За десять лет своего существования Аграрная партия России переживала и светлые моменты, и неудачи, были метания и в центр, и влево… Однако никто в России не может отрицать того, что задуманная и созданная как политическая организация, защищающая интересы трудового крестьянства, Аграрная партия состоялась и занимает видное место на российском политическом небосклоне.
Председатель партии Михаил Лапшин считает, что по системе взглядов АПР все-таки более придерживается консервативной линии, и не ставит перед собой каких-либо революционных задач по разрушению «до основания, а затем…». Именно этим объясняется нынешний отход от коммунистов, с которыми в Государственной Думе аграрии шли рука об руку.
Между тем влияние КПРФ заметно ослабило некоторые позиции Аграрной партии России, особенно в части продвижения президентских реформ, касающихся аграрного сектора. Не случайно на праздновании 10-летия в зале не были замечены представители правительства, Министерства сельского хозяйства, не говоря уже о первых лицах государства.
На этом фоне только зависть могло вызвать у российских коллег сообщение председателя Аграрной партии Казахстана Ромина Мадинова о том, что Президент Казахстана лично посетил офис ЦК партии и ознакомился с ее деятельностью. Лидер АПК также рассказал о намеченных в Казахстане мероприятиях по подъему аграрного сектора экономики в рамках трехлетней программы по поддержке аула. Основным фундаментом предстоящих преобразований должно стать введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, подчеркнул при этом Ромин Мадинов.
Сегодня российские аграрии, за которыми стоят 50 миллионов сельских жителей, живут предстоящими парламентскими выборами. Разрыв с коммунистами, безусловно, скажется на их итогах. Однако руководство АПР не намерено отступать от намеченных целей. Глубокое изучение проблем и возможностей российской деревни, считает Михаил Лапшин, позволит партии сформировать в Думе свое крестьянско-политическое представительство, которое приложит все усилия для принятия законов, необходимых для развития села.
|
Первоцелинник, орденоносец Николай Сябрук, вспоминая былую мощь совхоза Симферопольский, говорит: «Не верится, что 50-летие целины придется отмечать в полуживом поселке, который строить начинал с первого колышка». Сегодня в Симферопольском царит разруха, люди уезжают, почти не осталось молодежи. Об этих бедах жители села написали в коллективном письме, которое и послужило поводом к журналистскому расследованию.
Если еще 5-7 лет назад такие хозяйства, как ТОО «Совхоз Симферопольский», существовали сплошь и рядом (огромная задолженность по зарплате, урезанные пайки за земельные доли, никудышная социальная сфера), то сегодня большинство сельчан забыло о своих проблемах. Жизнь в их хозяйствах налаживается: детей отправляют учиться, строят планы, не боятся нового, подхватывают современные проекты. Но совсем иная обстановка в селе Симферопольское, куда, по просьбе автора этих строк, выехала компетентная комиссия. В нее вошли региональный госинспектор Министерства труда и социальной защиты населения Нурик Кусаинов, заведующий сельхозотделом Зерендинского райакимата Майдан Альбеков и главный экономист фирмы «Наурыз-АгроКазахстан» Балабек Касымов. По дороге рассказываю им об итогах своего журналистского расследования. Говорю о том, что шефство над селом взяли сразу три инвестора. Но толку от этого пока мало: не под силу еще никому повлиять на жизнь симферопольцев. Все остается по-прежнему. Например, Салтанат Мусаипова, дочь которой бросила учебу в вузе из-за нужды в деньгах, а на два земельных пая мать получила 44 килограмма зерноотходов и тележку соломы. Правда, нынче инвестор в лице ТОО «Наурыз-АгроКазахстан» несколько расщедрился, выдав ей уже 560 килограммов фуражного зерна. Нечем похвастать и оператору местной почтовой связи Галине Бомк. Сын ее, Юрий, работал на току, начисляли ему в месяц по четыре тысячи тенге. За все рассчитались 800 центнерами ячменя и двумя мешками пшеницы. Татьяна Клещева принципиально отказывается получать крохи, объясняя это тем, что директор хозяйства Орынбай Жунусов натуроплатой закрывает многолетние долги симферопольцам. И действительно, диву даешься «изобретательности» руководства ТОО: на День пожилых людей и инвалидов пенсионерам выдали в качестве подарка два мешка зерна, но тут же записали в счет зарплаты. А между тем из официально зарегистрированных 50 работающих, постоянно заняты около 20, но и они давно забыли, как выглядят деньги. С местным старожилом Айдарханом Рамазановым состоялся такой разговор.
– За уборку получил 14 тысяч тенге. Остальное время кручу баранку, считай, бесплатно. Кроме этих денег, за весь год дали тонну зерноотходов и два мешка муки. Неудивительно, что основная масса населения бьет баклуши. Пойти в деревне некуда, может быть, изредка на местные дискотеки, которые проходят в... частном доме. По инициативе акима сельского округа Алмы Садвакасовой под клуб решили как-то приспособить заброшенный магазин. На общественных началах его отремонтировали. Нужно было кое-что прикупить, чтобы открыть двери клуба, но запрашиваемых 10 тысяч тенге так и не удалось найти. Президент фирмы «Наурыз-АгроКазахстан» сослался на трудное финансовое положение, районный акимат – на финансовую полицию, дескать, фискалы строго спрашивают за расход бюджетных средств. Симферопольцы же никак не возьмут в толк: почему с удержанных с них налогов и других обязательных платежей свыше 500 тысяч тенге не вернулось к ним ни тыина?
