В связи с передачей Минсельхозу функций по разработке и реализации государственной политики в области переработки сельхозпродукции, в бюджет включены новые программы по организации лизинга оборудования – стоимостью 500 миллионов тенге и возмещению ставки вознаграждения по этому виду лизинга в сумме 40,5 миллиона тенге. На выполнение объема по водному хозяйству предусматривается 10.561,1 миллиона тенге. На программы для лесного и охотничьего хозяйства, в бюджете на 2003 год выделено 3 051,1 миллиона тенге.
Среди основных приоритетных направлений финансирования сельского хозяйства в 2004 и 2005 годах отмечены расходы по земледелию. В течение этих двух лет расходы обозначены суммой 6290,7 миллиона тенге. Затраты несет государство и по зернопроизводству, сельскохозяйственному машиностроению, по защите и карантину растений. Финансирование ветеринарии останется на уровне нынешнего года – 2865,6 миллиона тенге. Государственная поддержка будет оказана переработке сельхозпродукции.
Укрепляя материально-техническую базу сельского хозяйства, мы должны наладить производство остродефицитных запасных частей (региональное размещение заказов в соответствии с потребностями сельхозформирований) под кредиты банков второго уровня. Необходимо расширить объемы поставок сельскохозяйственной и перерабатывающей техники на основе лизинга. Актуальна сегодня и организация сети МТС с участием государства. В планах производство трансмиссии, дизельных двигателей под кредиты Банка Развития. Будет размещен госзаказ на разработку технической документации и опытных образцов сельскохозяйственных машин, комплектующих деталей и узлов для новой высокоэффективной, универсальной, многооперационной сельскохозяйственной техники на предприятиях республики. Внедрение современных агротехнологий, модернизация оборудования карантинных и ветеринарных лабораторий, обеспечение автотранспортом ветеринарные инспекции, субсидирование минеральных удобрений – вот неполный перечень мероприятий, связанных с реализацией трехлетней Программы.
Конечно, для выполнения намеченного потребуется время. Однако сегодня можно говорить о том, что Государственная агропродовольственная программа стартовала, и сельские товаропроизводители уже нынче ждут первых результатов и конкретных действий. Должен сказать, что крупнейшие предприятия сельскохозяйственного машиностроения республики имеют большой резерв производственных мощностей и многолетний опыт производства тракторов, посевной, почвообрабатывающей и другой сельскохозяйственной техники. И этот потенциал уже работает на Программу. Так, на ОАО «Казахстантрактор» (г. Павлодар) освоено производство гусеничного трактора Т-95,4 класса 4 т.с., и трактора ХТЗ-181 класса 5 т.с. На Петропавловском заводе ТОО «Завод малолитражных двигателей» идет сборка прицепной широкозахватной валковой жатки ЖВП-9,1 с 48%-ным долевым участием других казахстанских предприятий. Аналогичная жатка также освоена на АО «Агротехмаш» (г. Костанай). На ОАО «ЗИКСТО» (г. Петропавловск) налажен выпуск тракторных прицепов, лущильников и сенокосилок. На АО «Агромаш», ТОО «Агропромтехника» (г. Астана) возобновлено или освоено производство сеялок, противоэрозионных орудий, прицепных широкозахватных валковых жаток.
Что же касается поддержки фермерства, замечу, что, доля фермерских (крестьянских) хозяйств наряду с другими сельхозформированиями из года в год увеличивается. Сейчас по республике насчитывается более 120 тысяч таких коллективов. Растет эффективность их финансово-хозяйственной деятельности. Сегодня фермеры республики производят 25 процентов валовой продукции сельского хозяйства. В их интересах продолжена практика кредитования через систему сельских кредитных товариществ, субсидирование элитного семеноводства и племенного дела, создание заготовительных пунктов по закупу животноводческой продукции, зерна в государственные ресурсы.
Также, в интересах тех, кто непосредственно работает на земле, разработан проект Земельного кодекса. Его принятие дает уверенность в своей деятельности крестьянам. Произойдет закрепление сельских товаропроизводителей на используемых землях, стабилизируется миграционная ситуация, коренным образом изменится отношение банковской системы к сельскому хозяйству. Средства, поступающие от продажи земель, станут дополнительным источником кредитования сельского хозяйства, причем, на более льготных условиях. В стране заработает рынок земли. Но самое главное то, что законопроект дает возможность каждому, кто работает, и кто хотел бы работать на земле, действовать уверенно, полностью реализовать на деле все свои силы, знания и способности.
