Республиканский общественно-
политический еженедельник
Газета издается с 10 декабря 2002 года
 для рекламодателей  подписка на газету  ссылки
№ 30 (31)
25-31.07.2003
поиск по сайту:
 
 на главную страницу
 акцент номера
 первая страница
 подробности
 земля и люди
 лесной кодекс
 (объем 91 kb)
 TV-программа
 нормативная база
 час досуга
 фотоконкурс
 архив
 спросите у юриста
СМИ новости
ВАЛЮТА, ПОГОДА
 
Kazakhstan Financial Market
 
КАТАЛОГИ И РЕЙТИНГИ
 
Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
СЧЕТЧИКИ
 
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Указ Президента Республики Казахстан
О Государственной программе развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004–2010 годы

   В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан постановляю:

   1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004–2010 годы (далее – Программа).

   2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.

   3. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан и другим задействованным министерствам, агентствам и акимам областей принять меры по реализации Программы.

   4. Контроль и координацию обеспечения выполнения Программы возложить на Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.

   5. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

Президент Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ
Астана, 10 июля 2003 года,
№ 1149
СЕЛО: ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Казахстан “О Государственной программе
развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004–2010 годы”

   Государственная программа развития сельских территорий на 2004–2010 годы разработана на основании поручений Президента Республики Казахстан, данных в посланиях народу Казахстана на 2003 и 2004 годы. Разработчиком данного документа является Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, а также акиматы областей и заинтересованные министерства и агентства.

   Приоритетом в стратегическом курсе Правительства Республики Казахстан на 2003–2005 годы определены проблемы аула (села).

   На общем фоне экономического роста усиливается диспропорция в уровне жизни городского и сельского населения, значительны региональные различия в доходах. В сельской местности проживает 43 процента населения страны, треть из сельчан имеют доход ниже прожиточного минимума. Дальнейшая консервация этого состояния усиливает дифференциацию населения страны по уровню доходов, негативно влияет на социально-политическую атмосферу в обществе, отражается на показателях человеческого развития и инвестиционном имидже страны.

   С учетом особенностей развития агропродовольственного сектора и увеличения доходов от сельскохозяйственной деятельности имеющийся переизбыток сельского населения является одной из причин сдерживания роста уровня жизни населения и превращается в серьезную проблему при планировании устойчивого развития страны.

   Проблема еще больше усугубляется нерациональными схемами расселения, сохранившимися со времен административной экономики, в результате чего при реализации инвестиционных программ продолжается неэффективное вложение средств, направляемых на развитие социальной инфраструктуры села, а миграционные процессы носят стихийный, неуправляемый характер.

   Основной целью Государственной программы развития сельских территорий является создание нормальных условий жизнеобеспечения аула (села) на основе оптимизации сельского расселения.

   Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:

   анализ имеющейся ситуации по основным показателям социально-экономического развития на основе паспортизации сельских населенных пунктов (далее – СНП);

   классификация СНП по критериям уровня социально-экономического развития;

   разработка первоочередных мер по развитию экономической деятельности, инвестированию строительства, ремонта и реконструкции объектов социальной и инженерной инфраструктуры;

   организация мониторинга социально-экономического развития СНП, экологической безопасности сельских территорий, оценки земельных ресурсов; разработка нормативов и стандартов обеспеченности сельских жителей услугами социальной и инженерной инфраструктуры;

   разработка и реализация программ стимулирования переселения сельских жителей;

   разработка модели эффективного сельского расселения и проведение мероприятий по ее реализации.

   Объектом Государственной программы развития сельских территорий (далее – Программа) определен сельский населенный пункт – поселение на компактно заселенной территории, где жители заняты преимущественно сельским хозяйством.

   Масштабы и новизна решаемых в рамках Программы проблем, необходимость координации разрабатываемых мер с возможностями республиканского и местных бюджетов обусловливают ее реализацию в два этапа.

   На первом этапе (2004–2006 гг.) предполагается решение первых трех задач. Необходимо также подготовить и утвердить национальные стандарты социальной и инженерной обеспеченности сельских жителей для формирования на их основе сбалансированной по доходам и стоимости услуг модели оптимального сельского расселения, наметить программу мер государственного регулирования оптимизированных миграционных потоков и поддержки сельских мигрантов, провести ревизию имеющейся законодательной базы и разработать необходимые нормативные правовые документы.

   На втором этапе (2007–2010 гг.) будет произведена оценка потенциальной емкости каждого СНП, реализованы меры по оптимизации сельского расселения, обеспечению более высокого уровня жизни сельских жителей, созданы основы устойчивого развития сельских территорий.

   Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью принятия мер по эффективному развитию сельских территорий и формированию оптимальных схем сельского расселения, позволяющих концентрировать ресурсы в экономически перспективных местах жизнеобитания и обеспечивающих приемлемый уровень доходов сельского населения.