Возникает и другой вопрос. Ладно, до глубинки иной раз руки не доходят, но почему в подобной ситуации оказался пригородный поселок, расположенный в красивой лесной зоне, изобилующей грибами, ягодами, богатыми природными покосами? В основном, свои претензии симферопольцы адресуют директору ТОО Орынбаю Жунусову. По словам Татьяны Клещевой, Салтанат Мусаиповой, Марии Горобец, других жителей села, он окружил себя «свитой», которую в обиду не дает, а та в свою очередь, его поддерживает. С остальные людьми О. Жунусов даже разговаривать не желает.
– Доля правды в жалобах сельчан есть, – замечает один из моих спутников – представитель фирмы «Наурыз-АгроКазахстан» Балабек Касымов. – В Симферопольское мы пришли два года назад. Достались нам одни бурьяны. Работаем, но пока затраты превышают доходы, и мы не можем полностью выполнить договорные условия. Долги по зарплате, на что жалуются люди, взяли на себя. Их окончательная выплата будет завершена в нынешнем году.
Выяснились и другие обстоятельства. Руководство фирмы и директор ТОО Орынбай Жунусов заключили между собой договор. Одним из его условий значилась передача новому инвестору техники, других основных оборотных средств в счет погашения финансовых долгов прежним хозяйством. В 2001 году «Наурыз-АгроКазахстан» перечисляет Жунусову (договор заключен именно с ним) 3,5 миллиона тенге. Куда девались эти деньги – неизвестно. Но точно то, что до людей они не дошли. Тайной окутана и судьба имущественных паев: симферопольцы пока остались без них и зарплаты.
– Явное нарушение закона о банкротстве, – делает вывод региональный госинспектор Минтруда и соцзащиты населения Нурик Кусаинов. – По нашим данным, в ТОО «Совхоз «Симферопольский» нет работников, получивших травмы и увечья на производстве, которым в первую очередь правопреемник обязан вернуть зарплату. Вторыми в этом списке, согласно закону, стоят работники предприятия. Но по «шкале Жунусова» они почему-то оказались на последнем месте.
До визита комиссии я трижды приезжал в Симферопольское. Директора так найти и не смог. Осечка произошла и в этот приезд: опять нет дома, куда-то уехал. Вспоминаются слова акима сельского округа Алмы Садвокасовой: «В конторе, на производстве Жунусов практически не бывает, встретиться с ним даже мне трудно». Поэтому нам, в том числе и главному экономисту фирмы Балабеку Касымову, непосредственному шефу директора, пришлось лишь гадать, по каким каналам разошлись полученные деньги. Малосведущие в этом люди заявили: директор, вроде, возвращает кредиторские и налоговые долги. Но к каким кредиторам он поехал – никто не знает.
Аким сельского округа Алма Садвокасова с трудом разместила нас на время проверки фактов. Контора давно не отапливается, в школе вода замерзла в ведрах. Беседовали с населением, можно сказать, в экстремальных условиях. Затронули тему продажи скота, комбайнов, тракторов, грузовых машин. Куда, что и за что ушло – неизвестно. Симферопольцы помнят, как на ферме оставались последние 150 голов телок. Они пошли к директору с просьбой выписать живность в счет зарплаты, тот наотрез им отказал. Зато потом собаки «пир» себе устроили, доедая падших от бескормицы животных.
– Вся беда в том, что люди не знают, как за свои права бороться, – резюмировал Нурик Кусаинов. – Закон о коллективном договоре никто не отменял, он действует. Во многих отраслях принимаются трехсторонние соглашения: работодатель-работник-профсоюз. В агропредприятиях, к сожалению, пока нет профсоюзов, отсюда и возникают спорные, конфликтные ситуации. А двухсторонний договор работодатель-работник часто действует в пользу первого. Симферопольцы жалуются на загубленную социальную сферу, а подписывая договор с инвестором, они о ней даже не вспомнили. Чтобы обоюдные условия действовали и в социальном направлении, надо их одной из сторон инициировать. Хорошо, если в село приходит грамотный, думающий о перспективе инвестор. Он добровольно станет подтягивать социальные объекты. Симферопольцам пока в этом плане не везет.
...Целинный совхоз «Симферопольский» в свое время был известен стабильными урожаями, надоями и привесами. В период жатвы, когда формировался знаменитый казахстанский миллиард, сюда съезжалась вся пресса бывшего Союза. Журналистов привлекало не только богатое хлебное поле, но и трудолюбивые люди. Сегодня не осталось ни того ни другого.
И все-таки в темном царстве удельного княжества луч света проклюнулся. В село пришло ТОО «Комек», тут зашевелились его конкуренты: фирма «Наурыз-АгроКазахстан» и ТОО «Салмар». Первые выдали зарплату своим рабочим за прошлый год, правда, скромную, но «живыми» деньгами. Также скромно, но все же рассчитались за земельные паи. Вторые – еще более расщедрились. Но люди поддерживают авторитет ТОО «Комек», похоже, с ним связывают надежды на лучшее. Что касается выплаты долгов по зарплате, «Наурыз-АгроКазахстан» обещает оставшиеся 4,5 миллиона тенге выдать на руки людям, а не директору ТОО. Кстати, его должностными нарушениями, о которых идет речь в письме, предстоит заняться финансовой полиции, куда симферопольцы написали очередную жалобу.
|