Немаловажно и другое – подъем инфраструктуры в селах и аулах. Сегодня формируется нормативно-методологическая база, уточняются критерии оценки их жизнеобеспечения, начата их паспортизация. По предварительным данным не во всех из 7,5 тысячи сельских населенных пунктах имеются медицинские учреждения, школы, включая начальные. В 58 процентах их отсутствуют водопроводы, более 60 процентов автомобильных дорог местного значения нуждаются в ремонте и реконструкции, 2790 населенных пунктов не телефонизированы.
Если говорить о подъеме села в целом, нельзя разделять экономику и социальное развитие территорий. Очевидно, что агропродовольственная программа, законодательная база в решение земельных и водных проблем положены в основу преобразований в территориальном расселении, осмысленном вкладе, инвестиций в социальную сферу.
Необходим и глубокий анализ систем жизнеобеспечения сельских территорий. Здесь очень важна и роль местных органов власти. Совместная работа государственных структур должна основываться на объективных параметрах, которые должны быть тщательно отработаны, обсуждены и приняты на уровне решений Правительства. Субъективный подход и местничество не помощники в столь важном деле.
Не менее важно и то, что государственная поддержка должна быть селективно направлена только на те территории, которые перспективны для жизнедеятельности человека и развития рынка. Для жителей бесперспективных поселений необходимо предусмотреть меры, стимулирующие переезд в более благоприятную местность. Важно не превратить этот процесс в профанацию, ведь речь идет о судьбах конкретных людей. Например, нужно продумать систему жилищных кредитов для строительства домов в сельской местности, сориентировать систему микрокредитования на поддержку мигрантов для обустройства, покупки скота, орудий производства. А из земель государственного запаса выделить на льготных условиях необходимое количество сельхозугодий под аренду или выкуп.
Надо помнить всем нам, что в истории независимого Казахстана такая значимая для судьбы всей сельскохозяйственной отрасли и страны Программа принимается впервые. Предстоит решить большие и в то же время конкретные задачи по подъему нашего аграрного сектора на современный уровень. Желаю всем сельским труженикам, коллективам перерабатывающих предприятий и обслуживающих отраслей успехов на этом пути!
|
Свои надежды на возрождение села казахстанцы связывают прежде всего с всемерной государственной поддержкой. Однако преображается облик сел, восстанавливаются объекты жизнеобеспечения уже сегодня. Примером тому стал Сандыктауский район: здесь все добрые перемены связывают с деятельностью зерновой компании «Агроцентр-Астана».
То, что в здешних селах открываются двери очагов культуры, объектов здравоохранения, сервисных линий, для многих сандыктаусцев давно не в новость. Люди знают, что без деловой поддержки этой зерновой компании едва ли стало бы возможным решение немалого числа социальных вопросов. В селе Богородка, например, где недавно побывал с очередным «деловым визитом» генеральный директор «Агроцентра» Владимир Петров, усилиями компании «поднят» здешний Дом культуры, приведена в порядок школа, обустроен местный рынок. Сельские медики получили в дар новую автомашину «скорой помощи». А в Острогорку, откуда народ начинал уезжать в поисках лучшей доли, сегодня вновь начинают возвращаться семьи. И не удивительно: за два последних года село неузнаваемо преобразилось. Есть медпункт, баня, клуб, кафе-бар – все это построено за счет средств компании. Но все же самое главное – жители района имеют возможность зарабатывать.
Местные хозяйства во всем ощущают поддержку столь крепкого и надежного партнера. Вложения, направленные не только на сиюминутные производственные нужды, но и на развитие, дают ощутимый результат. В первую очередь это сказывается на подъеме социальной сферы, причем планка преобразований берется куда выше, чем элементарный перечень благ. Тому подтверждение – действующие сегодня в селах района центры молодежного и спортивного досуга, лечебные учреждения санаторного уклона.
Словом, возрождающийся здесь сельский уклад, улучшение качества жизни – это не просто слова, а конкретная работа компании «Агроцентр-Астана».
|