РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 10 (11)
07-13.03.2003
Поиск по сайту:
 
НОВОСТИ САЙТА
АКЦЕНТ НОМЕРА
НА ГЛАВНУЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОДРОБНОСТИ
ИСТОРИЯ
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
КУЛЬТУРА
АГРОМАРКЕТИНГ
ГЛОБУС
СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ
НАШ ОПЫТ
TV-ПРОГРАММА
ЧАС ДОСУГА
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
АРХИВ САЙТА
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ
ФОТОКОНКУРС
СМИ новости
 
Kazakhstan Financial Market
 
 
Rambler's Top100
TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
 
ГОДЫ АУЛА

   В продолжение цикла материалов, публикуемых на спецстранице «Годы аула», сегодняшний автор – вице-Министр сельского хозяйства республики Акылбек Куришбаев. Раскрывая очередную тему агропродовольственной программы – возрождение плодородия почвы – он особо обозначает селективность государственной поддержки точек роста сельской экономики.

Акылбек КУРИШБАЕВ
Возродить плодородие
Все смешалось в бедной почве

   Ухудшение плодородия пахотных земель – не просто слова. Реальное их состояние заставляет говорить, что 80% пашни лишены подвижного фосфора. И не только фосфора. Если в 1986 году на 1 кг пашни вносилось 29 кг д.в. минеральных удобрений, то в 2001 году – 700 граммов, что в 40 раз меньше былых показателей. Погодные условия прошлого года позволили получить на темно-каштановых почвах 19-22 центнера с гектара, на черноземах – 25-30 центнеров. Однако фактически из-за несоответствия условий агротехники и неприменения удобрений получено зерна в 2-3 раза меньше. Что касается качества, то здесь стоит напомнить о том, что десятилетие назад земледельцы получали 3-4 миллиона тонн зерна. В мерах по возрождению плодородия почвы сегодня на первом месте стоит забота о своевременном облагораживании земли удобрениями. Не секрет, что приобретение удобрений по причине их дороговизны далеко не каждому земледельцу по плечу. Поэтому уже нынче 40% стоимости производимых в республике минеральных удобрений субсидируются из республиканского бюджета. Но есть опасения, что эта помощь может оказаться неиспользованной, ведь в прошлом году 16 тысяч тонн удешевленных удобрений остались невостребованными. А между тем человек, работающий на земле, знает, что эти подкормки начинают работать через 2-3 года, органические – через 4-5 лет. Не менее важна в усилиях по улучшению почв и соответствующая агрохимическая оценка земель. Замечу, что подобные мероприятия не проводились с середины 90-х годов. Немалые надежды мы связываем сегодня и с реализацией программы по восстановлению системы агрохимической службы. В Шортандинском районе создается научно-методический центр агрохимической службы. В областях запускаются агрохимические лаборатории. Этими службами будет проведена в ближайшие три года агрохимическая оценка почти 8 миллионов гектаров. Государственной поддержкой обозначены и мероприятия по восстановлению отечественных заводов по производству удобрений. Все это, по нашим подсчетам, обеспечит увеличение объемов применения удобрений в 2004 году до 380 тысяч тонн д.в., в 2005 году – 600 тысяч тонн д.в., а это, в свою очередь, позволит компенсировать ежегодный вынос питательных веществ из почвы.

А на поле бузина...

   В нынешнем году прогнозируется очень высокая засоренность полей. Предстоит большая работа по очистке площадей от овсюга (этим сорняков и в прошлый сезон было поражено 4 миллиона гектаров). Кроме того, предполагается опасность «заболеваемости» сельхозкультур на площади 1,5 миллиона гектаров, 900 тысяч гектаров уже «завоевано» серой зерновой совкой. Конечно, контроль и эффективность борьбы с болезнями, карантинными вредителями и сорняками в значительной степени зависят от прогнозирования развития ситуации. Иначе говоря, необходимо уметь тушить пожар, не когда он разгорелся, как было с саранчой, а вовремя. И в этой работе вполне определенная ответственность ложится на создаваемый республиканский центр фитосанитарной диагностики и прогнозов. Уже в этом году планируется запуск отечественного производства химических средств защиты растений. Причем 40% стоимости протравителей и противоовсюжных гербицидов, производимых в республике, будут субсидированы опять же из республиканского бюджета. На эти цели выделяется 400 миллионов тенге.

Семена под защитой Закона

   На сегодняшний день 35% посевных площадей засеваются несортовыми семенами. Причем более 50% семян выше 5-ой репродукции, 40% приходится на семена 1 и 2 класса. С чем тут можно связывать надежды, если до 30% урожая определяют сорта и семенной материал.

   Для развития системы семеноводства уже предприняты конкретные шаги. Не так давно принят Закон «О семеноводстве». Для того чтобы располагать высокопродуктивными, адаптированными к местным условиям сортами, необходимо запустить производство элитных и репродуктивных семян, наладить экспертизу качества посевного материала. Сейчас в связи с этим усиливаются селекционные центры. Все аграрные НИИ, находящиеся в составе Минсельхоза республики, работают в рамках программы по производству оригинальных семян: для этого выделено 62 миллиона тенге. Кроме того, определена сеть элитсемхозов – их в республике 76. Реальной поддержкой является то, что им выделено 724 миллиона тенге на удешевление стоимости семян на 40%.

   Предстоит также организовать систему семеноводческих хозяйств. За счет бюджетных средств – 55 миллионов тенге – будет проведена проверка семян перед посевом.

Экспорт требует активности

   Опыт последних лет показывает: сельхозтоваропроизводитель нуждается в помощи государства в реализации своей продукции. Назрела необходимость в активной экспортной политике. Приступая к весенним работам, сельхозпроизводитель должен знать, сколько и по какой цене он продаст свою продукцию. В перспективе мы должны пройти к квотированию производства сельхозпродукции. Довольно очевидным в этом смысле является зарубежный опыт. Так, например, в Канаде 50% экспортируемого зерна реализуется через государственного агента – зерновой комитет.

   В нынешнем году планируется провести государственный закуп зерна на сумму 5,5 миллиарда тенге: 450 тысяч тонн мягкой пшеницы, 30 тысяч тонн твердой пшеницы, 2 тысячи тонн сои.

   Коммерческий закуп зерна увеличен с 1 до 4-5 миллионов тонн. Причем закупаться будет только высокопротеиновое зерно – это одно из направлений наращивания производства качественной пшеницы.

   С 1 августа прошлого года в оборот вошла зерновая расписка, которую можно использовать как залоговый инструмент и при получении кредитов в банках. Создается Фонд обеспечения зерновых расписок. Принимаются меры для возрождения и расширения сети заготовок сельхозпродукции в отдаленных районах. Значительную государственную поддержку получает деятельность закупочной компании «Мал онимдери корпорациясы». Так, на кредитование закупа животноводческой продукции в нынешнем году выделяется 1,5 миллиарда тенге, в 2004 году – 2,5 миллиарда тенге, в 2005 году – 4,5 миллиарда тенге.

Точно знать себестоимость продукции

   На сегодняшний день устойчивую конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках имеет только мука пшеничная. Продукты глубокой переработки, требующие значительных инвестиционных вложений, невостребованы даже на казахстанских рынках. Поэтому доля импорта продолжает оставаться довольно значительной: растительного масла – 60%, круп – 50%, маргарина – 42%, колбасных изделий – 38%.

   В минувшем году в республике произведено сельскохозяйственной продукции на 1,8 миллиарда долларов, но вместе с тем объем импорта составил 434 миллиона долларов. И это неудивительно: высокие ставки (18-22% годовых) по банковским кредитам перерабатывающие предприятия вынуждены заранее закладывать в себестоимость продукции, что ведет к снижению закупочных цен на сырье, либо повышению реализационных цен на готовую продукцию. Другой проблемой отрасли является техническая и технологическая отсталость наших предприятий. Для успешной конкуренции с зарубежными производителями продовольственных товаров необходимо внедрение современных технологий и оборудования.

   Среди мероприятий по разрешению вопроса переработки Государственной агропродовольственной программой предусмотрено:

   1)частичное субсидирование ставки вознаграждения коммерческих банков по кредитам по пополнению оборотных средств перерабатывающих предприятий, т.е. снижение ее на 15%. На эти цели в нынешнем году выделяется 395 миллионов тенге, в 2004 – 455 миллионов тенге, 2005 году – 500 миллионов тенге. Это позволит удешевить и привлечь кредиты банков второго уровня в отрасль переработки сельхозпродукции на сумму около 20 миллионов долларов или более 3 миллиардов тенге;

   2)кредитование из республиканского бюджета лизинга оборудования для перерабатывающих предприятий и возмещение ставки вознаграждения по государственным кредитам. На эти цели предусмотрено выделение из республиканского бюджета в 2003 году – 930 миллионов тенге, 2004 – 1525 миллионов тенге, 2005 – 2105 миллионов тенге, всего за 3 года – 4560 миллионов тенге.

