РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 10 (11)
07-13.03.2003
Поиск по сайту:
 
НОВОСТИ САЙТА
АКЦЕНТ НОМЕРА
НА ГЛАВНУЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОДРОБНОСТИ
ИСТОРИЯ
ГОДЫ АУЛА
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
АГРОМАРКЕТИНГ
ГЛОБУС
СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ
НАШ ОПЫТ
TV-ПРОГРАММА
ЧАС ДОСУГА
НОВОСТИ
АРХИВ САЙТА
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ
ФОТОКОНКУРС
СМИ новости
 
Kazakhstan Financial Market
 
 
Rambler's Top100
TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
 
КУЛЬТУРА
Валентина ФИРОНОВА
«А без клуба нам никак нельзя...»

   Дайте мне точку опоры, и я переверну мир, – сказал однажды Архимед. Такой точкой опоры для супругов Емельяновых из села Октябрьское стало их дело. И я убедилась в этом, побывав в Доме культуры, который стал для Николая Вячеславовича и Надежды Григорьевны основной частью жизни без прикрас…

   – Это – бывший магазин, а теперь клуб, – сообщила мне мой гид Майра Кийруллиновна, указав на неказистое здание, которое отнюдь не манило посетить его, но мимо проходить не хотелось, и я зашла. Дом, действительно, оказался теплым и гостеприимным. В печке, весело играя язычками пламени, потрескивали дрова, а художественный руководитель Надежда Емельянова готовилась к очередному смотру художественной самодеятельности Атбасарского района.

   Несколько лет тому назад мало кто вспоминал о былой славе местного очага культуры, от которого остались одни «головешки»: разрушенное двухэтажное здание в одночасье превратилось в памятник равнодушию и запустению.

   Прослеживая алгоритм затухания интереса к сей структуре культурного назначения, понимаешь – многое зависит от энтузиастов. Таковым и оказался Николай Емельянов. Дом культуры, много лет возглавляемый им, после отъезда руководителя из Октябрьского перестал считаться центром интересного досуга. Один за другим сменились шесть директоров, но просвета так и не наметилось. Выход был один: вновь пригласить Емельянова. Руководство ТОО «Акан Курманов» так и поступило. Восстанавливать двухэтажное здание не было ни сил, ни средств, и Николай предложил приспособить под Дом культуры пустующее помещение магазина, которое ни сегодня – завтра грозило прийти в негодность. Окна были выбиты, стены обшарпаны, внутренности раскурочены. Николай и Надежда засучили рукава, заменив собой и строителей, и столяров, и маляров, и печников. Бывший магазин, которому предстояло превратиться в клуб, стал на все летние месяцы для супругов домом номер один, где они появлялись, едва забрезжит рассвет, а уходили в два - три часа ночи. Позже на подмогу Емельяновым пришли друзья и родственники. И результат превзошел ожидания. Бывший магазин, действительно, превратился в очаг культуры. Теперь здесь нет ни дня, чтобы не проводились репетиции, дискотеки, интересные встречи, конкурсы. И осуществляют все это «полторы штатные единицы» – Николай (ставка) и Надежда (полставки). К слову сказать, первое время Надежда Григорьевна, и не помышляла ни о какой денежной компенсации за свои труды, ей просто хотелось помочь мужу. Ведь кому, как ни ей были понятны душевные переживания и тревоги Николая. Не осталась в стороне и дочь Настя – активная участница художественной самодеятельности, позже – руководитель танцевального коллектива. Теперь на сцену рвется двухлетняя внучка Полина, которая мнит себя певицей и кричит деду: «Коля, играй!» И Коля играет. Причем все, кто знает этого увлеченного человека, утверждают, что нет ни одного музыкального инструмента, не покорившегося его рукам. А началось все с баяна, подаренного родителями старшему брату, отнюдь не выразившему восторга от свалившегося на его голову «счастья». Счастлив был маленький Коля. Это и определило его дальнейшую судьбу. Музыка, музыка и еще раз музыка. Именно ей верой и правдой служит он три десятилетия. И это ценят не только сельчане. В прошлом году Николай Емельянов отмечен грантом акима области. Всецело отдаваясь своей работе, руководителю Дома культуры некогда сетовать на судьбу, хотя поводов огорчаться хватает: музыкальная аппаратура двадцатилетней давности, на обустройство средств нет. Емельяновым говорят: «Крутитесь сами, проводите платные мероприятия, обращайтесь к предпринимателям». Увы, платные мероприятия у сельчан не в чести. Не ахти какие доходы приносят дискотеки, да и то план по денежным сборам от них «спускается сверху». ТОО «Акан Курманов» тоже не в состоянии выступать спонсором, считая, что культура –сфера забот районного и областного начальства. Так, на проведение новогодних мероприятий Дому культуры выделили тысячу тенге. И это, как раз тот случай, когда хочется сказать, что не в деньгах счастье, а в людях, которые, не считаясь со временем, поют и танцуют, и других оптимизмом заряжают. Среди тех, на кого в Дом культуры приходят смотреть и восхищаться исполнительским мастерством – Наталья Безверхова, Валентина Зима, Раиса Большакова, Людмила Шумакова, ди-джей Николай Зайцев и многие другие.