   В Программе составлена классификация сельских населенных пунктов по критериям, характеризующим уровень социально-экономического развития, среди которых приоритетным является оценка экономического потенциала.

   На основании классификации 7660 СНП были объединены в четыре группы:

   1) сельские населенные пункты с высоким потенциалом развития – 1062 единицы с численностью жителей 1,6 млн. человек;

   2) сельские населенные пункты со средним потенциалом развития – 5 664 единицы с численностью жителей 5,3 млн. человек;

   3) сельские населенные пункты с низким потенциалом развития – 776 единиц с численностью жителей около 300 тыс. человек;

   4) сельские населенные пункты с особо неблагоприятной экологической обстановкой – 22 единицы с численностью жителей около 10 тыс. человек.

   Кроме того, в целом по республике имеется 136 сельских населенных пунктов, откуда выехало все население, и в настоящее время там никто не проживает.

   В соответствии с целями и задачами Программы предлагаются следующие приоритеты при выборе объектов инвестирования.

   Инвестиции в строительство и реконструкцию социально-инженерной инфраструктуры необходимо направлять в СНП, имеющие высокий и средний потенциал развития. По данным классификации необходимо рассмотреть конкретную ситуацию в каждом СНП, определить объекты, подлежащие инвестированию, просчитать стоимость и сбалансировать сумму с возможностями источников финансирования. Нужно разработать программы роста агропроизводства и отраслей переработки, расширения рынков сбыта, рассчитать потенциальную величину доходов и в соответствии с ними потенциальную емкость населенного пункта на предмет дополнительного приема сельских мигрантов.

   По СНП с низким потенциалом развития необходимо рассмотреть возможность создания дополнительных сфер экономической деятельности и роста доходов, оценить затраты на доведение уровня услуг жизнеобеспечения до нормативного, сопоставить их с возможными затратами на переселение и определиться по наиболее эффективному варианту вложения средств. До проведения этой работы целесообразно направление средств только на ремонт имеющихся объектов образования и здравоохранения, обеспечение услугами связи и транспортным сообщением.

   Территории с особо неблагоприятными экологическими условиями должны быть исключены из списка вновь инвестируемых. По данным территориям необходимо подготовить расчеты по мерам, стимулирующим переселение в более благоприятную местность, и определить потребность средств на переселение, кредитование на обустройство, покупку скота и орудий производства, объемы земельных участков, выделяемых на ведение сельхоздеятельности.

   Выработка всеохватывающей многосекторной стратегии по предоставлению дифференцированных государственных услуг для различных СНП в зависимости от их экономического потенциала направлена на повышение эффективности использования средств государственного бюджета. По результатам классификации первоочередными мерами по инвестированию развития сельских территорий будут охвачены 1062 СНП с высоким потенциалом развития и 132 СНП с совокупным средним уровнем развития, но имеющие высокий экономический потенциал.

   Одним из главных моментов Программы является разработка модели расселения сельского населения и ее реализация. Продолжается стихийный процесс внутренней миграции. За последние 7 лет во внутренней миграции между городом и селом приняли участие около 900 тыс. человек, в т.ч. около 270 тыс. человек переехали из города в село, а более 600 тыс. человек – из села в город. Реализация мер по оптимизации расселения сельского населения предполагается в рамках отдельной программы регулирования внутренней миграции.

   Результатом реализации Программы станет следующее:

   рост уровня доходов жителей сельских населенных пунктов на основе повышения предпринимательской активности сельского населения и расширения сфер экономической деятельности;

   развитие сферы жизнеобеспечения сельского населения:

   повысится уровень обеспеченности СНП качественной питьевой водой;

   улучшится электро- и газоснабжение сельских жителей;

   будут созданы условия для развития в сельской местности рынка транспортных услуг, проведены строительство, реконструкция и капитальный ремонт сельских дорог;

   будут осуществлены меры по модернизации существующих и строительству новых систем телекоммуникаций путем замены аналоговых АТС на цифровые, будет обеспечена реализация плана развития ОАО “Казпочта” в области развития сельской почтовой связи;

   улучшится медицинское обслуживание жителей села, будут построены новые больницы, проведены капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов здравоохранения, укреплена их материально-техническая база;

   получат дальнейшее развитие учебные заведения среднего общего и начального образования, улучшится их материально-техническое обеспечение;

   будут обеспечены повышение доступа к услугам учреждений культуры и спорта, 100-процентный охват программами национального телевидения и радиовещания;

   улучшится обеспечение общественной безопасности сельских жителей, участковые пункты полиции будут укомплектованы транспортными средствами, мебелью, компьютерной техникой, стационарными рациями;

   для обеспечения экологической безопасности СНП будут составлены экологические паспорта административных единиц, организована система экологического мониторинга;

   будут разработаны механизмы стимулирования внутренней миграции в рамках регулирования миграционных процессов сельского населения. К концу 2006 года будет создана оптимальная модель сельского расселения в привязке к природно-климатическим зонам и национальной схеме размещения производительных сил, а ее реализация будет осуществлена к концу 2010 года.

   Для реализации данных мероприятий в течение первых трех лет (2004–2006 гг.) только из республиканского бюджета предусмотрено выделение средств в объеме 67,5 млрд. тенге, кроме того, будут выделены средства из местных бюджетов и внебюджетные средства (заемные средства, прямые инвестиции, гранты и средства других финансовых институтов).

Департамент анализа и госрегулирования развития АПК и сельских территорий Министерства сельского хозяйства РК.
КАРТИНКИ С НАТУРЫ
«Бурабай» – как укор бесхозяйственности

   Свой очередной летне-пиковый сезон Щучинско-Боровская курортная зона, привлекающая к себе внимание тысяч казахстанских и российских туристов, встретила лишь с одним позитивом: приятно обновилась почти 50-километровая кольцевая дорога горных спусков и зигзагов. В остальном же…

   Разбитые дороги Щучинска – как отрезвление перед дальнейшими впечатлениями от предстоящих выходных: мол, отдыхай, да не забывайся. Добротно обновленная серпантинная трасса меж прекрасных лесов, изредка прерывающаяся вывесками названий санаториев и домов отдыха, несколько сглаживает колдобины районного центра. И вот они – прекрасные древние скалы на берегу озера.

   Но что это, наскальные рисунки предков наших? Нет, дата стоит сегодняшняя, да и надпись, увековеченная сверхпрочным современным спреем, разборчива: «Здесь были Андрей, Канат и Алтыншаш». А разбросанные полиэтиленовые бутылки, консервные банки, пакеты, бумага и сомнений не оставляют: новейшая история.

   В том, что и это, к сожалению, только предисловие, убеждаешься, как только попадаешь на пляж: всем хочется местечка под солнцем, хотя бы на субботу-воскресенье. И ничего, что рядом остатки вчерашнего ужина, а чуть поодаль – куча шелухи от семечек, брошенная снедь, видимо, на пропитание братьев наших меньших. Разоблачаешься и, изнемогая от жара полуденного солнца, бросаешься, рассекая водную гладь. А, заплывая далеко-далеко, наконец-то, расслабляешься: вот где свободно, чисто, прохладно…

   Но это днем, а ночью? Проблема!

   – У нас великолепные гостиницы, – замечают аким поселка Боровое Мейрам Шакиев и его заместитель Болат Умралин, – «Окжетпес», «Зеленый бор», «Ботагоз», «Алмаз», санатории «Щучинский», «Боровое», «Приозерный»…

   А цены? По деньгам: от 1,5-2 тысяч тенге до 100-200 долларов за сутки с одного человека. Ну и есть еще частный сектор. Как только сошел с «маршрутки», остановка которой на главной рыночной площади поселка, квартирные хозяева тут как тут:

   – Квартира, место, – несется отовсюду.

   И действительно, что еще отдыхающему надо? Угол, не больше. Вон там, во дворике покосившейся хибарки, палаточка стоит и даже не одна – тысяча тенге за ночь с человека. А в так называемых, благоустроенных пятиэтажках и того больше. И никому нет дела до того, что в подъезд одного из таких домов по улице Советской (?!) отдыхающие запрыгивают по стульям, наполовину утопающим в канализационных стоках…

   – Мусор? Стараемся убирать, – в голосе слышится заминка.

   Видно, не всегда получается. Не отработан еще механизм уборки и поддержания порядка. Как, к примеру, и с автомобильным транспортом: по 174 тенге с каждого человека берут за въезд в курортную зону. А вот добротно оборудованных стоянок для машин как не было, так и нет!

   А мусора-то?! Судя по внешнему виду «курортных» улиц и пляжей, за исключением платных, здесь образовались свои горы. Мало того, мимо туалета, что в огороде частника, не пройдешь без содрогания, так все это еще и воочию увидишь, а то и вляпаешься в фекалии «общественной уборной». Она в этих местах везде, под каждым кусточком, на тропинке, под скалой, на берегу…И бесплатная.

   Где еще такое себе позволишь? Курорт, одним словом. Да только вот одна незадача: люди-то, побывавшие здесь, увозят с собой впечатления не только о нашем прославленном на весь мир «Бурабае» – о Казахстане в целом! И нельзя ли это учесть, прежде всего, ведомствам, хотя бы формально отвечающим за сей стыд?..

Ольга ВОЛЬСКАЯ
Ведущая страницы Валентина ФИРОНОВА
на главную страницу первая страница подробности
земля и люди нормативная база час досуга
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Журналист-менеджер: С.А. Абдрахманов
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел. 8 (3172) 148-260
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»