РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 6 (07)
07-13.02.2003
Поиск по сайту:
 
НОВОСТИ САЙТА
АКЦЕНТ НОМЕРА
НА ГЛАВНУЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОДРОБНОСТИ
ГОДЫ АУЛА
СОЦИУМ
ЭКОНОМИКА
ЧИТАТЕЛЬ-ГАЗЕТА
АГРОМАРКЕТИНГ
ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ
МИР УВЛЕЧЕНИЙ
ЧАС ДОСУГА
КОЛОНКА
АРХИВ САЙТА
СМИ новости
 
Kazakhstan Financial Market
 
 
Rambler's Top100
TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
 
ГЛОБУС
Сергей АЛЕКСЕЕВ
Космос не прощает экономии
на средствах спасения

   Печальные кадры гибели американского шаттла «Колумбия» в конце прошедшей недели потрясли людей во всем мире. У многих в памяти и другая картина: взрыв во время старта другого челнока – «Челленджера» – в январе 1986 года, приведший к гибели экипажа. Сегодня специалисты анализируют причины последней трагедии, выдвигают различные версии случившегося. Однако самое ужасное в той и этой трагедиях, пожалуй, то, что астронавты в сложившихся ситуациях были просто-напросто обречены…

   Экипаж «Колумбии» погиб. Имена американцев Рика Хазбенда, Вильяма Маккула, Майкла Андерсона, Дэвида Брауна, Лорел Кларк, Калпаны Чаулы и израильтянина Илана Рамона навсегда вписаны в историю космонавтики, в ее трагическую главу, пополнив скорбный список погибших на дороге к звездам.

   Идея создания шаттла заключалась в многократном использовании дорогостоящего комплекса для доставки на орбиту и возвращения на землю ценного оборудования и астронавтов. Финансовый выигрыш очевиден: используя челнок многократно, можно сэкономить на строительстве модулей для возвращения экипажей. Не последнюю роль играет и большая грузоподъемность шаттла – он может выводить на орбиту сотни тонн полезного груза. В целом же, по мнению одного из разработчиков российского аналога шаттла – «Бурана» доктора физико-математических наук Владимира Кузнецова, шаттл и в космосе, и в момент посадки находится в такой зоне риска, что это с огромным трудом поддается математической оценке. Решение NASA, считает эксперт, было принято сознательно – в пользу большого веса и объема полезного груза, а безопасность экипажа стала одним из самых последних приоритетов.

   Действительно, челнок во время посадки играет роль огромного планера: если, скажем, он «промахнулся» при заходе на полосу, то взмыть вверх и уйти на второй круг, как самолет, шаттл не сможет – на это у него просто-напросто нет топлива, да и его конструктивные особенности вряд ли позволят сделать это, даже если «загрузить» челнок топливом для таких целей. Поэтому как в США, так и в СССР, для возвращения этих аппаратов на Землю построено несколько посадочных полос, расположенных по оси траектории посадки челнока. Это, пожалуй, единственный шанс спасти экипаж в случае каких-то нештатных ситуаций во время спуска. Но этот шанс трагически мал. Может быть, поэтому – из-за проблем обеспечения безопасности космонавтов – в СССР (здесь мы не берем в расчет проблемы финансирования программы «Энергия-Буран») состоялся всего лишь один полет «Бурана», да и то в беспилотном режиме.

   «Космическое» руководство в СССР решило продолжить эксплуатацию положительно зарекомендовавших себя в этом отношении космических аппаратов серии «Союз Т», снабженных спускаемым модулем «гагаринского» типа. Хотя история советской космонавтики также не обошлась без трагедий: вспомним гибель Владимира Комарова на «Союзе-1», когда спускаемый аппарат разбился из-за отказа парашютной системы, трагически погибли в июне 1971 года и совершавшие полет на «Союзе-11» Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев – тогда произошла разгерметизация спускаемого аппарата. После этих происшествий российские конструкторы и руководство космической отраслью вопросам безопасности полетов стали уделять самое пристальное внимание. Последний крупный инцидент в этом плане произошел осенью 1983 года – тогда-то и прошла проверку «на прочность» система спасения космонавтов.

   Утром, 27 сентября 1983 года, приехав в войсковую часть, которая находилась неподалеку от стартового комплекса (тогда я в качестве молодого специалиста работал на строительстве объектов для комплекса «Энергия-Буран» на Байконуре), мы увидели искореженные, почерневшие, деформированные фермы обслуживания. Стало ясно: произошла авария. Ночью с этого старта должен был уйти в космос «Союз Т-10» с космонавтами Геннадием Стрекаловым и Владимиром Титовым. Со слов очевидцев, наблюдавших за пуском, узнали следующее: после запуска стартовых двигателей, по-видимому, вспыхнул окислитель, начали гореть топливные баки, ракету-носитель объяло пламя, вот-вот должен был грянуть взрыв… За секунду-другую до взрыва от корпуса ракеты отделилась спускаемая капсула – сработала система аварийного спасения, запущенная стартовым персоналом космодрома. Модуль был катапультирован на более чем километровую высоту, затем раскрылись парашюты, и спускаемый аппарат с экипажем благополучно приземлился. Правда, при этом космонавты испытали огромные перегрузки (один из них, рассказали свидетели произошедшего, был без сознания), но главное – людей в аварийной ситуации удалось спасти. Потом по космодрому прошел слух, что тому самому старшему лейтенанту из стартового персонала, который успел вовремя дать команду на отстрел капсулы, объявили благодарность…

   Недавняя авария, произошедшая с самым старым космическим челноком – «Колумбией» (он был построен в 1981 году и побывал в космосе 28 раз), конечно же, заставит задуматься над решением проблемы повышения безопасности полетов, создания систем аварийного спасения экипажа, повышения надежности конструкций самих космических аппаратов. Иначе путь к звездам будет оплачен дорогой ценой – жизнями многих астронавтов и космонавтов. Космос не прощает небрежного отношения к средствам спасения людей в угоду экономическим соображениям и финансовой целесообразности, и эта трагедия – печальное тому доказательство.