   …Наступает вечер, сгущаются сумерки, стихает скрип удаляющихся шагов, гаснут одно за другим окна в домах, и только один дом освещен допоздна. А где он находится, сельчанам объяснять не надо.

Акмолинская обл.
МГНОВЕНИЯ
Пляска вьюги

   Тих снегопад. Снежинки миниатюрными кружевными салфетками ложатся на плечи и воротники прохожих, приятным касанием пробегают по щекам, тают на горячих губах. Вздыхает сонный ветер, и на дорожках появляются ажурные хороводы. Ими нельзя налюбоваться. Смотришь, и, кажется, слышно, как звенят невесомые снежинки.

   Но вот проснулся продрогший в морозных просторах ветер и, чтобы согреться, поднял на снежных крыльях свою попутчицу-вьюгу. Засвистел в полях, зашумел в лесах, зазвенел в натянутых проводах и телеграфных столбах, завыл в печных трубах сельчан.

   В одно мгновение в седой снежной круговерти потонула даль, растворились роща и село. Загуляла, заплясала белая колдунья. Не видно ни зги. Что она натворит на белом свете за время необузданного разгула, трудно сказать. А ее пение и пляски все-таки нравятся людям.

Василий МАНЗЯ,
г. Петропавловск.
Рис. автора.
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Ты со мной, Ассирия!

   С того момента, когда человек стал задумываться над тем, что его окружает, что было прежде и произойдет в будущем, – минуло ни одно тысячелетие. За это время с лица Земли исчезли некогда могущественные государства, города и целые народы. Такая же участь постигла и Ассирию, великую империю, существовавшую за сотни лет до нашей эры в Междуречье Тигра и Евфрата. Но в круговерти веков, событий и войн народ Ассирии сохранил свой язык, веру, культуру и обычаи. Это и стало темой книг павлодарского инженера-строителя Эдуарда Бабаева, ассирийца по национальности. Одна из книг «Месопотамия. Ассирия – страна Бога Ашшура» уже выпущена местным издательством, две другие – «Месопотамия. – Бет – Нахрейн. Ассирийский народ и его боги-покровители» и «Месопотамия – Бет – Нахрейн. Ассирийцы – потомки древних Атураи из земли Нимруда» – готовятся к изданию.

   До четвертого класса Эдик (Эдуард, Эльд) особо не задумывался над тем, кто какой национальности. Жил он тогда в одной из республик Закавказья и владел тремя языками – родным, местным и русским. Так что проблем в общении не возникало ни в школе, ни на улице.

   – Но, во время одной из олимпиад по математике, мне дали понять, что моя нация – малая и ничего не значит, – рассказывает Э. Бабаев. – Хотя и занял первое место, на более представительную олимпиаду послали другого. Вот тогда-то я и задумался над тем, кто такие ассирийцы, где их родина, почему они оказались за ее пределами.

   – Я тебе больше скажу. Уже взрослым, окончив в Целинограде строительный институт, я вновь, вернулся туда, где прошло мое детство, где жили мои родители. На новом месте я вскоре стал авторитетным строителем и многое сделал для возведения канала в этой местности. Но, когда очередь дошла до поощрения (меня прочили к награде), – вновь были отмечены строители другой многочисленной национальности. Я знаю, что плохих народов не бывает – есть плохие люди. Но тогда-то я и дал себе слово, что напишу книгу об Ассирии и ассирийцах.

