РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 8 (09)
21-27.02.2003
Поиск по сайту:
 
НОВОСТИ САЙТА
АКЦЕНТ НОМЕРА
НА ГЛАВНУЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОДРОБНОСТИ
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
АГРОМАРКЕТИНГ
ГЛОБУС
ПЕДСОВЕТ
АВТОСТОП
TV-ПРОГРАММА
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
ЧАС ДОСУГА
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
АРХИВ САЙТА
ФОТОКОНКУРС
СМИ новости
 
Kazakhstan Financial Market
 
 
Rambler's Top100
TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
 
ГОДЫ АУЛА

   Открывая этот цикл, разъясняющий основные направления трехлетней агропродовольственной программы, мы пообещали предоставить слово ведущим ее разработчикам. И вот сегодня свою тему «О государственной политике стимулирования конкурентоспособности агропродовольственного комплекса Казахстана» представляет читателям нашей газеты вице-министр сельского хозяйства РК Лилия Мусина.

Лилия МУСИНА
«Произвести – хорошо, продать – еще лучше»

   Агропродовольственный сектор сейчас находится на пороге нового этапа, который должен обеспечить эффективное развитие отрасли в условиях открытости национальной экономики в рамках мировой системы производства и торговли продуктами сельскохозяйственной отрасли. В первую очередь, здесь важно исключить не только ущемление прав в международной торговле и обеспечить реальный доступ на рынки товаров и услуг, но и сохранить свою продовольственную безопасность, доходность аграрного сектора и перерабатывающих отраслей.

   Новая политика, сформулированная в Государственной агропродовольственной программе на 2003-2005 годы носит комплексный характер. Ее объектом является не только сельскохозяйственное производство, но и сопутствующие его системы обеспечения сельхозтехникой, минеральными удобрениями, финансирования, закупа продукции, земельных и водных отношений, научного и консультационного обслуживания.

   Координация развития сельского хозяйства и перерабатывающего комплекса, ориентация их на маркетинговые стратегии является одним из основных приоритетов Государственной агропродовольственной программы. И в этих условиях отрасли переработки являются гарантированными рынками сбыта для сельскохозяйственного сырья. Увеличивая переработку, мы тем самым обеспечиваем рост производства сельскохозяйственной продукции. Сегодня сложилась ситуация, когда сельхозпродукция потребляется внутри страны и экспортируется в сыром виде. В то же время наши продовольственные рынки насыщены импортными готовыми продуктами. Упускаются возможности роста внутреннего валового продукта страны, доходов отечественных товаропроизводителей. Я не говорю уже о том, что мы финансируем развитие зарубежных товаропроизводителей.

   И потом: Казахстан готовится к вступлению в ВТО. Границы на рынки товаров будут открыты, и реальной становится угроза продовольственной зависимости от импортеров. Тут необходим анализ ситуации на внутренних и внешних рынках. Выявление сравнительных преимуществ отечественной продукции, принятие мер по росту ее конкурентоспособности, активизация экспортной политики на рынках ближнего и дальнего зарубежья защитят нас от «заморских» импортных товаров.

   Сельскохозяйственное производство в силу своей специфики не может конкурировать с другими отраслями экономики и, как доказывает мировой опыт, нуждается в проведении взвешенной политики государственного регулирования. Особенно важно создать равные условия отечественным товаропроизводителям в конкуренции с импортными аналогами, включающими значительные государственные субсидии.

Чем богаты, тем и рады

   Достаточный экспортный потенциал сегодня имеют лишь наши пшеница, хлопок и мука пшеничная. При этом наблюдаются тенденции сокращения экспорта зерна из-за снижения показателей качества и ограничений по его транспортировке. Емкость потенциальных внешних рынков пшеницы составляет около 12 миллионов тонн. Мы могли бы их освоить при проведении агрессивной экспортной политики, улучшении качества зерна, оптимизации и удешевлении схем его перевозки. В условиях насыщения традиционных российских рынков собственным зерном необходим поиск и закрепление на продовольственных рынках других покупателей. Сейчас казахстанское зерно экспортируется более чем в 10 стран мира. В структуре экспорта, например, Россия занимает около 46%, Украина – 21%, Турция – 17,5%, Иран – 10%, Италия – 7,2%, Испания – 6,5%. При этом, если экспорт в Россию и Украину сокращается, то объемы экспорта в Афганистан, Иран, Норвегию, Италию, Кыргызстан, Турцию, Саудовскую Аравию, Эстонию растут. Появляются новые страны-импортеры – Тунис, Судан, Иордания, Марокко.

   Что касается нашего хлопка, то основными его импортерами стали Латвия и Россия. Государственная поддержка хлопководства осуществляется в предоставлении «длинных кредитов» международных финансовых организаций товаропроизводителям под гарантию государства. Кроме того, средства идут на реконструкцию и строительство ирригационных сооружений и систем орошения, на субсидирование производства хлопкосемян.