Манёвры в зоне евро

   Председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил, что после введения евро «повышение цен в целом удалось сдержать». На это уважаемому председателю резонно возразят обыватели Италии или, скажем, Германии. И у них есть на это веские причины.

   Например, в Италии за первый «евро-год» цены выросли в 1,5-2 раза, сообщает «Немецкая волна». Новая монета относится к старой лире примерно 1 к 2000. Так вот, многие торговцы даже не меняли ценники: вместо трёх нулей нарисовали знак евро. В итоге то, что стоило 3000 лир, сейчас часто стоит три евро (вместо полутора). Особенно эта «эквилибристика» с ценниками затронула продовольственные прилавки и магазины верхней одежды. Официальная статистика эти фокусы не заметила. По данным национального статистического института, в 2002 году стоимость жизни на Апеннинах выросла только на 2,5 %. Но международный центр «Эуриспес» не согласен и заявляет, что рост цен достиг 29 %. Правительство ответило на эту неразбериху специальным декретом: с 1 января 2003 года обязательным стало указание эквивалента цен в старых лирах, чтобы покупатели точнее могли судить об изменении стоимости жизни. Сам же факт резкого скачка расходов подтвердили и президент республики Карло Адзельо Чампи, и министр экономики Джулио Тремонти. На 100 евро в год подорожала в среднем страховка автомобилей, на 50 – банковские комиссионные, на 18 – электричество, на 70 – городской транспорт. В среднем каждая семья истратила в 2002 году на 300 евро больше, чем в предыдущем. Новый год начался с обещаний новых подорожаний: на железнодорожные билеты, на бензин, на услуги.

   Примерная ситуация сложилась и в Германии – многие немцы почувствовали существенное «облегчение» кошельков после введения новой валюты.

   Кроме того, неразбериху в еврозоне добавили и «обменные» правила. Дело в том, что в разных странах ЕС были введены разные правила обмена национальных валют на единую европейскую. Власти Германии, Ирландии, Австрии и Испании решили не ограничивать сроки обмена. Госбанк Нидерландов будет принимать гульдены до 2031 года, а финляндские марки и итальянские лиры можно будет обменять ещё в течение 9 лет. А вот тем, у кого дома завалялся мешок с португальскими монетами эскудо, не повезло – Португалия официально прекратила обмен монет эскудо уже с 2003 года. Тем же, у кого на руках остались банкноты бывшей португальской валюты, волноваться не стоит. Срок их обмена на евро заканчивается только в феврале 2022 года. Жители Португалии были, конечно, хорошо осведомлены о скором завершении приёма монет. Но, несмотря на это, в последние дни 2002 года перед банками выстроились огромные очереди, и власти Португалии даже продлили сроки обмена на несколько дней.

Нет такого государства

   Югославия подписала себе смертный приговор: в минувший вторник парламент страны собрался на заседание, на котором объявил это название утратившим силу.

   Последние две республики, остававшиеся до сих пор в его составе, – Сербия и Черногория – в декабре минувшего года приняли законы, в соответствии с которыми государство, именуемое «Югославией» прекращает существование.

   В соответствии с Белградским договором, подписанным 14 марта прошлого года, нынешняя Союзная Республика Югославия (СРЮ) прекращает свое существование с того момента, когда парламенты Сербии, Черногории и Югославии примут конституционную хартию нового государственного образования. Одновременно считается провозглашенным новое государство – Сербия и Черногория, сообщает Reuters.

   Четыре из шести республик, входивших некогда в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), – Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония и Словения – отделились от союзного государства уже достаточно давно. Детище маршала Иосипа Броз Тито – СФРЮ – появилось на карте мира после Второй мировой войны. В социалистическом лагере режим Белграда считался одним из самых либеральных, и с ослаблением влияния Москвы в конце 1980-х – начале 1990-х Югославия стала быстро разваливаться. Этот процесс привел к жестоким войнам в Хорватии и Боснии. Македония и Словения, однако, сумели добиться независимости мирным путем. «Финальный акт» был во многом определен деятельностью Европейского союза и главы его внешнеполитического ведомства Хавьера Соланы. По мнению многих обозревателей, переименование Югославии в Сербию и Черногорию не способно удовлетворить ни тех, кто хочет сохранения федерации, ни тех, кто добивался ее развала. Имя Сербия и Черногория, по словам скептиков, совершенно лишено воображения, и к тому же его практически невозможно скандировать на спортивных состязаниях.

   В соответствии с новой договоренностью, небольшая по численности совместная администрация будет заниматься обороной, внешними сношениями, международными экономическими связями и правами человека. Все остальные вопросы передаются в ведение Белграда и Подгорицы. Технически Белград остается и столицей федерации, но некоторые совместные ведомства переезжают в Черногорию. В течение ближайших трех лет в обеих республиках будут проведены референдумы о полной независимости. Однако, как сообщает Би-би-си, мировое сообщество пока не хочет полного развода Сербии и Черногории, поскольку это может дать негативный пример и другим полиэтническим балканским сообществам.

Страница подготовлена по материалам зарубежных СМИ.
НА ГЛАВНУЮ ПЕРВАЯ ПОЛОСА ПОДРОБНОСТИ ГОДЫ АУЛА СОЦИУМ ЭКОНОМИКА
ЧИТАТЕЛЬ-ГАЗЕТА АГРОМАРКЕТИНГ ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ МИР УВЛЕЧЕНИЙ ЧАС ДОСУГА
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан