|
|
ГЛОБУС |
|
Месть стала причиной страшной трагедии |
Событие, произошедшее в метро южнокорейского города Тэгу, потрясло, без преувеличения, жителей всей планеты. Многие вспомнили о теракте в токийском метро. Восемь лет назад террористы из японской «Аум cинрике» в утренний час пик направились в самую оживленную в мире подземку и распылили газ зарин одновременно на нескольких станциях. Выходы из метро напоминали поля боя – из ртов и носов пострадавших струилась кровь. Тогда погибли 12 человек, еще 5 тысяч были госпитализированы с серьезными отравлениями.
В трагедии в Тэгу вряд ли прослеживается конкретный террористический умысел, считают как полицейские, так и эксперты, однако последствия ее не становятся от этого менее страшными.
Полиция выяснила мотив преступления – как оказалось, мужчина совершил поджог в отчаянии из-за частичного паралича, заработанного при лечении в клинике восточной медицины. Допрос поджигателя, 56-летнего Ким Де Хана, начался после того, как ему была оказана медицинская помощь – «эскулапов мститель» также пострадал в результате взрыва. Первоначальная версия о причастности его к террористическим организациям не подтвердилась. Затем правоохранительные органы предположили, что он психически болен, сообщает Reuters. Сейчас следователи уже выяснили одну из причин, побудивших Кима поджечь метро, как передает южнокорейское агентство «Yonhap».
Тем временем растет число жертв пожара, произошедшего в метро города Тэгу, их число, по разным оценкам, может превысить 200 человек. По последним данным, спасателям, работающим на месте трагедии, удалось обнаружить 134 тела заживо сгоревших и погибших от удушья пассажиров и работников подземки. Однако эта информация, по-видимому, еще не окончательная. Как заявили представители местной службы спасения, «ранено 136 человек, а судьба еще 99 пассажиров до сих пор остается неизвестной – они числятся пропавшими без вести».
Пожарным довольно оперативно удалось справиться с огнем, бушевавшим на станции метро «Чхон Ан Ро». С огнем боролись около 60 пожарных расчетов. В течение трех часов после взрыва спасателям, пытавшимся вызволить еще живых пассажиров и сотрудников метрополитена, отрезанных от выхода, мешал работать едкий черный дым, валивший из подземки. К тому же воздух на станции был полон ядовитых паров. Внутренние сооружения станции практически полностью уничтожены, передает Би-би-си. Спасательные работы, как предполагается, будут идти еще какое-то время. И в связи с этим усилены меры безопасности на всех станциях метрополитена. Напомним хронологию трагедии. Взрыв в метрополитене Тэгу прогремел примерно в 10 утра по местному времени (7 часов утра по времени Астаны) в минувший вторник. Незадолго до этого Ким Де Хан вошел на станцию «Чхон Ан Ро» и поджег горючую смесь, находившуюся в пластиковой упаковке из-под молока. Он действовал не спеша и, по всей видимости, по заранее отработанному плану. Многочисленные свидетели видели, как Ким достал зажигалку и хладнокровно поднес ее к пластиковой емкости. По сведениям южнокорейского агентства «Yonhap», поджигателя попытались остановить. Оказавшийся поблизости пожилой человек призвал на помощь других пассажиров. Однако террорист успел зажечь емкость с горючим и бросить ее на пол. Газета «Washington Post» приводит несколько отличную информацию. По ее данным, злоумышленник сумел вырваться из рук пассажиров и бросил канистру прямо в вагон стоявшего на платформе поезда. Огонь быстро распространился по всем шести вагонам состава. Позже загорелся и еще один поезд, находившийся на той же станции. В момент возгорания в вагонах находилось, по меньшей мере, 600 человек. По словам очевидцев, многие не могли выбраться из поезда сразу после возгорания, поскольку двери вагонов к тому моменту уже закрылись. В результате на станции возникла паника. К этому моменту огонь перекинулся на другие вагоны и распространился по платформе. По сообщениям местных СМИ, некоторые тела, найденные спасателями, были обуглены буквально до костей.
|
|
|
Плененные снегом |
В минувший вторник Восточное побережье США было практически парализовано одним из самых сильных снегопадов за всю историю Соединенных Штатов.
Жертвами стихии стали, по крайней мере, 35 человек, сообщает Би-би-си. На дорогах восточных штатов царил хаос. Были закрыты аэропорты, десятки автомобилей брошены водителями на занесенных снегом магистралях.
В семи штатах США объявлено чрезвычайное положение. Жителей районов, особо пострадавших от непогоды, власти просили не выходить из домов без крайней необходимости. Синоптики предупредили о том, что в ближайшие дни погода вряд ли улучшится.
В Федеральном округе Колумбия, где расположен Вашингтон, выпало около 60 сантиметров снега. В самой американской столице закрыт аэропорт. Воздушное движение прекращено также в Филадельфии и Нью-Йорке. Отменено около четверти маршрутов поездов. Составы вашингтонского метро, изобилующего открытыми участками пути, ходили лишь раз в два часа. В столице США впервые за семь лет закрылись музеи и национальные памятники.
Пострадал и штат Мэриленд, где за час выпало 10 сантиметров снега. Губернатор штата Роберт Эрлих запретил выезжать на дороги всем автомобилям, кроме тех, что выполняли неотложные задания.
Врачи обратились к хозяевам полноприводных машин с просьбой оказать помощь медицинскому персоналу.
По информации Би-би-си, из-за снежных заносов получасовой путь из Кемп-Дэвида в Вашингтон занял у президента США Джорджа Буша два с половиной часа.
|
|
|
Всем миром против жира |
В начале недели посыпался шквал обвинений в адрес компаний-производителей пищевых продуктов, которые занижают показатели содержания жира на упаковках таких, например, изделий, как сырные палочки, сообщает британская газета «The Mirror».
Контролирующие общественные организации обнаружили, что некоторые продукты, обозначенные как «легкие» (light), содержат в семь раз больше жира, чем продукты с пометкой «низкое содержание жира».
Ассоциация потребителей заявила, что некоторые торговые марки, содержащие в описании слова «light» и «lite», не соответствуют нормам.
Среди так называемых продуктов «с низким содержанием жира» – сливочный сыр «Philadelphia Light», в котором на деле его оказалось 16%. В телевизионной рекламе хлопьев «Walkers Lites», в которой снялся футболист Гэри Лайнкер, утверждается, что они содержат на 33% жира меньше, но все-таки его там еще целых 22 процента!
По словам представителя Ассоциации потребителей, «непостижимо, что производителям этой продукции сходит с рук то, что они используют такие термины, как «lite» и «light», которые большинство покупателей воспринимает как указание на низкое содержание жира. Мы выявили продукты с такими этикетками, в которых содержание жира варьировалось от 4 до 22%. Такую практику давно пора объявить незаконной».
Проверка в магазинах здоровой пищи и супермаркетах также выявила упаковки с надписью «Свободен от жира». На фруктовом хлебе «Soreen Snack» значится утверждение, что продукт «на 90% обезжирен», однако, если следовать логике, это значит, что еще 10% нежелательного компонента для людей, избегающих употреблять жирную пищу, в нем все-таки осталось.
|
|
|
Аграрии вытеснят нефтяников,
заменив «чёрное золото» зелёным сырьем |
С тем, что запасы нефти на Земле иссякнут, согласны все. Именно эта перспектива и побудила инженеров и конструкторов всего мира всерьёз взяться за разработку таких технических решений, которые позволили бы если и не совсем вытеснить ископаемые энергоносители, то, по крайней мере, сократить их потребление за счёт более широкого использования возобновляемых энергоресурсов.
Нефть – это не только бензин, мазут и прочие виды топлива, это ещё и сырьё для химической промышленности, выпускающей гигантский ассортимент продукции. На производство таких изделий, как пластиковая плёнка для теплиц или пластмассовые бутылки, расходуется изрядная доля невосполнимых запасов нефти. Мало того, поскольку эти изделия практически не поддаются биологическому разложению, они требуют дорогой и сложной утилизации, в противном случае они засоряют окружающую среду на много столетий.
