, обнародованных Минюстом, оказалось ниже, чем действительное. Сегодня в наших рядах – более 90 тысяч человек. Мы, пожалуй, единственная партия, чью работу по учету видел своими глазами Глава государства. Во время визита в офис ЦК партии Нурсултан Абишевич ознакомился с документами, свидетельствующими не о простой декларации стремлений, а о конкретной работе с людьми.
Реальную структуру, развернутую по всей стране, имеют сегодня три партии – АПК, «Отан» и Гражданская.
– Внесла ли Аграрная партия какие-либо коррективы в свои планы в связи с объявлением трехлетней программы по поддержке аула?
– Безусловно, эта идея Президента очень своевременна и актуальна. Аграрная партия считает себя одной из тех, кто «приложил руку» к ней. С момента образования мы делали все, чтобы приоритет села – как очага культуры, духовности, национального самосознания – был востребован. Для этого и объединились единомышленники в партию. Все здравомыслящие люди понимали, что складывается неправильная ситуация, когда голос сельчан никто не слышит, и мало кому есть дело до их забот. Село оказалось на задворках экономической, политической и социальной жизни страны. Те же, кто все эти годы говорил от их имени, называя себя истинными защитниками села, постепенно теряли власть, но по-прежнему были вхожи в большие кабинеты. Они завели село в тупик и, в принципе, ответственны за то, что случилось с нашим сельским хозяйством в первой половине 90-х…
– Но ведь «генералы от сельхозсектора» по-прежнему сидят наверху и продолжают влиять на сегодняшние процессы?
– Если вы имеете в виду академика Калиева, то я считаю, что по большому счету он (и не один) тоже в полной мере может разделить ответственность за то, что происходило. Но сегодня не время называть всех «героев» поименно, ставить их к стенке и словесно расстреливать. Да, где-то были сознательные ошибки, где-то по незнанию. Наверное, это неизбежно. И у нас, безусловно, были свои ошибки…
Но ведь весь вопрос в том, что с высоты сегодняшнего дня пора понять и пересмотреть прошлое и мыслить более цивилизованно!
Что же мы видим? Те, кто все эти ошибки совершил, продолжают без тени смущения говорить от имени села, обещать людям лозунговое счастье и указывать куда идти. Вся страна видит, что осуществляемые реформы дают реальные плоды, и не только в сельском хозяйстве, но и во всей экономике. И очень хорошо, что село стало в этом смысле подтягиваться по объему, качеству и отдаче к реальному сектору экономики. Разрыв во внедрении рыночных реформ сокращается, что позволяет говорить о том, что село качественно изменилось. Естественным продолжением государственной политики по возрождению села стали Годы аула, которые сопровождаются не декларативными призывами, как это бывало раньше, а реальными действиями и средствами. Надо сказать большое спасибо за это Главе государства и Правительству, всему обществу: отношение к селу заметно меняется. К счастью, к нам приходит понимание того, что только сильное, развитое, высокотехнологичное село будет крепким фундаментом достойного мирового сообщества государства, которым, я уверен, станет Казахстан в ближайшее время.
– Владимир Алексеевич, что вы имели в виду, говоря о допущенных ошибках?
– Мы признаемся, что не достаточно поработали в свое время над пока еще действующим законом. Ведь Президентский Закон «О земле» от 1995 года был гораздо прогрессивней ныне существующего. К сожалению, мы не проявили твердости духа и не отстояли его тогда. Я и на себя беру долю ответственности за то, что закон был принят в том виде, в котором мы сегодня работаем…
– Он был принят под давлением тех сил, о которых вы говорили выше?
– Точно так... И сейчас продолжается подобная политика. Правительство предлагает нормальный взвешенный проект Земельного кодекса. Причем вариант, вынесенный на обсуждение депутатов, появился не с кондачка, а с учетом всех предложений, обсуждений и мнений, которые поступали в адрес разработчиков, в том числе и от Аграрной партии и сочувствующих нам людей. Если взять первоначальный вариант и тот, что внесен в Мажилис – это небо и земля. Там очень много конкретных и грамотных изменений.
Получается интересная ситуация. Большинство депутатов относит себя к команде Президента, но стоит Главе государства выйти с новой инициативой, как народные избранники начинают перед телекамерами вбивать людям абсолютно противоположную точку зрения, устраивая, на мой взгляд, тихий саботаж. Касаясь проекта Земельного кодекса, Президент сформулировал свою точку зрения по ключевым вопросам на заседании Национального совета. Общественность на селе поддерживает его. Где бы нам не приходилось встречаться с людьми, когда рассказываешь им о сути законопроекта и доходчиво объясняешь о механизмах реализации, они обязательно высказывают свою поддержку. Но сегодня получается, что воля людей через Парламент не проходит.
Парламентская фракция Аграрной партии делает все возможное, чтобы закон, отвечающий требованиям времени и чаяниям людей, был принят. Я думаю, здравый смысл возобладает над эмоциями и закон все же останется в правительственном контексте. Мы – за это.
– Приближаются выборы. Как вы намерены строить свою предвыборную программу? Может, планируете удивить новыми выборными технологиями?
– Никаких новых выборных технологий. В нашем лексиконе нет такого словосочетания. У нас абсолютно прагматичный избиратель, который видит, кто за что радеет и чего стоит. Самая большая и важная предвыборная работа – это работа нашей фракции в Парламенте, партийцев – на местах, в Маслихатах, сельхозпредприятиях. Самая лучшая агитация за партию – это успешная работа агропромышленного комплекса страны, подъем села. И я уверен, что если в 2003-2004 годы будут реальные сдвиги к благополучию, трудовой занятости, если на село придут новая техника, кредиты – никакой другой предвыборной работы нам не придется проводить. Для этого мы, естественно, будем выдвигать своих кандидатов по партийным спискам по одномандатным округам. Все свои интеллектуальные и материальные ресурсы бросим на то, чтобы нашу точку зрения и политику донести до каждого человека. И уверены, что покажем себя не хуже, чем на прошлых выборах, продемонстрируем возросший авторитет партии и ее приемлемость среди населения.
– На политической арене о своих намерениях защищать интересы сельчан, кроме вас, заявляет также партия «Ауыл». Как вы относитесь к идее объединения, которую недавно озвучил депутат Мажилиса Михаил Трошихин?
– Идея создания единого общественного движения для села возникла еще более пяти лет назад. Когда мы создавали Аграрную партию Казахстана, пригласили в нее всех, кто мог бы внести реальную лепту в дело возрождения сельского хозяйства, в том числе и академика Калиева. У нас в архивах до сих пор сохранилось его письмо, где он приветствует создание АПК. Затем были многочисленные переговоры, встречи с руководителями сегодняшней партии «Ауыл», в то время они нас поддержали. Однако через некоторое время исчезли с поля зрения и появились позже, создав свою партию.
– А не много ли для одного Казахстана двух партий аграрной ориентации?
– Проблема не в количестве. Если это пойдет на пользу дела, то, по мне, пусть их будет хоть десять. Проблема в том, что село представляют силы с взаимоисключающими точками зрения. Большей крайности по политическому подходу, чем «за» или «против» частной собственности на землю, не существует. Это – как «белые» и «красные». И здесь объединиться достаточно тяжело. Выступление депутата Трошихина продиктовано тем, что как раз на этом этапе еще не потеряна платформа, на которой могли бы сойтись наши мнения. Своего рода – момент истины, который определяет будущее села, а может, даже и всей страны.
И, насколько мне известно, среди членов партии «Ауыл» немало сторонников идеи частной собственности. Но пока позитивные перемены идут снизу. А до верхушки «Ауыла» все это, к сожалению, трудно доходит.
– Зато прошедший год выдался для вас удачным для налаживания международных контактов…
– Для живой работы политической партии международные связи – естественное состояние. Партия, как любая политическая сила, не может жить лишь с собственным багажом. Нам есть у кого учиться, перенимать опыт, делиться им, влиять друг на друга.
Три года назад мы с Михаилом Лапшиным (председатель Аграрной партии России – авт.) чуть было не разругались в его офисе, когда я сказал, что аграриям с коммунистами не по пути. Я убеждал его, что это – тупиковый вариант.
А сегодня вы сами видите, что Аграрная партия России отмежевалась от КПРФ и тоже выступает за частную собственность на землю.
