|
|
вести из регионов |
|
|
|
ЭКОНОМИКА |
|
Продолжаем публикацию выступлений участников прошедшего 7 августа в Астане расширенного заседания Правительства, на котором подведены итоги минувшего полугодия и определены задачи социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу.
Как отметил председательствовавший на заседании Глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ, особенностью принятых в последнее время разноотраслевых программ развития является их полная финансовая обеспеченность. Дело теперь за тем, чтобы специалисты министерств и ведомств при активном участии местных исполнительных органов взялись за их реализацию, обеспечив на каждом участке контроль и ответственность. О начальном этапе осуществления индустриальной программы на заседании доложил министр индустрии и торговли А. ДЖАКСЫБЕКОВ. Об исполнении бюджета и о бюджетной дисциплине сообщил министр финансов Е. ДОСАЕВ. Министр труда и социальной защиты Г. КАРАГУСОВА рассказала о предпринятых мерах социальной защиты населения.
|
|
|
|
Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ,
министр индустрии и торговли РК |
ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО
и экспортная направленность |
– Утверждение в мае нынешнего года Главой государства стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2005 годы стало началом нового этапа экономического преобразования страны. Локомотивом диверсификации экономики должны стать производство конкурентоспособных и экспортно-ориентированных товаров, эффективное при этом использование научного потенциала и отход экономики от сырьевой направленности. Безусловно, основной движущей силой здесь будет являться инициатива частного сектора. Для обеспечения поэтапной реализации поставленных Правительством задач 17 июля нынешнего года утвержден План мероприятий по реализации первого этапа, который охватывает 2003-2005 годы. В соответствии с ним в предстоящий период сформируется вспомогательная база и будет обеспечена деятельность финансовых и инновационных институтов развития. Основные ключевые преобразования произойдут с 2006 по 2015 год. В частности, будут определены те производства, которые имеют наибольшие конкурентные преимущества в цепочке добавленных стоимостей. Перед предприятиями страны ставится задача подготовиться к эффективной продуктивной работе. Они должны стремиться к максимизации своей прибыли в первую очередь за счет внедрения и освоения новых технологий и инновационных разработок. Должны получить развитие сопутствующие производства для обеспечения развития основных отраслей на базе крупных системообразующих предприятий. Получить широкое развитие субъекты малого и среднего бизнеса. Для продвижения и реализации инициатив частного сектора систематизируются информационные потоки. Создается база данных по инициативам частного сектора, инновационным и инвестиционным проектам, предложениям иностранных и отечественных инвесторов, имеющимся в стране научным разработкам, патентам.
В реализации задач стратегии и переносе их в практическую плоскость основное место должны занимать местные исполнительные органы. Нормативно-правовая база для этого создается. Алгоритм, по которому выстраивается работа по подготовительному этапу стратегии таков. Во-первых, это проведение конъюнктурных, маркетинговых исследований отраслей экономики для определения их конкурентоспособности. Во-вторых, подготовка и переподготовка кадров и появление нового типа менеджеров. В-третьих, обеспечение системной работы созданных институтов развития. В-четвертых, создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие научно-производственной системы вокруг базовых отраслей.
Мининдустрии и торговли разработало принцип взаимодействия государства с названными институтами, частным сектором и научно-исследовательскими организациями. До становления всех институтов развития этот процесс будет координировать формируемая в настоящее время проектная группа. Составляется портфель перспективных проектов и бизнес-инициатив, которые будут передаваться в финансовые институты, исходя из направлений их деятельности. На сегодняшний день анализируется более 200 проектов, лучшие из них будут отобраны для оказания государственной поддержки.
Сегодня мы понимаем, что полноценную инновационную деятельность в стране трудно развить без принципиально новых хозяйственно-территориальных образований – технопарков, бизнес-инкубаторов, региональных инновационных фондов, венчурных фирм. Сейчас в стране действует 15 технопарков и 16 бизнес-инкубаторов. Однако в большинстве своем они не соответствуют целям и приоритетам индустриально-инновационной политики, одним из которых является выпуск высокотехнологичной продукции. В связи с этим государство примет участие в создании и управлении ими, что позволит расширить рыночные механизмы и сформировать эффективные модели. Они должны образовать своеобразный «инновационный пояс» вокруг базовых отраслей промышленности.
Есть необходимость внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы стимулировать научные и инновационные исследования, а также внедрение в производство научных достижений и разработок.
Конечно, в Казахстане не так много предприятий, работающих по самым высоким стандартам качества, имеющих квалифицированный персонал и высокие технологии. Задача стоит не только в стимулировании работы казахстанских предприятий по мировым стандартам качества, но и в том, чтобы помочь им найти сильных зарубежных партнеров, которые могут привести сюда технологии и капитал.
С учетом приоритетов стратегии в целом будет пересмотрена торговая политика. Ее основным направлением станет продвижение отечественных товаров на рынки СНГ и близлежащих развивающихся стран, а также либерализация таможенно-тарифного режима страны. Это немаловажно в свете вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Первый этап стратегии как раз ставит целью активизировать переговорный процесс с ВТО. Безусловно, для претворения стратегии требуется отлаженный механизм по взаимодействию с местными исполнительными органами, деловыми и научными кругами. Для этого до конца текущего года акимы областей и городов Астаны и Алматы должны утвердить региональные планы по реализации первого этапа данного документа.
|
|
|
|
Ерболат ДОСАЕВ,
министр финансов РК |
Бюджетная дисциплина – для всех |
За истекшее полугодие в государственный бюджет поступило 517 миллиардов 300 миллионов тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления выросли на 37,2 процента. Расходы составили более 473 миллиарда 300 миллионов тенге. В целом поступления в республиканский бюджет составили 382 миллиарда 500 миллионов тенге и исполнены на 53,9 процента к уточненному бюджету. По отчетным данным местных уполномоченных органов, за первое полугодие поступления в местные бюджеты составили 235 миллиардов 300 миллионов тенге – 53,2 процента к плану года. Вместе с тем надо отметить, что в первом полугодии было определенное занижение авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, так как предприятия сокращают налоговые платежи, стараясь большую часть перенести на конец года. Проведенная налоговыми органами работа в этом направлении уже в июле текущего года дала первые результаты: поступление корпоративного налога увеличилось на 3,5 миллиарда тенге, или на 21 процент. Безусловно, она будет продолжена. Рост экспорта на 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подразумевает и рост сумм налога на добавленную стоимость, возмещаемых по нулевой ставке. Если в первом полугодии 2002 года объем возмещения был более 16 миллиардов тенге, то за истекшие шесть месяцев – около 33. Для контроля за правомерностью возмещения сумм НДС Министерство финансов, Генпрокуратура, агентства финансовой полиции и таможенного контроля готовят приказ о совместной работе по проверке правильности возмещаемых сумм. Кроме этого, к концу года будет готов модуль автоматического выявления ложных счетов-фактур.
По-прежнему не исполняется план сбора акцизов на алкогольную продукцию. За шесть истекших месяцев исполнено всего 77,1 процента. При полугодовом плане 3 миллиарда 728 миллионов бюджет получил 2 миллиарда 875 миллионов. В Министерстве финансов разрабатывается комплекс мер по совершенствованию регулирования на алкогольном рынке. В целях существенного улучшения качества администрирования акциза на алкогольную продукцию и роста бюджетных поступлений мы планируем внедрить эффективную технологическую систему, а также пересмотреть некоторые ограничения, устанавливаемые для участников алкогольного рынка.
Местные органы власти слабо ведут работу по возврату кредитов, выданных юридическим лицам из местных бюджетов. По стране полугодовое исполнение составило лишь 40,7 процента – недоисполнено 1 миллиард 900 миллионов тенге. В целом по республике за первое полугодие расходная часть местного бюджета осталась недоисполненной на несколько десятков миллиардов тенге. Особенно низкий уровень освоения сложился в Жамбылской, Кызылординской, Мангыстауской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областях. Основные причины неосвоения бюджетных средств повторяются из года в год. Это некачественное прогнозирование администраторами республиканских бюджетных программ объемов работ по месяцам, длительное проведение конкурсных процедур, несостыкованность с процедурами государственных закупок, освоением средств по займам и требованиями доноров-кредиторов. В июле мы провели семинар с администраторами бюджетных программ, обсудили все вопросы и думаем, что осенью должен произойти коренной перелом по исполнению расходной части бюджета. По нашему мнению, следует существенно усилить ответственность руководителей государственных органов и учреждений за качество планирования расходов, своевременность организации конкурсных процедур и работу с организациями-донорами. Предложения по внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые акты будут представлены в ближайшее время.