Поэтому исключительно актуальной проблемой представляется разработка и совершенствование технологий производства биологических полимеров. Сегодня в мире уже производятся биопластмассы, практически ни в чём не уступающие обычным, однако широкого распространения они пока не получили.
|
Углекислый газ бывает разный |
Некоторые из поддающихся биологическому разложению полимеров всё же производятся из нефти. Но в экологическом отношении они явно уступают пластмассам на базе растительного сырья – и не только потому, что расходуют невозобновляемые ресурсы, но и с точки зрения эмиссии парниковых газов.
В процессе утилизации изделий из полимеров в атмосферу так или иначе выбрасывается углекислый газ, но в случае растительного сырья речь идёт об углекислом газе, накопленном растениями за весьма краткий период их жизни, а в случае нефтепродуктов мы имеем дело с двуокисью углерода, которая находилась в связанном состоянии на протяжении миллионов лет.
«Применение возобновляемого растительного сырья, как правило, предпочтительнее и с точки зрения экобаланса» – считает Стефано Факко, сотрудник итальянской компании «Novamont», одного из лидеров на европейском рынке.
Как правило, но не всегда, отмечает в своем репортаже «Немецкая волна». Потому что понятие «экобаланс» учитывает не только характеристики сырья и факторы, связанные с его добычей, но и энергозатраты, и транспортные аспекты, и экологические параметры утилизации.
Впрочем, сегодня промышленность уже научилась производить биополимеры, которые вполне способны соперничать с пластмассами, изготовленными на основе нефтепродуктов. Так, биополимерные плёнки ни по прозрачности, ни по прочности на разрыв уже не уступают обычным. А некоторые изделия из биоматериалов не только по экологичности, но и по эксплуатационным характеристикам даже превосходят традиционные.
|
Экологичнее, но пока дороже |
Например, один из лидеров на рынке автопокрышек – компания «GoodYear» – разработала технологию, позволяющую в состав резиновой смеси вводить в качестве наполнителя вместо привычной сажи наночастицы на основе кукурузного крахмала. Внедрение новой рецептуры позволило снизить массу покрышек и повысить их сцепление с мокрым дорожным покрытием, то есть сделать их более безопасными и уменьшить расход горючего. В результате, в атмосферу выбрасывается меньше выхлопных газов, снижается уровень шума. Правда, производство такого биополимера обходится дороже, выше и себестоимость готовых покрышек, но, в конечном счете, разница в цене покрывается за счёт экономии топлива.
То, что биополимеры дороже аналогичных традиционным материалов, в значительной мере связано с тем, что они выпускаются в очень малых количествах – в Европе их доля в общем объёме производства пластмасс не превышает 1 %. Однако доктор Харальд Кеб, управляющий делами берлинского объединения «Биологически разлагаемые материалы», считает, что массовое их производство привело бы к снижению цен. При этом Кебу представляется реалистичной цель в ближайшие 20 лет покрывать за счёт биополимеров до 10 % общей потребности в пластмассах.
|
Растения на службе химии |
Уже почти 2 года в округе Хавелланд в Бранденбурге под патронажем Потсдамского университета функционирует экспериментальная установка, использующая растительное сырьё для получения продуктов, обычно производимых предприятиями нефтехимии. По словам одной из сотрудниц университета Биргит Камм, цель проекта – создание технологии, позволяющей перерабатывать зелёную биомассу во множество продуктов, производимых химической промышленностью.
Учёные Потсдамского университета решили доказать на практике, что предприятия химической и фармакологической отраслей могут полностью обойтись без ископаемых ресурсов, используя в качестве сырья исключительно продукцию местного сельского хозяйства – злаки, люцерну и другие культуры, то есть возобновляемое зелёное сырьё.
|
|
|
Ведущий страницы Сергей ЛИСИЦЫН. |
|
|
|