НА ГЛАВНУЮ
СТАТЬИ

ДЕЛО - ЗА СЛАЖЕННОЙ РАБОТОЙ

ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ СЕЛЬСКИХ СВЕРСТНИКОВ

ЛИЗИНГ И МТС. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ НОВУЮ ПРИЗМУ

ХОЧУ В КАЗАХСТАН

СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РЕЗЕРВЫ СЕМЕНОВОДСТВА ЕЩЕ НЕ ИСЧЕРПАНЫ

ПЕРВЫЙ КОСМОДРОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Специально для журнала "Мерей"

ГАРМОНИЯ ЗЕМЛИ И ВОДЫ

СОК ЗЕМЛИ

ОТ ОПАСНОГО ЖИЛЬЯ К ЗДОРОВОМУ ДОМУ

ЛЮБИТЬ - ЗНАЧИТ БЕРЕЧЬ
Марш парков


СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ НЕПРОСТО

АРХИВ

Январь-Февраль
2003 №1 (6-7)


СЧЕТЧИКИ


Rambler's Top100

ВМЕСТЕ С НАМИ


СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ НЕПРОСТО

   Можно долго и бесперспективно рассуждать о страсти к автогонкам, которую питают к этому виду досуга многие, если не все. Что это: самоутверждение, геройское преодоление трудностей, жажда скорости, испытание техники на прочность и своей власти над ней, или неразумная трата денег? А может быть это просто один из способов научиться высококлассно водить авто?
   Сами спортсмены утверждают, что в любом случае, ралли - это своего рода выплеск эмоций, позволяющий потом, когда стихнет рев моторов, спокойно преодолевать любые жизненные препятствия.


   Автогонки, как вид спорта, зародились почти одновременно с появлением автомобиля. Владельцу блестящей "ласточки" всегда интересно выяснить, какие возможности у его приобретения, насколько оно быстрее и лучше, чем у соседа. Первый автопробег состоялся по маршруту Париж-Бордо-Париж в 1895 году.
   Что же касается казахстанского автоспорта, то его история берет свое начало значительно позже - в середине шестидесятых годов прошлого века. В это время на базе школ ДОСААФ были созданы спортивно-технические секции мотокросса и автоспорта.
   Гонщики-любители состязались в автомногоборье, кроссе, зимних ипподромных гонках. Неизменно собирали толпы народа на соревнования, которые проводились на грузовых автомобилях ГАЗ-51, легковых ГАЗ-21, ГАЗ-24 "Волга". Спортсмены мерялись силами и на обыкновенных "Запорожцах".
   Участниками соревнований на грузовых автомобилях, как правило, были работники автошкол ДОСААФ Казахстана, а на "Запорожцах" выступали любители-энтузиасты, то есть те, кто не представлял и не представляет свою жизнь без экстремального спорта. Ведь изведав экстрим однажды, получив изрядную порцию адреналина, не забудешь этого ощущения никогда.

   В начале 80-х годов во всех автомобильных секциях ДОСААФ наибольшей популярностью стало пользоваться демократичное направление автоспорта - многоборье. Именно оно помогло добиться значительных успехов и признания на всесоюзной арене уже новому поколению казахстанских спортсменов.
   Экономический спад в нашей стране, в начале девяностых, отразился и на авторалли. Все реже и реже поклонники экстремального вида спорта имели возможность видеть своих любимцев на трассе. Многие спортивно-технические клубы оказались на грани закрытия или влачили жалкое существование.
   В этот непростой период популяризацией автомобильного спорта вновь занимались лишь любители. Среди них - замечательные спортсмены: костанаец Валерий Собач, астанчане Владимир и Денис Камышинские, Усман Бериханов, Сергей Ложкин, карагандинец Николай Кукушкин и многие другие. Они и сегодня поддерживают отношения, дружат, хотя и редко видятся на республиканских соревнованиях.
   Восемь лет назад начался период полного штиля в республиканском автоспорте. ДОСААФ развалился, его бывшие площади выкупили частные компании, ставшими использовать их исключительно в коммерческих целях.
   Лишенный материальной базы и финансирования казахстанские автогонки стали не интересены болельщикам. И о них почти забыли.

   Сегодня многое изменилось, в стране создана и работает республиканская Федерация автомотоспорта. Но инициативная группа автогонщиков из Астаны и Караганды планирует в скором времени создать свою федерацию, разработать правила, технические требования, которых, по их словам, в Казахстане пока нет.
   - Сложилась весьма странная ситуация, - рассказывает мастер спорта Усман Бериханов из Астаны. - Россияне, принимающие участие в наших соревнованиях, "играют по своим правилам". Их технические требования очень строгие, казахстанские автомашины не вписываются в них. По российским стандартам нас вообще на трассу выпускать нельзя.
   Зарегистрировав новую федерацию автоспорта, отечественные спортсмены надеются на то, что у них, наконец, появится современная трасса, новая техника, соответствующие международным стандартам. Но, естественно, без активного привлечения спонсоров, это будет вряд ли возможно.

   Легендарные спортсмены-энтузиасты и сегодня преданы любимому делу. Они передают свои знания и опыт другому, более молодому поколению. Мужественный спорт закаляет характер мальчишек.
   - И раньше автогонки были ориентированы на молодежь. Их называли военно-прикладным видом спорта, - рассказывает Владимир Симон из Астаны. - Можно сказать, что автоспорт - это воспитание характера, обучение профессии. Увлекающийся картингом, подросток, больше технически развит в сравнении со своими сверстниками, он также лучше ориентируется в экстремальных ситуациях.
   Словно в подтверждении этих слов сын Владимира, десятилетний Артур Симон продемонстрировал свои способности, лихо, промчавшись по разбитой дороге несколько километров на приличной скорости.
   В будущем Артур мечтает стать профессионалом, но для этого ему придется долго и упорно добиваться намеченной цели.

   Наш разговор продолжает молодой автогонщик Денис Камышинский:
   - Некоторые солдаты срочной службы, имеющие водительские права, не знают с какой стороны подойти к грузовой машине, не говоря уже о танке. А причина в том, что в свое время технические виды спорта полностью были вычеркнуты из начальной военной подготовки. Лишь в последнее время государство одумалось. Но, к сожалению, в автоспорт пока никаких финансовых поступлений нет.

   На сегодняшний день, люди, поддерживающих на плаву зрелищный и способный приносить большие прибыли вид спорта не имеют поддержки государства. Награды победителям - это простые грамоты и кубки и, куда реже, небольшие денежные вознаграждения.
   Но это не останавливает тех, кто заразился "вирусом высоких скоростей", от которого лекарства пока не придумали.

   Автоспорт - вещь недешевая. Как правило, спортивные автомобили в наших условиях - это обычные машины специально переоборудованные в спортивные. В среднем, содержание такого "болида" в зависимости от класса обходится от 1000 до 30000 долларов США в год. Большую часть расходов несут запасные части. Во время заездов автомобиль не только внешне подвергается большим нагрузкам, вдребезги разбитая машина - это обычное дело. А после экстрим-ралли машина, как говорят в автосервисах не подлежит восстановлению. Но механики-любители, они же водители "разбитого железа" снова и снова латают своих любимцев, укрепляют корпус железными балками, меняют практически все, давая "железному другу" новую жизнь. Без изменений остается только ярко раскрашенный корпус.
   Кстати, в обычные дни передвижение на спортивных автомобилях не приветствуется представителями дорожной полиции. Как правило, такие авто лишены фар и указателей поворотов, подвеска значительно жестче, зато со всех сторон росписи и ярлыки "перенесенных" соревнований плюс бесподобное "рычание" двигателя. Но в день соревнований передвижение "автоядер" к месту гонок не запрещается.

   Стать профессионалом в авторалли не просто. Прежде всего, необходимо научиться виртуозному вождению и, конечно же, знать каждый винтик техники.
   Участником соревнований может стать каждый, в том числе и несовершеннолетний, но при этом от него требуется документ, подтверждающий личность и нотариально заверенная справка от родителей.
   На любительском уровне необходимо просто заплатить стартовый взнос, сумма которого определяется от объема двигателя. А чтобы стать участником-профессионалом прежде необходимо пройти любительский этап.
   Далее нужно подать заявку в федерацию автоспорта; получить лицензию на участие; оформить страховку; пройти медицинскую комиссию; приобрести специализированный комбинезон и шлем. Также придется предоставить свое средство передвижения на технический осмотр, где одними из обязательных требований являются наличие кнопки отключения электропитания, вынесенной наружу, огнетушитель, дополнительный каркас жесткости внутри автомобиля, техническая исправность.


Мария ДАЛЬ

 


вверх
Собственник-доверительный управляющий:
ТОО "Республиканская газета "Аграрный Казахстан"
Директор: А.С. Гурский
Шеф-редактор: Г.А. Красников
Журналист-менеджер: С.А. Абдрахманов
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 104. Тел. 8 (3172) 580-016
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 "Аграрный Казахстан"