   ...Задумка осуществилась не сразу. Вначале Эдуард, стал исследовать свою родословную: кто и кем кому приходится, где жили и чем занимались, как семья и родичи оказались в начале прошлого века в России, где сейчас проживает родня и другие ассирийцы.

   – Понимаешь, как-то несправедливо, получается, – рассказывал Бабаев. – У всех народов есть история, а у моего – нет. В школе изучают Египет, Грецию, другие страны, а об Ассирии и Вавилонии – отрывочные сведения. А ведь развитие письменности, клинописи, – давшей толчок другим письменам – пошло из Ассирии и Вавилонии. И среди апостолов Христа был ассириец. Да и основы Библии, что доказывают первоисточники, писались в моей древней, многострадальной стране. Ее столица, – Ниневия, стоящая на берегу Тигра, поражала современников своими дворцами и великолепием. Но в 605 году до нашей эры Ассирийская империя перестала существовать под натиском восставших покоренных народов, затем персов, греков, Александра Македонского, арабов. Несмотря на это, ассирийцы дожили до наших дней, сохранили свой язык и культуру. А не ассимилировались они с другими нациями этой части Азии лишь потому, что на заре зарождения империи приняли христианство и не отступали от веры. За это ассирийцев истребляли огнем и мечом. В начале прошлого века через Кавказ ассирийцы попали в Российскую империю, но карательные меры не миновали их и здесь, особенно в годы сталинских репрессий. А ведь среди ассирийцев есть герои войны и труда, генералы, ученые, руководители крупных производств, деятели культуры, не отделявшие себя от судьбы страны. Таким был и мой дедушка – чекист, репрессированный в 1937 году.

   ...На поиски сведений о нем выпускник школы Эдуард Бабаев отправился в Казахстан. Архивные документы свидетельствовали, что арестованных повезли в Акмолу (ставшей потом Целиноградом). Но когда подросток приехал туда, выяснилось,что «врагов народа» расформировали по другим лагерям. Ходил-ходил Бабаев-младший по городу, стучался в двери различных кабинетов, но безрезультатно. И, чтобы не возвращаться домой с пустыми руками, поступил в инженерно-строительный институт. Он штудировал промышленное и гражданское строительство, изучал системы водоснабжения, и всегда помнил о том, что должен изучать историю своего народа. Позже это намерение трансформировалось в желание написать книгу.

   ... Как говорится: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Надо знать, о чем писать, иметь багаж знаний, владеть словом. Пришлось засесть за книги. Он переписывался с библиотеками и научными институтами страны и заграницы, приплачивая кровные туристам, отправляющимся в страны Востока. Затем все систематизировалось, переводилось, обобщалось, перепечатывалось набело. И так, почти изо дня в день, на протяжении 16(!) лет. Причем последние три года Эдуард Михайлович оставил работу, занялся только книгой, объемом в 450 страниц, но она вместила далеко не все факты. Поэтому, сдав в печать одну книгу, тут же принялся за две другие.

   Среди тех, кто помог книге «Месопотамия. Ассирия – страна Бога Ашшура» увидеть свет – Мейрам Смаилов, Конакбай Сапенов, Виктор Мерц, Владимир Олещук, Александр Сырик, Юрий Поминов, Валерий Ушанов, Марат Гумаров, Геннадий Бабин... Многие узнав, что ради книги он оставил работу, помогали ему и материально, и морально.

   ...Говоря об этом, Бабаев умолчал о том, что еще полностью не рассчитался с кредиторами, что золотые украшения жены и дочери до сих пор находятся в залоге. Не стал говорить и о том, что ему предлагали «поставить дело на поток» и с «наваром» продавать ассирийцам Казахстана, России и других стран.

   – Я их не для этого писал, – он, как бы даже рассердился, когда я напомнил ему этот факт. – Я дал слово, что расскажу о своей исторической родине и об ассирийцах и сдержу его. Для меня главное, чтобы ассирийцы не затерялись среди других народов.

Сергей ГОРБУНОВ,
г. ПАВЛОДАР.
Ведущая страницы Валентина ФИРОНОВА
НА ГЛАВНУЮ ПЕРВАЯ ПОЛОСА ПОДРОБНОСТИ ИСТОРИЯ ГОДЫ АУЛА ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ КУЛЬТУРА
АГРОМАРКЕТИНГ ГЛОБУС СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ НАШ ОПЫТ ЧАС ДОСУГА
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан