|
|
ГЛОБУС |
|
Сергей АЛЕКСЕЕВ |
Космос не прощает экономии
на средствах спасения |
Печальные кадры гибели американского шаттла «Колумбия» в конце прошедшей недели потрясли людей во всем мире. У многих в памяти и другая картина: взрыв во время старта другого челнока – «Челленджера» – в январе 1986 года, приведший к гибели экипажа. Сегодня специалисты анализируют причины последней трагедии, выдвигают различные версии случившегося. Однако самое ужасное в той и этой трагедиях, пожалуй, то, что астронавты в сложившихся ситуациях были просто-напросто обречены…
Экипаж «Колумбии» погиб. Имена американцев Рика Хазбенда, Вильяма Маккула, Майкла Андерсона, Дэвида Брауна, Лорел Кларк, Калпаны Чаулы и израильтянина Илана Рамона навсегда вписаны в историю космонавтики, в ее трагическую главу, пополнив скорбный список погибших на дороге к звездам.
Идея создания шаттла заключалась в многократном использовании дорогостоящего комплекса для доставки на орбиту и возвращения на землю ценного оборудования и астронавтов. Финансовый выигрыш очевиден: используя челнок многократно, можно сэкономить на строительстве модулей для возвращения экипажей. Не последнюю роль играет и большая грузоподъемность шаттла – он может выводить на орбиту сотни тонн полезного груза. В целом же, по мнению одного из разработчиков российского аналога шаттла – «Бурана» доктора физико-математических наук Владимира Кузнецова, шаттл и в космосе, и в момент посадки находится в такой зоне риска, что это с огромным трудом поддается математической оценке. Решение NASA, считает эксперт, было принято сознательно – в пользу большого веса и объема полезного груза, а безопасность экипажа стала одним из самых последних приоритетов.
Действительно, челнок во время посадки играет роль огромного планера: если, скажем, он «промахнулся» при заходе на полосу, то взмыть вверх и уйти на второй круг, как самолет, шаттл не сможет – на это у него просто-напросто нет топлива, да и его конструктивные особенности вряд ли позволят сделать это, даже если «загрузить» челнок топливом для таких целей. Поэтому как в США, так и в СССР, для возвращения этих аппаратов на Землю построено несколько посадочных полос, расположенных по оси траектории посадки челнока. Это, пожалуй, единственный шанс спасти экипаж в случае каких-то нештатных ситуаций во время спуска. Но этот шанс трагически мал. Может быть, поэтому – из-за проблем обеспечения безопасности космонавтов – в СССР (здесь мы не берем в расчет проблемы финансирования программы «Энергия-Буран») состоялся всего лишь один полет «Бурана», да и то в беспилотном режиме.
«Космическое» руководство в СССР решило продолжить эксплуатацию положительно зарекомендовавших себя в этом отношении космических аппаратов серии «Союз Т», снабженных спускаемым модулем «гагаринского» типа. Хотя история советской космонавтики также не обошлась без трагедий: вспомним гибель Владимира Комарова на «Союзе-1», когда спускаемый аппарат разбился из-за отказа парашютной системы, трагически погибли в июне 1971 года и совершавшие полет на «Союзе-11» Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев – тогда произошла разгерметизация спускаемого аппарата. После этих происшествий российские конструкторы и руководство космической отраслью вопросам безопасности полетов стали уделять самое пристальное внимание. Последний крупный инцидент в этом плане произошел осенью 1983 года – тогда-то и прошла проверку «на прочность» система спасения космонавтов.
Утром, 27 сентября 1983 года, приехав в войсковую часть, которая находилась неподалеку от стартового комплекса (тогда я в качестве молодого специалиста работал на строительстве объектов для комплекса «Энергия-Буран» на Байконуре), мы увидели искореженные, почерневшие, деформированные фермы обслуживания. Стало ясно: произошла авария. Ночью с этого старта должен был уйти в космос «Союз Т-10» с космонавтами Геннадием Стрекаловым и Владимиром Титовым. Со слов очевидцев, наблюдавших за пуском, узнали следующее: после запуска стартовых двигателей, по-видимому, вспыхнул окислитель, начали гореть топливные баки, ракету-носитель объяло пламя, вот-вот должен был грянуть взрыв… За секунду-другую до взрыва от корпуса ракеты отделилась спускаемая капсула – сработала система аварийного спасения, запущенная стартовым персоналом космодрома. Модуль был катапультирован на более чем километровую высоту, затем раскрылись парашюты, и спускаемый аппарат с экипажем благополучно приземлился. Правда, при этом космонавты испытали огромные перегрузки (один из них, рассказали свидетели произошедшего, был без сознания), но главное – людей в аварийной ситуации удалось спасти. Потом по космодрому прошел слух, что тому самому старшему лейтенанту из стартового персонала, который успел вовремя дать команду на отстрел капсулы, объявили благодарность…
Недавняя авария, произошедшая с самым старым космическим челноком – «Колумбией» (он был построен в 1981 году и побывал в космосе 28 раз), конечно же, заставит задуматься над решением проблемы повышения безопасности полетов, создания систем аварийного спасения экипажа, повышения надежности конструкций самих космических аппаратов. Иначе путь к звездам будет оплачен дорогой ценой – жизнями многих астронавтов и космонавтов. Космос не прощает небрежного отношения к средствам спасения людей в угоду экономическим соображениям и финансовой целесообразности, и эта трагедия – печальное тому доказательство.
|
|
|
Манёвры в зоне евро |
Председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил, что после введения евро «повышение цен в целом удалось сдержать». На это уважаемому председателю резонно возразят обыватели Италии или, скажем, Германии. И у них есть на это веские причины.
Например, в Италии за первый «евро-год» цены выросли в 1,5-2 раза, сообщает «Немецкая волна». Новая монета относится к старой лире примерно 1 к 2000. Так вот, многие торговцы даже не меняли ценники: вместо трёх нулей нарисовали знак евро. В итоге то, что стоило 3000 лир, сейчас часто стоит три евро (вместо полутора). Особенно эта «эквилибристика» с ценниками затронула продовольственные прилавки и магазины верхней одежды. Официальная статистика эти фокусы не заметила. По данным национального статистического института, в 2002 году стоимость жизни на Апеннинах выросла только на 2,5 %. Но международный центр «Эуриспес» не согласен и заявляет, что рост цен достиг 29 %. Правительство ответило на эту неразбериху специальным декретом: с 1 января 2003 года обязательным стало указание эквивалента цен в старых лирах, чтобы покупатели точнее могли судить об изменении стоимости жизни. Сам же факт резкого скачка расходов подтвердили и президент республики Карло Адзельо Чампи, и министр экономики Джулио Тремонти. На 100 евро в год подорожала в среднем страховка автомобилей, на 50 – банковские комиссионные, на 18 – электричество, на 70 – городской транспорт. В среднем каждая семья истратила в 2002 году на 300 евро больше, чем в предыдущем. Новый год начался с обещаний новых подорожаний: на железнодорожные билеты, на бензин, на услуги.
Примерная ситуация сложилась и в Германии – многие немцы почувствовали существенное «облегчение» кошельков после введения новой валюты.
Кроме того, неразбериху в еврозоне добавили и «обменные» правила. Дело в том, что в разных странах ЕС были введены разные правила обмена национальных валют на единую европейскую. Власти Германии, Ирландии, Австрии и Испании решили не ограничивать сроки обмена. Госбанк Нидерландов будет принимать гульдены до 2031 года, а финляндские марки и итальянские лиры можно будет обменять ещё в течение 9 лет. А вот тем, у кого дома завалялся мешок с португальскими монетами эскудо, не повезло – Португалия официально прекратила обмен монет эскудо уже с 2003 года. Тем же, у кого на руках остались банкноты бывшей португальской валюты, волноваться не стоит. Срок их обмена на евро заканчивается только в феврале 2022 года. Жители Португалии были, конечно, хорошо осведомлены о скором завершении приёма монет. Но, несмотря на это, в последние дни 2002 года перед банками выстроились огромные очереди, и власти Португалии даже продлили сроки обмена на несколько дней.
|
|
|
Нет такого государства |
Югославия подписала себе смертный приговор: в минувший вторник парламент страны собрался на заседание, на котором объявил это название утратившим силу.
Последние две республики, остававшиеся до сих пор в его составе, – Сербия и Черногория – в декабре минувшего года приняли законы, в соответствии с которыми государство, именуемое «Югославией» прекращает существование.
В соответствии с Белградским договором, подписанным 14 марта прошлого года, нынешняя Союзная Республика Югославия (СРЮ) прекращает свое существование с того момента, когда парламенты Сербии, Черногории и Югославии примут конституционную хартию нового государственного образования. Одновременно считается провозглашенным новое государство – Сербия и Черногория, сообщает Reuters.
Четыре из шести республик, входивших некогда в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), – Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония и Словения – отделились от союзного государства уже достаточно давно. Детище маршала Иосипа Броз Тито – СФРЮ – появилось на карте мира после Второй мировой войны. В социалистическом лагере режим Белграда считался одним из самых либеральных, и с ослаблением влияния Москвы в конце 1980-х – начале 1990-х Югославия стала быстро разваливаться. Этот процесс привел к жестоким войнам в Хорватии и Боснии. Македония и Словения, однако, сумели добиться независимости мирным путем. «Финальный акт» был во многом определен деятельностью Европейского союза и главы его внешнеполитического ведомства Хавьера Соланы. По мнению многих обозревателей, переименование Югославии в Сербию и Черногорию не способно удовлетворить ни тех, кто хочет сохранения федерации, ни тех, кто добивался ее развала. Имя Сербия и Черногория, по словам скептиков, совершенно лишено воображения, и к тому же его практически невозможно скандировать на спортивных состязаниях.
В соответствии с новой договоренностью, небольшая по численности совместная администрация будет заниматься обороной, внешними сношениями, международными экономическими связями и правами человека. Все остальные вопросы передаются в ведение Белграда и Подгорицы. Технически Белград остается и столицей федерации, но некоторые совместные ведомства переезжают в Черногорию. В течение ближайших трех лет в обеих республиках будут проведены референдумы о полной независимости. Однако, как сообщает Би-би-си, мировое сообщество пока не хочет полного развода Сербии и Черногории, поскольку это может дать негативный пример и другим полиэтническим балканским сообществам.
|
|
|
Страница подготовлена по материалам зарубежных СМИ. |
|
|
|