К чему это рассказываю? Все мы видим, что все вокруг очень быстро меняется, меняется и страна на глазах. То, что несколько лет назад воспринималось как крамола, сегодня – нормальное явление. Хорошо, что у нас Глава государства смотрит лет на 10 вперед. Продуманная и последовательная государственная политика дает уже ощутимые плоды. Те цифры, которые озвучены в Послании Президента, в частности, в рамках социальной защиты – это только начало. Если мы не сорвем страну с того магистрального пути, на котором сегодня находимся, я уверен, нас ждет большое будущее.
|
Выступая на прошлой неделе на активе краевого отделения в Барнауле, председатель Аграрной партии России и глава Республики Горный Алтай Михаил Лапшин охарактеризовал ситуацию с посевными работами провальной. Причины, которые привели к этому, по мнению лидера АПР, кроются вовсе не в природных катаклизмах, как это пытается преподнести Минсельхоз, а в целом ряде грубых ошибок, допущенных ведомством Алексея Гордеева (министр сельского хозяйства РФ). «То, что мы в десять раз меньше засеяли зерновых площадей – это знак беды!», – заявил Михаил ЛАПШИН.
Впрочем, внутрипартийная жизнь волнует председателя партии Михаила Лапшина не меньше, чем низкий уровень нынешних посевных работ. Аграрная партия России переживает сегодня не простые времена. Решение АПР отмежеваться от коммунистов и идти на предстоящие думские выборы самостоятельно, вызвало у КПРФ болезненную реакцию. Последователи марксизма-ленинизма незамедлительно принялись «прибирать к рукам» региональные отделения партии, а заодно начали открытую кампанию по дискредитации их руководства.
В частности, предпринималась попытка сместить руководство Владимирской областной организации во главе с Геннадием Чуркиным, который, по мнению специалистов, может создать серьезную конкуренцию на предстоящих губернаторских выборах нынешнему губернатору, представителю КПРФ. Причем, сценарий для смещения был подготовлен в лучших советских традициях: «убрать» планировалось руками небольшого числа членов АПР на самостийно созванной конференции. Но, к чести Аграрной, раскольнические действия отдельных членов партии вовремя пресечены…
Безусловно, причиной номер один, положившей начало процессу отхода от КПРФ, стал провал в Госдуме проекта Земельного кодекса, подготовленный АПР. Несмотря на фракционную общность, коммунисты сделали все возможное, чтобы идея частной собственности на землю, предусмотренная в Кодексе, не имела права на существование.
По мнению М. Лапшина, КПРФ за прошедшее десятилетие так и не справилась с задачей защиты интересов крестьянства. Несмотря на преобладание «левых», Думе не удалось провести ни одного закона в поддержку аграрного сектора страны. Только Аграрная партия России при условии, что будет создана ее фракция в Госдуме, сможет защитить интересы села, считает лидер АПР. И именно поэтому аграрии намерены идти на выборы самостоятельно. Среди своих потенциальных сторонников АПР видит не только крестьян, но и тех, кто вообще живет на селе – учителей, врачей, работников культуры, а также тех, кто живет в городе, но занят в сфере переработки продукции сельского хозяйства.
Выступая на собрании актива Алтайского краевого отделения партии, Михаил Лапшин заявил, что в России вновь появилось немало защитников крестьян, которые говорят красивые слова о проблемах сельского хозяйства, но дальше лозунгов и обещаний не идут. « Это не защитники, а, по сути, «политические браконьеры», которым наплевать на крестьянские беды», – заявил в сердцах председатель АПР.
Естественно, теми, кто вспоминает о крестьянах лишь перед выборами, будут предприниматься попытки вычеркнуть аграриев из избирательного процесса. А случай со смещением Геннадия Чуркина можно расценить не иначе, как первый удар со стороны идейных противников.
В то же время, нельзя сказать, что внутри самой АПР до конца преодолены разногласия в руководящем составе. Как сообщила на днях газета «Аргументы и факты», со ссылкой на правление партии, вице-премьер Алексей Гордеев, занимавший ранее должность первого заместителя председателя АПР, вошел в высший совет «Единой России», оставаясь при этом, правда, членом АПР. Однако согласно российскому законодательству и партийному уставу никто не может состоять сразу в двух партиях. Поэтому в ближайшие дни будет рассмотрен вопрос о членстве А. Гордеева в АПР. Хотя, фактически, министра сельского хозяйства с Аграрной партией уже давно ничего не связывает.
|