Как за стол, так к соседу

   Исследованиями ТАСИS подтверждена востребованность на отечественном продуктовом рынке нашей говядины, рыбы, риса, ячменя, кукурузы, ржи, муки пшеничной и кукурузной, картофеля. Однако высокой остается доля импортной продукции на внутренних рынках продовольствия. Анализ ее потоков показывает, что основным импортером продовольствия в Казахстан является Россия – около 60% от общего «завозного» объема. Российские поставщики обеспечивают наш прилавок от 100 до 70% капустой, морковью, картофелем, колбасными изделиями, мясными и мясорастительными консервами, печеньем, кондитерскими изделиями, дрожжами, молоком сгущенным и концентрированным, кетчупами, майонезами, мороженым, пивом, подсолнечным и сливочным маслом. По ним, всем продуктам, казахстанские товаропроизводители проигрывают ценовую конкуренцию. В России идут большие субсидии в экономику, на производство сельскохозяйственного сырья. Там государство регулирует тарифы на энергоносители и транспорт.

   Вторым по величине поставщиком является США – 6,3% импорта. Оттуда доставляется практически один вид продукции – мясо птицы. Цены на него от 1,5 до 3 раз ниже по сравнению с отечественными.

   Из Германии к нам поступает солод, маргариновая и кисломолочная продукция. Существенен объем импорта подсолнечного и сливочного масла, кондитерских изделий из Украины. Из Монголии – баранина.

Спагетти из наших макарон

   На внутреннем рынке конкурентоспособными названы: мука пшеничная, макаронные изделия, крупы, кисломолочная продукция, сметана, сыр и брынза, овощи консервированные, минеральные воды и напитки, пиво. В числе слабоконкурентных: масло растительное (подсолнечное), маргариновая продукция, сахар белый, кондитерские изделия, печенье и пирожные, соки натуральные, вина натуральные. В списке неконкурентоспособных оказались наши: мясо птицы, молоко сгущенное и концентрированное, молоко сухое, масло сливочное, мороженое, колбасные изделия, мясные и мясорастительные консервы, дрожжи, кетчупы и томатные соусы, майонез, джемы, конфитюры и повидло. Основные причины такого положения – в моральном и физическом износе оборудования, отсутствие доступа перерабатывающих предприятий к дешевым кредитным ресурсам, несовершенство налоговой системы, неразвитость отрасли заготовок сельскохозяйственного сырья, низкий уровень стандартизации качества.

И не только таможня даст добро

   К действенным инструментам государственного регулирования относится таможенно-тарифная политика. Ныне существующая идеология формирования этих ставок не учитывает искажения импортных цен за счет значительной господдержки стран-экспортеров. Уровень государственной поддержки АПК сегодня равен 30 миллиардам тенге, а с учетом косвенного субсидирования (налоговые льготы, отсрочки долгов, гарантии по внешним займам) составляет около 80 миллиардов. Расходы из республиканского бюджета на поддержку сельского хозяйства в Казахстане составляют 0,7% к валовому внутреннему продукту, тогда как в странах ЕС – от 25 до 30%. Сумма господдержки в перерасчете на 1 гектар пашни в республике составляет 7,5 долларов США, что ниже по сравнению с Канадой в 11 раз, с США в 15 раз, с ЕС в 115 раз, со Швейцарией в 570 (!) раз.

   Анализ эффективности импортных пошлин по методике GINSIM на сельхозпродукты и продукты питания показал, что действующие сегодня ставки на многие виды продукции не обеспечивают эффективного производства их в стране. По колбасам, мороженому, кисломолочным продуктам, винам, муке соевой например, тарифные ставки ниже минимального уровня, при котором обеспечивается эффективное производство. По маргарину, майонезу, маслу подсолнечному, маслу сливочному, сырам, сокам натуральным, молоку асептическому, яйцу домашнему, действующая у нас ставка ниже верхней границы эффективности зарубежных.

   В этих условиях необходима активная государственная политика как в области оказания прямой поддержки отраслям АПК, так и в сфере регулирования и защиты внутреннего рынка. Предлагаемые механизмы по стимулированию конкурентоспособности отечественной перерабатывающей промышленности включают:

   – осуществление за счет государственного бюджета лизинга оборудования для предприятий, переработки по льготным ставкам с рассрочкой выплат до 7 лет;

   – льготирование процентной ставки банковского кредита, получаемого перерабатывающими предприятиями на пополнение оборотных средств для закупа сельскохозяйственного сырья;

   – развитие сети заготовок сельскохозяйственной продукции, особенно в отдаленных районах, создание вертикально интегрированных производств с собственной сырьевой базой;

   – приведение технических и технологических стандартов производства и контроля качества продукции в соответствие с международными требованиями;

   – проведение антидемпинговых расследований и принятие защитных мер по импортной продукции конкурентоспособность которой обусловлена значительной господдержкой стран-импортеров (мясо птицы, солод и др.);

   – пересмотр в сторону повышения импортных пошлин при ввозе аналогичной продукции по слабоконкурентной группе товаров, введение механизмов квотирования на ввоз продовольственных товаров, а также повышение экспортных тарифов на вывоз отдельных видов сырья, дефицит которых испытывает отечественная перерабатывающая промышленность.

   Большую проблему в оценке конкурентоспособности и ее роста представляет отсутствие достоверной информации о затратах на производство продукции, ее насыщенности и потребности на региональных рынках. Поэтому предусматривается дальнейшее развитие информационно-маркетинговой системы МСХ РК с распространением ее на всю территорию страны, создание региональных маркетинговых центров, налаживание системы сбора первичной информации и повышение ее достоверности.

МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ
...Но и сам не плошай

   Некогда в Майском районе выращивали неплохие урожаи проса, да и животноводство имело крепкие позиции. Сегодня его развитие связывают с трехгодичной программой возрождения аула (села). В прошедшем году регион получил из различных источников финансирования 134,3 миллиона тенге. Это самая большая помощь среди других районов области. Благодаря такой поддержке здесь увеличилось производство мяса, молока, шерсти и яиц. Возросло поголовье скота и птицы. Разводятся элитные породы овец. Кондиционный семенной материал используется в полеводстве.

   Не забыта и социальная сфера. Отремонтирована магистральная автодорога Большой Акжар – поселок Ленинский. В пяти селах смонтирована надежная телефонная связь, в четырех – системы, снабжающие население чистой пресной водой. Приведены в порядок районная и противотуберкулезная больницы, восстановлено здание инфекционного отделения. Сельские медучреждения получили оборудование, инструментарий и транспорт. В наступившем году Майский район вновь рассчитывает на помощь. И ему из бюджетов всех уровней выделено уже более 95 миллионов тенге.

   Однако аким области Даниал Ахметов, не отказывая району в дотации, имеет на этот счет свое мнение. На очередном заседании коллегии облакимата он подытожил:

   – Улучшение в районе заметно благодаря кредитам. Но результаты в животноводстве и полеводстве могли быть весомее, если бы интенсивнее развивались эти отрасли в первичных сельскохозяйственных формированиях. Но в районе заметно снизилось число новых рабочих мест. Есть проблемы с трудоустройством всех категорий населения. Хотя на эти цели средства выделялись. Все это происходит от того, что в районе продолжают ориентироваться, в первую очередь, на помощь областного бюджета, забывая о своих резервах. И об инициативе говорить здесь не приходится.

   …Возможно, такая оценка руководителя области покажется несправедливой. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Взять опять же Майский район. Помощь ему оказывается не первый год. Но немалая часть средств растворилась без должной отдачи. И, что греха таить, областному акиму нередко приходилось выполнять в этом районе мобилизующую, организационную работу, вмененную по прямым обязанностям местным властям. Пример тому – восстановление инфекционного отделения. Только с подачи верхстоящего руководителя оно заработало. Сейчас в райцентре остро стоит вопрос со строительством казахской школы. Имеющаяся переполнена, занятия в ней идут в три смены. Но когда начали разбираться с новой, оказалось, что на ее возведение нет проекта, технико-экономических обоснований и другой документации. Есть только желание – заполучить школу. Замечу, что подобная ситуация оказалась еще в одном районе области. И там, по словам Даниала Ахметова, тоже надеются, что все «разведет» облакимат.

   Сегодня на передовую аграрной реформы выходит все больше сельских коллективов. Но типичным остается для них иждивенческое настроение. Взять, к примеру, проблему знаменитого Шалдайского соснового бора – часть сибирской тайги. Со стороны Семипалатинска и Алтайского края он заходит на территории Щербактинского и Лебяженского районов. При разумном хозяйском подходе лес мог бы стать стабильным источником пополнения бюджета, базой для новых рабочих мест. Но фактически, он отдан на откуп самовольным порубщикам, с чем в районах длительное время мирились. Лишь после вмешательства областных – акимата и прокуратуры, здесь начали заботиться о сохранности соснового бора. И таких примеров, когда местные органы власти не владеют ситуацией у себя в районах, работают по-старинке, забывая, что нынче на дворе совсем другая «погода» и тучи разводить нужно собственными руками.

Александр КУНЯЕВ,
Павлодарская обл.
Ведущая страницы Майя МУРЗАГАЛИЕВА
НА ГЛАВНУЮ ПЕРВАЯ ПОЛОСА ПОДРОБНОСТИ ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ НОРМАТИВНАЯ БАЗА
АГРОМАРКЕТИНГ ГЛОБУС ПЕДСОВЕТ АВТОСТОП ЧАС ДОСУГА
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан