|
|
|
ГОДЫ АУЛА |
|
Совет САТЫГУЛ: |
ЖИВОТНОВОДСТВО - новая модель развития |
Среди возрождающихся сейчас отраслей национального хозяйства животноводство вышло уже на особое место. И дело не только в его традиционных основах, а в дальнейшем реальном подъеме, который гарантирован Государственной агропродовольственной программой на 2003-2005 годы. О приоритетных направлениях, обеспечивающих внедрение современных технологий, формирование новых экономических отношений в сфере производства, переработки и сбыта животноводческой продукции, – рассказывает директор департамента животноводства Минсельхоза республики Совет САТЫГУЛ.
– Совет Шайманович, по статистическим данным, почти во всех регионах республики наблюдается рост поголовья скота и птицы, увеличиваются объемы товарной продукции. Но на продовольственном рынке ассортимент привозных изделий ничуть не сократился...
– Сегодня мы можем говорить о том, что объем сельскохозяйственного производства вполне удовлетворяет платежеспособный спрос внутреннего рынка. В основном здесь заслуга мелкотоварного сектора: 91% – молока, 88% – мяса, 82% – шерсти произведено на частных подворьях. В определенном смысле – это хороший показатель. Но в другом – большой минус, и, в первую очередь, для отечественного товаропроизводителя. В силу неконкурентоспособности той же молочной продукции основными рынками сбыта для него стали прилавки ближайших городов внутри страны. Да и то, производство молока в «молочных поясах» закрывает эти нужды лишь на 69%. Дополнительный спрос «погашается» за счет ввозимого продукта из-за пределов «молочных поясов». Проводится работа по защите товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции, путем повышения таможенных пошлин и далее квот. По импорту – могу сказать, что в сравнении с прошлым годом увеличился лишь импорт мяса и то за счет окорочков, а молока – снизился с 322 тысяч тонн до 70 тысяч и яиц со 158 миллионов до 68 миллионов штук. Скажу больше – при нынешнем дефиците высокопродуктивного маточного поголовья не исключается вероятность снижения конкурентоспособности даже непереработанного молока.
– Кстати, среди причин высокой себестоимости и невостребованности животноводческой продукции указывается преобладание в отрасли мелкотоварного производства, примитивных технологий, отсутствие интеграции и кооперации личных подсобных хозяйств с перерабатывающими предприятиями…
– Полностью согласен, но это лишь верхушка айсберга. Основной же «воз» проблем, который нам предстоит сдвинуть с места, связан с развитием племенного дела. Пока племенного поголовья практически нет. Основу животноводства республики составляет беспородный и низкопродуктивный скот. Поэтому среди приоритетных направлений государственной поддержки в животноводстве, в первую очередь, значится субсидирование мероприятий по сохранению и развитию племенной базы на республиканском и местном уровнях. Так, в прошлом году на поддержку племенного дела направлено из республиканского бюджета 763 миллиона тенге, эти средства позволили организовать 35 новых субъектов племенного животноводства. Для вывода из стада низкопродуктивного молочного скота восстановлен центр по скотоводству на базе ОАО «Асыл тулик», а по импортозамещению окорочков (ножек Буша) создано племенное хозяйство, по мясному птицеводству – ОАО «Астана кус». Кроме того, удалось запустить четыре селекционно-генетических центра, увеличить число пунктов искусственного осеменения коров на 350 единиц. Ждать результатов, конечно, еще рано, но отмечается, пусть небольшой, но все же рост объемов реализации племенного молодняка: КРС – на 2067 голов, овец – 315776, свиней – 76556, лошадей – 546, верблюдов – на 394 головы.
– Насколько оправдан этот оптимизм, если удельный вес племенного скота в общем поголовье остается довольно низким? Так, породистых коров и бычков «гуляет» в стаде около 3%, овец – 4,3%, свиней – 2,5% и лошадей – 1%. И потом: племенной продукт остается недоступным для большинства сельхозтоваропроизводителей из-за отсутствия средств.
– В текущем году на его поддержку из республиканского бюджета выделяется 840 миллионов тенге. Новшество бюджетной программы в том, что доводится квота на реализацию племенной продукции аттестованным племенным хозяйством, а средства (субсидии) они теперь могут получить через областные теруправления, а не через Минсельхоз. Деньги в основном пойдут на субсидирование мероприятий по сохранению и восстановлению генофонда племенного стада. Очень важно добиться доступности племенного семени для отечественного сельхозтоваропроизводителя. Причем в этом секторе обозначено содействие программе по поддержке элитного животноводства на местном уровне, но только тех направлений, не обозначенных в республиканском бюджете. Здесь и кредитование системы закупа молодняка, и передача его в лизинг специализированным сельхозформированиям. Перспективным видится дальнейшее формирование хозяйств со средне-и крупнотоварным производством, а также содействие в организации негосударственных предприятий (союзов, ассоциаций) по заготовке и сбыту продукции, оказанию услуг в ветеринарии, племенном деле и кормозаготовках. Здесь же предстоит решить вопросы по созданию сервис-центров (МТС) по обслуживанию специализированных хозяйств и субъектов племенного животноводства.
– В жестких рамках держит сельхозтоваропроизводителя и бытующая система закупок продукции. На этом рынке пока командует парадом ловкий перекупщик, забирающий товар по выгодной ему цене…
Начавшие работать в прошлом году ЗАО «Мал онимдери корпорациясы» в 5 областях республики, а с текущего года в остальных открыло свои представительства с заготовительной сетью. Закуплено за это время животноводческой продукции на 500 миллионов тенге. Нынче предприятие получит государственную поддержку в виде кредита. Эти меры направлены не только на кредитование производства животноводческой продукции и ее закупа через заготовительную сеть, но и будут обеспечивать государственное стимулирование закупочных цен, а также их косвенное регулирование путем интервенции. За эти мероприятия рассчитывается, так сказать, республиканский бюджет, но здесь очевидна и роль местного уровня: поддержка в создании тех же кооперативов, ассоциаций, союзов, МТС значительно расширит рынок по заготовке и сбыту продукции.
– Судя по направлениям государственной поддержки, судьба отрасли связывается с дальнейшим развитием специализированных хозяйств со средне- и крупнотоварным производством…
В рамках бюджетных программ поддержки прикладной науки средства направить необходимо на разработку научно-обоснованных организационных форм и предельных размеров ведения отраслей животноводства в домашних и крестьянских хозяйствах. Что это значит? Наше личное подворье, обеспечивающее достаток на селе, становится в каком-то смысле основным производителем продукции, но в качественном отношении продукция неконкурентна. И вот почему. На небольшом пятачке владелец подворья размещает свою живность и производит продукцию без учета каких-либо ветеринарно-санитарных, зоогигиенических норм. Нередко поместья утопают в навозе. Об экологии и чистоте говорить не приходится. Тем более, о качестве производимой продукции. Поэтому весьма обоснованной является работа по формированию оптимальных размеров домашних хозяйств с содержанием в них необходимого для личных нужд скота. Перспективным видится направление по созданию крестьянских хозяйств, для которых будет выделяться участок за пределами села. Здесь сельхозтоваропроизводитель может с соблюдением всех ветеринарно-санитарных требований разводить скот и производить продукцию. Формированием «Организацией хозяйств со средне- и крупнотоварным производством, оказанием стимулирования должна проводиться на местном уровне за счет финансирования, кредитования и собственных средств товаропроизводителей.
– По статданным, несмотря на Постановление Правительства по увеличению таможенных пошлин на мясо птицы, на его импорт с начала года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не сократился и составил около 11 тысяч тонн...
– Скажу, что недостаток мер по защите внутреннего рынка сказывается на увеличении импорта не только мяса птицы, отмечается высокий удельный вес завоза глубокопереработанной продукции – колбас, мясных консервов, сливочного масла, молочных консервов. Сегодня ведется большая работа в вопросах таможенно-тарифной политики, направленной на введение квоты на ввозимую продукцию, исключение таможенных сборов и НДС на ввозимое специальное технологическое оборудование. А самое главное – это все же реализация мер государственной поддержки, направленной на производство востребованной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, сельхозтоваропродукции.
|
Дина НУРСАПАРОВА |
|
|
ТРЕБУЕТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА |
ГАЗопровод вновь «СПОТКНУЛСЯ» |
Похоже, срывы поставок труб для строящегося 193-километрового продуктопровода Амангельдинского газового месторождения стали закономерностью. Первый раз газопровод «споткнулся» 15 октября прошлого года на отметке 38 километров – российские металлурги неожиданно подняли цену на свою продукцию.
Правда, тогда, благодаря усилиям заказчика ЗАО «КазТрансГаз» проблему решили. Но 113 дней вынужденного простоя серьезно осложнили ситуацию. Чтобы сдать объект в установленные Правительством сроки – к началу июля – генеральному подрядчику ЗАО «Касстрой-Промтехмонтаж» пришлось перейти на круглосуточный режим работы. Однако труб хватило лишь на 18 дней…
Поставщик – фирма «Стандарт комплект», не утруждая себя объяснениями, клятвенно заверила партнера, что 2000 тонн труб (19, 5 километра) доставит к 20 марта. На Ушбулакской базе МТС, где ждут эшелон с грузом, уточнили: «К концу марта». А еще через день последовала новая поправка: «Возможно, в апреле».
– Если бы мы, а не «Стандарт комплект» выиграли тендер на поставку труб, такого бы не произошло, – с обидой сказал представитель генерального подрядчика первый вице-президент ЗАО «Касстрой-Промтехмонтаж» по южному региону Шайсмаил Гасанов. Его можно понять. Четыре строительно-монтажные колонны, которыми он руководит, способны ежедневно укладывать до пяти километров труб. Нетрудно представить, во сколько обходится даже один час такого нежеланного безделья. Это если счет вести на погонные метры. А как взвесить потери моральные? Как успокоить и обнадежить газосварщика, когда он говорит тебе: «Я пришел сюда работать, а не отсиживаться в теплом вагончике...»
И все же работы не прекращаются. Там, где почва не осыпается, экскаваторы продолжают рыть траншеи впрок, уже имея 20-километровый запас. На базах гнут трубы для отводов (их заготовлено 70 из необходимых 500 штук). Доводят узлы запуска и приема поршня. Уже установлены вдоль трассы все 1700 бетонных столбов электролинии ВЛ-10, предназначенной для электрохимзащиты трубопровода от коррозии. И хотя все это – мелочи, стараются выполнять их тщательнейшим образом. На взрывоопасном объекте все должно быть безупречным.
Мы побывали на участке Алексея Степанова. Он самый сложный: все 15 километров – сплошь повороты, подъемы, спуски, скальный грунт. Здесь заканчивали монтаж первого перехода через реку Талас неподалеку от села Сарыкемер…
…Плавно выполнив поворот, газопровод скользит по глубокой пологой траншее вниз к руслу реки и вдруг, «вздыбившись», легко перепрыгивает через широкий горный поток. Еще не закончили работу короли сварки. Я не оговорился. Стыковка труб – высший пилотаж, и если у тебя нет шестого (самого высокого) разряда, к операции не допустят и на пушечный выстрел. У каждого сварщика – допуск, сертификат. Если перерыв в работе больше месяца – будь готов пересдать экзамен. Поблажек тут не делают никому. Укротитель огненной дуги должен всегда иметь твердую, уверенную и чуткую руку: «55 атмосфер рабочего давления в конце концов разорвут туфтовый шов, – говорили мне, – а это – взрыв…».
Такая ответственность. Три шва вкруговую (коренной, заполняющий и облицовочный) делают сварщики, чтобы намертво скрепить трубы друг с другом. На каждый шов уходит не менее 15 минут. Верх мастерства – облицовочный шов. Его доверяют варить не всем, а только тем, кто обладает особой культурой, получает истинное наслаждение от красиво выполненной работы. Поэтому шов у них получается аккуратный, гладкий, чешуя мелкая, без подрезов…Неслучайно такого спеца – бригадира сварщиков Акбара Жураева – называют ювелиром.
– Будешь тут ювелиром, – говорит он, – если за каждый стык приходится расписываться. Возле шва на трубе всегда оставляю личное клеймо – «Т-4» – специальной белой несмывающейся краской. По этому «автографу» меня найдут, если понадобится, и через двадцать лет.
Впрочем, и не обязательно через двадцать. Спросить за качество с него и его подчиненных могут и сегодня. Дефектоскописты, например, делающие снимки каждого шва с помощью портативных рентгенаппаратов или после испытания газопровода под давлением почти в 70 атмосфер.
Кормят здесь отлично – четыре раза в день. Еду готовят на базе и в термосах доставляют прямо сюда, на стройплощадку.
– Вкусно?
– Вкусно, отчего же, да только нет труб – и аппетита нет, – признаются рабочие.
Итак, пройдено 50,5 километра. Но прежде чем на компрессорной станции №5 в магистральный газопровод ворвется свежая упругая струя амангельдинского газа, предстоит преодолеть еще 142,5 километра. На этом пути трубопровод 23 раза пересечет автотрассу и железные дороги, еще раз «перепрыгнет» через реку Талас у села Тамабек в Таласском районе, пересечет каналы, сельхозугодья…
Огромная и сложная работа. Но времени уже мало. Неразворотливость поставщика труб отняла у ЗАО «Касстрой-Промтехмонтаж» 154 драгоценных рабочих дня. И цифра эта продолжает расти.
|
|
|
Ведущая страницы Дина НУРСАПАРОВА |
|
|