Республиканский общественно-
политический еженедельник
Газета издается с 10 декабря 2002 года
 для рекламодателей  подписка на газету  ссылки
№ 30 (31)
25-31.07.2003
поиск по сайту:
 
 на главную страницу
 акцент номера
 первая страница
 подробности
 земля и люди
 лесной кодекс
 (объем 91 kb)
 TV-программа
 нормативная база
 час досуга
 фотоконкурс
 архив
 вести из регионов
СМИ новости
ВАЛЮТА, ПОГОДА
 
Kazakhstan Financial Market
 
КАТАЛОГИ И РЕЙТИНГИ
 
Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
СЧЕТЧИКИ
 
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
ПИСЬМА ИЗ ГЛУБИНКИ
В СТЕПИ, КАК НА ОТКРЫТОЙ ЛАДОНИ

2. Родные места – лучшее пристанище

   Житейским подтверждением поговорки «Где родился, там и пригодился» стала для меня поездка по аулам Есирского сельского округа Амангельдинского района.

   – Трудности, конечно, есть, – сказал при встрече аким округа Сайлау Сейдильдин.

   – И все же в нынешнем году впервые рост населения отмечаем, – не без гордости вступает в разговор аким района Габидолла Абжанов, когда на следующий день мое знакомство с хозяйствами десяти сельских округов продолжилось. – Причина проста. Вернулись наши соплеменники, которые уезжали за лучшей долей. Поняли: родные места – лучшее пристанище. И здесь дел немало. Например, значительно возросло поголовье скота. Животноводство для нашего региона – главная отрасль. С 19,5 в прошлом году до 24 тысяч в нынешнем увеличилось стадо коров, с 5,5 до 7,5 тысячи – табун лошадей, на 10 тысяч стало больше овец и коз. В кошарах насчитывается уже более 40 тысяч голов мелкого скота…

   Каждое подворье – это самостоятельное хозяйство, в котором получают все: от молока и сметаны до мяса и шерсти. В районе около 300 крестьянских хозяйств. А два из них – Сабыра Какимжанова и Шантыбая Есентаева – настоящие «байские вотчины». На их отгонных участках пасутся не менее чем по тысяче овец, сотенные табуны лошадей, стада коров.

   Сегодня из 46 сел района только пять признаны неперспективными: Мукыр, Аллаколь, Родник, Сарбас и Бестам. Но тем, кто там решил остаться, аким района обещает помочь создать условия. Ведь не каждый сможет купить квартиру на новом месте, цены подскочили.

   Жизнь заметно улучшается. Уже третий год здесь нет перебоев со светом. К 2005 году наметили завершить строительство водопровода. Питьевая вода – большая проблема в этих местах. Многие годы люди пользовались открытыми источниками, зачастую не пригодными для употребления.

   А вот о преступности в этих селах и речи не ведут.

   Менталитет сказывается, поясняют мои собеседники. Есть уважение к старшим, к обычаям и традициям своего народа. Да и добровольцы участковым помогают. В селах спокойно.

   – Только с работой, – задумался сельский аким – острая проблема. То ли с советских времен осталось в сознании, что тебе обязательно кто-то, а точнее государство, должно помочь, то ли с древнейших времен зачатки, не знаю. Дошло до того, что еще год назад адресную социальную помощь мы выдавали 550 семьям. Стали разбираться, в чем дело? Просто не хотят работать или нет условий? Оказалось, и то, и другое. С одной стороны, привыкли к подачкам. 50–60 процентов сельчан из претендующих на помощь по безработице и бедности, как выяснилось – молодые, здоровые, работоспособные люди. Их нужно трудоустраивать на тех же общественных работах. Сегодня помощь получают уже 150 семей или около 2,5 тысячи человек из почти 22-тысячного населения района.

   Но есть и другая категория граждан. По законодательству, адресная социальная помощь для сельчан исчисляется особым методом: учитывается подсобное хозяйство, приносящее доход. А если у семьи только корова, овца или лошадь, нет оборота воспроизводства? В целом если брать, эта живность, причем реализованная оптом по хорошей рыночной цене – это, конечно, капитал. А надаиваешь каждый день по 5-7 литров молока или взбивая столько же кумыса, без возможности сбыта – тогда тебя ждет нищенское существование. Поэтому есть и те, кто, просто боится потерять любые причитающиеся по «адресной» деньги.