Обновляйте технику – лизинг поможет

   При том, что изношенность машинно-тракторного парка составляет 80%, отсутствие ликвидного залога у основной массы сельхозпроизводителей не позволяет заимствовать кредитные ресурсы и приобретать необходимую технику. С учетом этого в Программе значительно увеличены финансовые ресурсы, выделяемые под лизинг: в 2002 году – 1,1 миллиарда тенге, в 2003 году – 2,926 миллиарда тенге, 2004 – 4,005 миллиарда тенге, 2005 году – 5,950 миллиарда тенге.

   Так, в минувшем году под лизинг приобретено 222 единицы техники, в т.ч. зерноуборочных комбайнов «Енисей» – 118, зерноуборочных комбайнов СК-5М-1 – 77, «Нива» – 25, зерноуборочных комбайнов NEW HOLLAND TC 56 Hidro Plus – 5, сеялок ЖВП-9,1 – 50, жаток ЖВП-9,0 – 14, тракторов «Беларусь-1523В» – 5, сеялок СС-6 – 5.

   На нынешний год запланировано приобретение в лизинг уборочного сельхозоборудования – 474 единицы, универсально-пропашных колесных тракторов, комбайнов – до 250 единиц; посевной техники – до 650 единиц. Сумма кредитных средств, выделяемых из республиканского бюджета, составит 3276,81 миллиона тенге.

   С учетом того, что даже удешевленный лизинг и запчасти не по карману большинству мелким фермерам, предполагается реализовать пилотные проекты по созданию сервис-центров и МТС. Эту работу предусмотрено поддержать 1 миллиардом тенге в 2003 году, в 2004 году – 2 миллиардами тенге, в 2005 году – также 2 миллиардами тенге.

   В реальной плоскости видится производство собственных тракторов, сеялок, жаток, лущильников, сенокосилок и практически всего шлейфа запасных частей к ним. Меры по эффективной корпорации отечественных заводов включают, в первую очередь, организацию головного проектно-конструкторского бюро. Рассматриваются вопросы кредитования производства запасных частей и дизельных двигателей за счет средств Банка Развития Казахстана, оказание содействия в производственной кооперации машиностроительных предприятий и создание базы данных в информационно-маркетинговой системе МСХ об имеющихся производствах, переход к международным стандартам ИСО 9000, сертификацию продукции. Большая работа проводится, кроме того, по анализу долгов предприятий сельхозмашиностроения с целью их реструктуризации, ведется проработка франчайзинговых схем с ведущими зарубежными производителями сельхозтехники.

Есть много кредитов, хороших и разных

   Сельское хозяйство, как никакая другая отрасль, нуждается в привлечении дешевых, длинных кредитов. Нельзя здесь не учитывать того, что общепринятые схемы кредитования не всегда срабатывают, требуются разработки особых механизмов кредитования. Так, государственное сезонное кредитование сохранится в пределах от 4 миллиардов тенге в текущем году до 7 миллиардов тенге в 2005 году. Предлагается, кроме того, расширить лизинговые программы, проводить фьючерсные закупки зерна, увеличивать банковское кредитование через механизмы зерновых расписок, расширять сферу альтернативных схем кредитования через систему сельских кредитных товариществ. Для реализации последней схемы постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2001 года №137 создано ЗАО «Аграрная кредитная корпорация» (АКК) со 100%-ным государственным пакетом акций, которая имеет лицензию на проведение ссудных операций и кредитует создаваемые совместно с сельхозпроизводителями сельские кредитные товарищества.

   Пилотный проект по созданию таких структур в настоящее время реализуется достаточно успешно: в 11 областях создано 39 кредитных товариществ. Жизнеспособность этой схемы подтверждает тот факт, что в Минсельхоз республики поступает много заявок от фермеров. В этой связи в Программе предусматривается выделение средств на увеличение уставного капитала АКК и дополнительные кредитные ресурсы в размере 737 миллионов тенге в 2003 году и по 1379 миллионов тенге в 2004 и 2005 годах.

Ведущая страницы Дина НУРСАПАРОВА.
НА ГЛАВНУЮ ПЕРВАЯ ПОЛОСА ПОДРОБНОСТИ ИСТОРИЯ ГОДЫ АУЛА ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ КУЛЬТУРА
АГРОМАРКЕТИНГ ГЛОБУС СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ НАШ ОПЫТ ЧАС ДОСУГА
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан