из истории первомая
В 1884 году Американская федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 час. Установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой. 1 мая 1886 года в США бастовали 350 тысяч человек, еще около 100 тысяч сумели добиться принятия своих требований до начала всеобщей забастовки. Самое массовое движение было в Чикаго, где 1 мая митинговало свыше 40 тысяч человек и не работало ни одно предприятие.
В июле 1889 года 1-й (Парижский) конгресс Второго Интернационала принял решение о ежегодном праздновании этого дня как Дня международной солидарности. В России праздник отмечался «маевками» с 1891 года. В 30-е сталинские годы появилась идеологическая подоплека праздника, сопровождаемая политическими лозунгами.
МЫ ЕДИНЫ. И ЭТО ГЛАВНОЕ
Завтра наша республика в девятый раз за историю независимости отметит Праздник единства народа Казахстана. Но трепетное отношение к этому календарному дню у большинства из нас сформировалось куда раньше, чем в 1996 году, когда официально утвержден праздник. Тогда, много лет назад, идеологическая основа Первомайского праздника носила более политизированный характер, который объяснялся в первую очередь его международным статусом.
Большинство бывших республик Советского Союза, получив долгожданную независимость, постарались как можно скорее расстаться «с колониальным» наследием, в том числе и посредством ликвидации бывших «социалистических» праздников. Первомай, несмотря на все свое героическое капиталистическое прошлое, «выпал» из календарей праздников суверенных государств.
В Казахстане же не стали полностью «отрекаться от старого мира» и, пожалуй, приняли самое логичное и мудрое решение, сохранив праздник в новом качестве – как символизирующий мирный дух, дружелюбие и единство народа, населяющего республику. Не иметь подобный праздник в стране, где проживают представители более 130 этносов и 40 конфессий, было бы крайне несправедливо. Да, у каждого из них есть свои традиционные национально-религиозные праздники как, например, Наурыз, Рождество, Пасха, Рамазан и так далее, во время которых мы больше узнаем об истории и культуре отдельно взятого народа или этноса. Но то, что есть самый главный, объединяющий всех нас праздник – единства народа – подчеркивает не столько многонациональную особенность, сколько общность интересов и целей людей, живущих на территории большой страны.
Сегодня мы с гордостью называем себя казахстанцами и понимаем, что наше благополучие определяется не только количеством добываемой нефти и собранного налога. Главными все же были и остаются мир и согласие в нашем общем доме. Ведь из истории XX века мы знаем множество примеров, когда, обретя суверенитет, имея богатый интеллектуальный и природный потенциал, государства ввергались в полосу внутренних межнациональных войн, буквально опустошавших их.
Не секрет, что в учреждении нынешнего праздника были и свои противники как «справа», так и «слева». Одни просили оставить дату в старом толковании как выражение классового подхода к происходящим переменам, когда «богатые угнетают бедных». Другие требовали вообще не обострять внимание на факторе многонациональности, считая что, патриотизм должен воспитываться на ценностях мононационального общества.
Как показало время, и те, и другие оказались за чертой истории. Туда им и дорога.
А нас всех – с праздником!
|