Республиканский общественно-
политический еженедельник
 для рекламодателей  подписка на газету  новости сайта
№ 14 (15)
04-10.04.2003
поиск по сайту:
 
 на главную страницу
 главная новость
 первая страница
 подробности
 социум
 земля и люди
 годы молодые
 наш опыт
 агромаркетинг
 глобус
 мир увлечений
 физкультпривет
 TV-программа
 агроказбиржа
 час досуга
 фотоконкурс
 архив сайта
 в странах содружества
СМИ новости
ВАЛЮТА, ПОГОДА
 
Kazakhstan Financial Market
 
КАТАЛОГИ И РЕЙТИНГИ
 
Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
СЧЕТЧИКИ
 
СОЦИУМ
(Окончание. Начало на 1-й стр.)
Местной власти полновластье...

   Предлагается расширить полномочия и представительных местных органов. В частности, за областными маслихатами будет закреплено право определять лимиты на загрязнение окружающей среды в разрезе районов и городов, а также утверждать ставки платежей за это в соответствии с законодательством.

   Для большей самостоятельности и ответственности районного уровня управления в решении задач местного значения предлагается передать им отдельные функции и полномочия, закрепленные полностью или частично за областным уровнем.

   Компетенция районного уровня, по словам Кайрата Келимбетова, будет дополнена также следующими функциями. Предлагается полностью закрепить полномочия по организации начального, среднего общего, профессионального начального и внешкольного образования по аттестации этих учреждений. В области земельных отношений – организацию работы по зонированию земель, в области административного управления – создание государственных учреждений и предприятий, установление лимита штатной единицы исполнительных органов, финансируемых из районного бюджета, в пределах численности, доведенной исполнительным областным органом.

   В соответствии с предлагаемыми изменениями за районными властями закрепляется право лицензионной деятельности или определенных действий, подлежащих лицензированию. Для реализации этой нормы в последующем надо передать исполнительным районным органам право на лицензирование организаций, осуществляющих дошкольную и внешкольную деятельность, проведение тотализаторов казино, производство, передачу и распределение тепловой энергии.

   Как считает министр, на сегодняшний день разграничение полномочий по уровням местного госуправления определено в общих чертах и четко не регламентировано. В связи с этим, в предстоящий период будет проведена работа по подготовке проектов изменений в отраслевые секторальные законодательные акты для определения в них полномочий и ответственности районного уровня.

   Начиная с 2004 года, предлагается сформировать аппараты акимов сел, поселков, городов районного значения, с приданием им статуса юридического лица. В крупных городах с численностью свыше 400 тысяч человек возможно создание районного уровня управления. Для расширения самостоятельности акимов в планировании и исполнении своих расходов предлагается осуществить переход на финансирование расходов этого уровня по бюджетным программам, администраторами которых будут являться аппараты акимов соответствующих уровней.

   Поскольку эти бюджетные программы будут утверждаться районными маслихатами и могут быть изменены только ими, то будет обеспечена определенная самостоятельность акимов нижнего уровня от исполнительных органов районного и городского звена. Кроме того, в целях расширения возможностей акимов сел и поселков в решении вопросов местного значения нужно наделить их правом открывать в органах казначейства счета спонсорской и благотворительной помощи.

   Однако окончательное решение по наделению сельских акимов финансовыми рычагами, по словам министра, будет окончательно принято «по результатам практической деятельности в течение не менее двух бюджетных циклов».

   Итоги очередного заседания Национального совета РК подвел Нурсултан Назарбаев.

   В целом Глава государства одобрил работу Госкомиссии по разграничению полномочий между уровнями государственного управления и совершенствованию межбюджетных отношений.

   В то же время Н. Назарбаев сказал, что предложения Госкомиссии не затронули многие принципиальные вопросы, что является отражением слишком осторожных подходов к их решению. «Надо преодолеть эти страхи, и быть решительными в работе, за которую взялись», – подчеркнул он. Оценивая представленную на заседании Национального совета концепцию государственного управления, Президент назвал три ключевых момента этого документа.