   Да, большим испытанием для этих мест стала безработица (потому-то и многолюдно на сельских улицах). Более 1600 человек официально имеют этот статус. А если учесть, что в районе более восьми тысяч – школьники и малыши (почти все мамы награждены подвесками «Кџмiс алќа» и «Алтын алќа»), около трех тысяч пенсионеров, да и неработающих в общей сложности около шести тысяч человек, то это значительная цифра. Но понимают районные власти: нужно и можно помогать в первую очередь тем, кто хочет трудиться.

   – К примеру, – оживился Сейдыгалым Алшорин, – буквально нищенствовала еще год назад молодая семья Бауржана (на снимке) и Гульмиры Тонагасовых. Он запил с горя, от безысходности, она – домохозяйка, мать восьмерых детей. Но мы помогли. Теперь у них свой дом, техника, автобус, машина. На глазах поднимаются люди. И про адресную помощь давно забыли. Начали даже возвращать полученный кредит.

   ...Вечереет, становится тихо, безветренно. Сельский люд угомонился. Правда, из ближайшего «кафе» доносится громкая музыка: молодежь собралась на дискотеку. Вдруг возникло ощущение, что находишься в одной огромной комнате, где причудливо, как предметы, расставлены дома, деревья. Работает «луна-телевизор», жужжит «кузнечик-холодильник».

   В этой сиюминутной иррациональности приходят раздумья, навеянные многочисленными встречами. Сказать, что эти люди, их семьи, родные и близкие, очень уж богаты своим «живым» капиталом, по моим наблюдениям, нельзя. Вспомнился старый фильм «Начальник Чукотки», в котором по сюжету американец за бутылку водки скупает все богатство местных охотников – пушнину. Но вот скупить, таким образом, здешнее крестьянское богатство уже нельзя. И это радует!

   На утро вновь дорога, степь, пастбища, джайляу.

   Аким Есирского сельского округа Сайлау Сейдильдин как уважаемого, почитаемого в здешних местах человека представил аксакала Едына Нурмагамбетова. В прошлом, простой табунщик, он вместе с женой Хайшой (веселый Сайлау уточнил: по-русски Галя), семеро их детей да еще четыре семьи взяли участок (благо тогда можно было обойтись только заявлением к акиму), имея несколько овец, решили поднять свое хозяйство.

   – Милое дело – джайляу, – говорит неспешно старец, да и его подруга жизни поддакивает. – А тогда, в 1996 году мы очень бедными были. Никто не смог, да и не захотел помочь. А теперь, – Едын-ага, окинул взглядом окрест до горизонта, – все здесь мое: 150 баранов, 60 лошадей, 25 коров. И всегда есть свежее мясо, курт, кумыс, иримшик. Приобрели трактор, косилку, прицеп. Дочь Акмарал помогает, зять Нуржан. Я доволен.

   А неунывающий Сайлау добавил:

   – Хоть больших сбережений они и не имеют, но на жизнь хватает. А пособием на погребение государство обеспечит, надеются… Затейливо сказано, но не смешно. Что это, еще одно подтверждение моим размышлениям: а как же вы, мои дорогие, будете управляться, когда придет пора учесть доселе неучтенные гектары по новому Земельному кодексу? Но, взглянув на хозяина «степного царства», все же спросила: «А почему прибыли-то нет? Ведь на вашем пастбище стада живности…»

   – Главная наша проблема – нет рынка сбыта, – пояснил аким. – Их стараниями, да умением несколько областей, включая нашу, Костанайскую, граничащие Акмолинскую и Карагандинскую, можно было бы обеспечить шерстью, молоком, мясом, маслом, сыром, скотом. Да негде все это продавать. А перекупщики, которые по-воровски сюда время от времени наведываются, скупают все оптом и за «тиынки». Невыгодно это крестьянину, но деваться порой некуда. Приспичит, все готов отдать.

   Взять хотя бы нашего «бая» Шантыбая Есентаева (на снимке). Тысяча овец, табун лошадей, 80 коров, а – особого достатка не имеет. Даже аким Костанайской области Умирзак Шукеев, побывав на его джайляу в прошлом году, подивился предпринимательским способностям Есентая и забеспокоился, что тот все еще без света сидит на своем отгонном участке:

   – Ага, вам нужно продать всего трех жеребцов по тысяче долларов, чтобы проложить к себе линию электропередачи, – подсказывает аким. Но слышит ответ Шантыбая, что никто не берет за такую цену. Да он готов хоть все стадо продать, лишь бы свет был.

   – У меня руки целы, ноги еще бегают, зять Сундет хорошо помогает. Наживем. А то сейчас один движок работает два часа в сутки, не больше. К тому же для него и бензин нужен, и масло. А вот заготовительная контора в районе необходима, как воздух.

   Может быть, реализация проекта «Продуктовый караван» смогла бы помочь, подумала я. Ведь договор между Карагандинской, Костанайской и Южно-Казахстанской областями, подписанный по инициативе акима столицы Темирхана Досмуханбетова, как раз и призван создать оптимальные условия торговли в наших регионах. А Амангельдинский район – конкретный адрес для такого сотрудничества. Но подробности, как все-таки амангельдинцы находят рынок сбыта, в очередном письме из этой глубинки.

Ольга СЕСТЕРОВА
РЕКА ДАЖЕ СВЕРНЕТ С ПУТИ,
если это улучшит жизнь
Бекзат НАМЕТОВ,
директор РГП «Актюбводхоз»

   Впервые за много лет Иргизский район получил средства из республиканского бюджета на реализацию проекта «Реконструкция левобережной части системы лиманного орошения». Как же расходуются деньги и в районе, и в области, сколько идет на улучшение водного режима?

   Водный фон области представлен Урало-Каспийским и Тоболо-Тургайским бассейнами, но это обстоятельство едва ли смягчает сегодняшний дефицит, как в питьевой, так и технической воде. Ограниченность питьевых источников, а это в основном подземные воды, усугубляется неблагополучной экологической обстановкой в «районах» поверхностных вод.

   Их ресурсы состоят из стока наиболее крупных рек Тургай, Иргиз, Эмба, Уил, Орь, Сагиз, а также временных водотоков, действующих в основном в период весеннего половодья. Сюда же относятся запасы и в озерах Толайгайсор, Тогускен, Сарколь, Айке, Шалкар, Тенгизсор, Жарколь, Белкопа. Самой активной фазой водного режима области является весеннее половодье, на которое приходится большая часть пополнения, если даже не весь объем стока. Речные ресурсы используются для лиманного орошения, бытового водоснабжения, пополнения водохранилищ.

   Вопросы рационального использования и охраны водных ресурсов в бассейнах крупных рек сегодня стоят особенно остро. Экологическое неблагополучие в низовьях рек Торгай, Улькаяк на территории Иргизского района резко понизило уровень воды Иргиз-Тургайской системы озер. Некоторые вообще исчезли с карты области. Немалые надежды для их реабилитации мы связываем с «Временным положением о делении стоки р. Улькаяк между Костанайской и Актюбинской областями до 2005 года», разработанным по инициативе Комитета по водным ресурсам Минсельхоза республики. Уже начались работы по улучшению Иргиз-Тургайской озерно-речной системы. Средства, выделенные на реализацию проекта «Реконструкция левобережной части системы лиманного орошения «Акши» Иргизского района» позволяет поднять на более качественный уровень местную мелиоративную отрасль.

   Вызывает тревогу и загрязнение реки Илек (бассейн р. Урал). Правда, сейчас здесь работает комиссия, куда вошли рабочие группы из Оренбургской и Актюбинской областей.

   По ее заключению проводится очистка транспограничных рек. Обсуждаются также пункты Бассейного соглашения, определяющие интересы соседей вокруг Илека.

   О качестве питьевого снабжения можно судить по тому факту, что из 443 населенных пунктов области только 74 имеют централизованные системы подачи воды. Большинство населенных пунктов, расположенных в зоне Приаралья испытывает острый дефицит в чистой воде в течение многих лет. Чтобы облегчить жизнь людей необходимы реконструкция и капитальный ремонт водопроводов, водозаборных скважин, насосов, насосных станций, линий электропередач. В срочной замене нуждаются 370 километров водопроводных сетей. В отраслевой программе «Питьевые воды» на 2002-2010 годы по Актюбинской области предусматривается, в первую очередь, улучшение технического состояния существующих систем водоснабжения. Эти работы обойдутся бюджету по самым скромным подсчетам в 4,5 миллиарда тенге.

   В декларации «О перспективных направлениях развития бизнеса в Актюбинской области на период до 2005 года» также обозначено вовлечение в оборот орошаемых земель в регионе. Приоритеты восстановления таких площадей определены и в «Агропродовольственной программе Актюбинской области на 2003-2005 годы». Среди превентивных мер по улучшению водоснабжения региона мы видим и в реализации решения о том, чтобы средства, поступающие от уплаты за использование поверхностных источников, направлялись на их обустройство. Также необходимо, мы считаем, установить и плату за воду, потребляемую из водозаборных скважин, расположенных в прибрежной зоне.

Актюбинская обл.
на главную страницу первая страница подробности
земля и люди нормативная база час досуга
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Журналист-менеджер: С.А. Абдрахманов
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел. 8 (3172) 148-260
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»