|
|
|
|
Гульжана КАРАГУСОВА,
министр труда и социальной защиты РК |
Материальная поддержка
плюс занятость |
Экономический рост последних лет создает все более широкие возможности для решения задач социального развития. Уже в первом полугодии приняты значительные шаги по повышению уровня жизни населения. Обеспечен рост занятости, вырос уровень минимальной и средней заработной платы, пенсии. Снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и ниже черты бедности. В Послании народу Глава государства важнейшим элементом социальной политики назвал дальнейший рост пенсий. С 1 января текущего года их повысили на 12 процентов для всех категорий пенсионеров. А с 1 июня размеры пенсий увеличены в зависимости от трудового вклада, при одновременном увеличении минимальных пенсий с 5000 до 5500 тенге. Повышенные пенсии по состоянию на начало августа стали получать 1 миллион 15 тысяч 384 человека, что составляет более 60 процентов от общего числа пенсионеров. Размеры повышения составили от 100 до 4090 тенге. Причем следует отметить, что больше всего выросло количество пенсионеров, которые получают в диапазоне от 9 до 10 тысяч тенге. Если до 1июня эта категория составляла 137 тысяч человек, то теперь она достигла 483 тысяч пенсионеров. Средний размер пенсий вырос на 23,4 процента и составляет 7927 тенге. Почти в 2 раза увеличилось количество пенсионеров, получающих пенсии в размере от 6 до 12 тысяч тенге.
Исполняя поручение Главы государства, Министерство труда и социальной защиты продолжает работу по дальнейшему комплексному совершенствованию пенсионной системы. Группа специалистов занята решением проблем, которые остались от солидарной пенсионной системы. Предстоит разработать механизм индексации пенсий, обеспечить соответствие роста минимальной пенсии прожиточному минимуму, изменение уровня ограничений на доход, предъявляемый к исчислению пенсий. Уже создана единая база данных пенсионеров, и заканчивается формирование электронного архива пенсионных дел, что существенно улучшит мониторинг за всеми пенсионными исчислениями. В социальной помощи и поддержке нуждаются те, кто в силу различных обстоятельств не может обеспечить свои семьи. В базе данных по малообеспеченным семьям значится 774,2 тысячи получателей АСП. Размер среднемесячной выплаты на одного человека составляет 896,2 тенге. Кроме оказания материальной поддержки, Минтруда содействует занятости населения, что является решающим фактором преодоления бедности. По данным статистического агентства на начало мая текущего года уровень безработицы в стране составил 8,8 процента, что немного ниже, чем на тот же период предыдущего. Одновременно снижается уровень фиксированной безработицы. В июне прошлого года он составлял 3,6 процента от экономически активного населения, а в этом снизился до 2,2 процента. За первое полугодие в органы по вопросам занятости обратились 146,5 тысячи безработных, из которых каждый третий – житель села. Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество обратившихся сократилось почти вдвое. В среднем по стране на конец июня 2003 г. на одно свободное рабочее место в городе претендовало 8 человек, а в сельской местности 33 человека. Но надо отметить, что за полгода реализации программы поддержки аула наметилась тенденция к сокращению сельской безработицы. А в целом по стране создано 103 тысячи новых рабочих мест. При содействии органов по вопросам занятости трудоустроен каждый третий из числа обратившихся – это 75,5 тысячи человек.
В соответствии с поручениями Президента особое внимание уделено содействию занятости на селе, где в первом полугодии трудоустроено около половины от числа обратившихся. Более 90 тысяч безработных вовлечены в общественные работы, 14 тысяч направлены на обучение и переподготовку.
Для уравновешивания рынка труда планируется реализация комплекса мер по совершенствованию системы высшего образования, развертыванию профессиональной подготовки и переподготовки для улучшения качества и повышения мобильности трудовых ресурсов. В соответствии с поручением Президента продолжается реформирование оплаты труда работникам бюджетной сферы. Ведутся расчеты по повышению минимальной заработной платы с января следующего года до 6600 тенге, и заработной платы работников бюджетной сферы в среднем на 20 процентов. В конце 2003 года на рассмотрение Правительства будет внесен новый закон о социальной защите инвалидов. Анализ данных единой электронной базы позволит выяснить причины увеличения числа инвалидов, а также покажет эффективность использования государственных средств, направляемых на их реабилитацию.
|
|
|
|
Ведущая страницы Мира СЕИТОВА |
|
|
|