   Первый – это уточнение перераспределения функций между уровнями управления. Второй – закрепление функций центра и регионов через Закон «О местном самоуправлении в Республике Казахстан». И третий – выбор приемлемой модели межбюджетных отношений, которая будет закреплена в проекте Бюджетного кодекса. Местные органы власти, по мнению Президента, должны по возможности сами распоряжаться средствами, направляемыми на социальные нужды и сами решать проблемы своих регионов. «Только так можно повысить ответственность исполнительной власти на местах» – подчеркнул Глава государства. Он подверг критике Министерство культуры, информации и общественного согласия, Минсельхоз и Министерство индустрии и торговли, ряд агентств, а также некоторых областных акимов за стремление к укреплению своей вертикали власти. В то время, когда развивается рыночная экономика, управление в этих ведомствах остается в старом русле, считает Президент, отмечая множество существующих в их деятельности противоречий. А Минздрав, например, поставил работу по лицензированию на такой «уровень», что за разрешением приезжают сюда даже желающие стать простыми массажистами. Не потому ли в целом и по республике количество лицензируемых видов деятельности возросло с 600 до 1700?

   Кроме того, несмотря на стремление государства к децентрализации, за последние 3-4 года доля республиканского бюджета в госбюджете выросла с 60 до 75 процентов. «Это скорее централизация» – критически заметил Н. Назарбаев. Особое внимание Глава государства уделил сельскому управлению. Со следующего года сельские власти будут выступать как администраторы конкретных бюджетных программ, а в будущем, отметил он, должны быть возрождены и сельские бюджеты.

   Национальный совет своим решением одобрил предложенные изменения и дополнения в Закон «О местном самоуправлении в Республике Казахстан», а также основные положения проекта Бюджетного кодекса, предусматривающие вопросы межбюджетных отношений и распределения финансовых поступлений между уровнями бюджета. Правительству поручено до конца мая внести в Парламент проект Бюджетного кодекса, а к концу полугодия – проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам местного управления».

ТРЕБУЕТ РЕШЕНИЯ
ОТ СТАТУСА ГОРОДА ОТРЕКАЯСЬ

   Ровно пять лет назад в небольшом городке под названием Сергеевка, что в Северо-Казахстанской области, произошла маленькая революция: руководители девяти предприятий выступили в районной газете «Новатор» с открытым письмом, в котором призвали местную власть снять с райцентра статус города. Такое самовольство подчиненных вызвало бурю негодования у руководства района. Каждый из подписавшихся был немедленно вызван «на ковер» к акиму, где его ждала далеко не интеллектуальная беседа…
   Но времена меняются. Сегодня уже само руководство Шалакинского района обращается в соответствующие инстанции с просьбой перевести Сергеевку в ряд поселков. И тому есть, как оказалось, веские основания.


Сохранить удалось не многое

   Статус города населенный пункт получил в мае 1969 года. Тогда «повышение в звании» было воспринято как нечто закономерное. Появление рядом водохранилища (Целинное море) разом выдвинуло райцентр вперед. Он стал средоточием развития солидных предприятий, инфраструктура приобрела формы городской, численность населения приблизилась к 20 тысячам человек. Люди охотно селились в росших, как грибы после дождя, многоквартирных домах. Дешевизна предлагавшихся потребкооперацией овощей компенсировала отсутствие огородов при «хрущевках», да и удобства на городской лад освобождали их от хозяйственных хлопот.

   Для того, чтобы представить Сергеевку сегодняшнюю, надо заранее условиться: примитивный штамп «как хорошо все было раньше и как плохо стало теперь» в данном случае не совсем приемлем. Город и сегодня остается одним из лучших райцентров области. Три средние и спортивная школы, профтехучилище, действующий стадион, две библиотеки, Дом культуры, районная больница и детская консультация – по нынешним временам немало для социальной сферы.

   Что касается промышленных предприятий, благодаря которым, в общем-то, населенный пункт и получил более тридцати лет назад городской статус, то большинство из них сохранить не удалось. Первой в жертву рыночной экономике была принесена центральная котельная (горожане любовно называли ее не иначе как ЦК), которая за один отопительный сезон сжигала чуть ли не половину районного бюджета. Многоэтажки, оставшись без центрального отопления, вскоре опустели, и сегодня они – будто сошли из кадров военной хроники. И именно они, зияющие пустыми глазницами окон, напоминают теперь горожанам о былом благополучии…

«Прелести» высокого звания

   О том, что звание горожанина обходится для каждого сергеевца в солидную копеечку, первыми осознали руководители крупнейших предприятий района, которых рынок быстро научил считать деньги. Их и без того тяжелое положение усугубляется сегодня тем, что они, как находящиеся в черте города юридические субъекты, платят налог на землю «на всю катушку» – 85 тенге за каждый квадратный метр, как и велит Закон. Для предприятий же других райцентров, которые не имеют городского статуса, как и других сельских предприятий, этот вид налога составляет 15 тенге. Какова разница!

   Первые попытки обратить внимание местных властей на эту проблему, как было сказано в начале повествования, закончились для инициаторов этой идеи обострением отношений с бывшим теперь акимом района со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иных после этого просто «попросили» оставить работу, а другие «добровольно» написали заявления об уходе.

   Впрочем, от «высокого статуса» страдают сегодня не только предприятия, но главное – простые люди.

   Все «прелести» городского статуса ощущают на себе особенно работники бюджетной сферы. Чтобы было понятно, в чем разница между селом и городом, приведем несколько цифр. Средняя зарплата сельского учителя составляет 14540 тенге, городского – 12674, библиотекаря – соответственно 7869 и 5381 тенге, заведующего клубом – 5800 и 3100, социального работника – 8023 и 6424 тенге. Самое высокое расхождение в средней зарплате у работников здравоохранения: 14052 – на селе и 10268 тенге – в городе.

   Согласно последним данным, население райцентра составляет немногим более восьми тысяч человек. Из 2025 дворов 1240 – имеют подсобные хозяйства, в которых насчитывается 2385 голов крупного рогатого скота, больше 1200 голов свиней, сотни лошадей, овец и обилие домашней птицы. В городе 560 колодцев, а на одну общественную баню приходится 716 личных парилок.

   У кого после такой статистики появится желание назвать населенный пункт городом? По сути, перед нами – большое село.

   Впрочем, чтобы убедиться в том, что Сергеевка уже давно не имеет ничего общего с городским статусом, не обязательно иметь под рукой все эти цифры. Достаточно пройтись по ее улицам, чтобы увидеть, что никакой даже архитектурной разницы между центром и окраиной сегодня не существует.

Как восстановить статус–кво

   Аким Шалакинского района Владимир Колода уже смирился с теми, кто выступает за снятие с Сергеевки высокого статуса. Жить в городе, конечно, престижно, но когда речь идет о хлебе насущном, трезвый расчет берет все же верх над эмоциями. Правда, в эти напряженные весенние дни ему не до «войны за статус». Хотя точка зрения сергеевцев уже доведена до областного руководства.

   Но, как выясняется, отречься от городского статуса, оказывается, не так уж просто. В области решение жителей райцентра встречают с пониманием, но согласиться с ними пока не торопятся. По большому счету, пойти на подобный шаг – значит, заметно сузить налоговое поле, которое между тем обеспечивает «финансовым урожаем» и местный бюджет. Даже если областная власть смирится с желанием сергеевцев стать сельскими жителями, то решение этой проблемы находится не в ее компетенции. Судьбу города должно решить Правительство соответствующим постановлением.

   Большинство здешних жителей, которых данная проблема не коснулась, относится к ней философски: если статус убирают – значит, это кому-то нужно. И все же, не вдаваясь в особые тонкости, они в глубине души очень жалеют, что со временем их некогда цветущий зеленый город будет обозначен на карте как заштатное провинциальное село, коих в Северном Казахстане сотни (кроме города Сергеевки, есть еще в области два села с таким же названием).

   Есть у нынешнего райцентра даже «свой гимн», написанный когда-то местным композитором Владимиром Котовым, который так и называется – «Город у Целинного моря».

   Пожалуй, эта песня да статус города – это все, что и осталось ныне сергеевцам от светлого прошлого…

   Впрочем, разрешить этот «спор времен» до конца сможет, наверное, лишь разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления. А ведущаяся в этом направлении работа далеко не проста и требует немало времени.

Сергей ГАЛЫМОВ
на главную страницу первая страница подробности социум земля и люди годы молодые
наш опыт агромаркетинг глобус мир увлечений физкультпривет час досуга
Учредитель "ТОО Республиканская газета "Аграрный Казахстан"
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж
Тел. 8 (3172) 148-260
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Copyright © 2003 "Аграрный Казахстан"