|
|
события недели |
|
|
|
ПОДРОБНОСТИ |
|
(Окончание. Начало на 1-й стр.) |
С ТРЕВОГОЙ ЗЕМЛЯ ПРОСЫПАЕТСЯ... |
На следующий день, 14 мая, с учетом решения КС, на своем внеочередном заседании Правительство приняло Постановление об отзыве проекта Земельного кодекса из Парламента. Одновременно Премьер-Министр направил письмо спикеру Мажилиса Жармахану Туякбаю, где, в соответствии с Конституцией РК, просил созвать совместное заседание палат Парламента 16 мая 2003 года «с целью постановки вопроса о вотуме доверия Правительству».
Дальше события могут складываться, на наш взгляд, следующим образом.
В случае, если Парламент двумя третями голосов выразит вотум доверия Кабинету И. Тасмагамбетова, то на подпись к Президенту ляжет правительственный вариант Земельного кодекса без поправок Мажилиса. Если же депутаты выразят недоверие Правительству, то последнее слово по принятию решения останется за Главой государства – своим Указом Президент или отправит в отставку Правительство, или распустит Парламент.
Комментируя сложившуюся ситуацию, обе стороны говорят «как об обычном законодательном процессе», проходящем «в рамках конституционного поля» и стараются избегать таких радикальных выражений, как «противостояние», «кризис» и т. д. Однако ясно, что за полуторагодичный срок нахождения у власти Кабинета И. Тасмагамбетова нынешние разногласия Правительства с Парламентом – самые серьезные.
Позицию обеих сторон, в принципе, понять можно.
Правительство крайне заинтересовано в скорейшем принятии данного законопроекта, чтобы, наконец, от многолетней пустой говорильни серьезно приступить к реформам сельскохозяйственного сектора экономики. К тому же выполнение трехлетней государственной агропродовольственной программы по подъему села не может быть активно задействовано, пока земля не будет включена в рыночный оборот, что и предусматривает проект Кодекса. И, наконец, есть прямое поручение Президента о скорейшем принятии этого жизненно важного документа.
Народные же избранники со своей стороны обязаны донести до Правительства мнение избирателей. Председатель Мажилиса Жармахан Туякбай, например, считает, что после очередной встречи со своими избирателями он еще раз убедился в том, что «правительственный вариант законопроекта оказался сырым и недоработанным», из-за чего намерен голосовать «за вотум недоверия Правительству».
Сенаторы, похоже, готовы пойти на компромисс с Правительством, хотя некоторые из них не скрывали своего разочарования по поводу того, что они «остались не у дел» и им не удалось повлиять на решение Мажилиса.
И все же, по мнению некоторых аналитиков, большинством из народных избранников, особенно в Мажилисе, движут не столько интересы избирателей, сколько перспектива будущих парламентских выборов, на которых проект Земельного кодекса для многих из них может стать своего рода «троянским конем» для занятия привычного депутатского кресла. Ведь не случайно в ходе рассмотрения законопроекта в нижней палате неоднократно предпринимались попытки перенести обсуждение на осень, чтобы накануне выборов «старым новым кандидатам» в Парламент было о чем говорить со своими избирателями.
А вот о главном при этом, как признался на днях костанайским журналистам генеральный директор преуспевающей здесь зерновой компании «Иволга-Холдинг», член ЦК Аграрной партии Василий Розинов, никто из политических игроков всерьез не подумал. Ведь прими сегодня мажилисовский проект Земельного Кодекса, как начнется в стране большой передел и станет он большим потрясением для села, которое едва только начало становиться на ноги...
|
|
|
Галым ТЕРЕНСАЙ |
«Анискин» и бюджет |
Во вторник под председательством Имангали Тасмагамбетова состоялось очередное заседание Правительства, на котором подведены итоги исполнения бюджета-2002 и впервые за последние семь лет рассмотрен вопрос об усилении материально-технической базы участковых инспекторов полиции.
По словам министра финансов Зейнуллы Какимжанова, в прошлом году сумма бюджетных сборов составила 565,2 миллиарда тенге, что оказалось на 36,4 миллиарда больше запланированного. При этом затраты составили 569,9 миллиарда тенге при плане 605,8 миллиарда. Вопреки прогнозам сырьевая отрасль не принесла ожидаемых доходов, с сожалением отметил министр. Почти одиннадцати миллиардов тенге государство не досчиталось по корпоративному подоходному налогу, около 5 миллиардов недополучило от очередных платежей за приобретенные по лицензии (роялти).
В то же время несырьевой сектор экономики, по данным З. Какимжанова, сумел сверх плана пополнить бюджет на 18 процентов и таким образом сыграть решающую роль в его формировании. Благодаря введению новой формы контроля и системы отчетности удалось заметно поднять сборы по НДС.
В прошлом году отмечен значительный рост таможенных платежей и сборов – на 17 миллиардов тенге больше запланированного объема. По мнению министра финансов, столь позитивной динамики удалось добиться за счет улучшения таможенного администрирования, а также увеличения внешнеторгового оборота и экспортных операций.
Особое внимание уделено вопросу исполнения расходной части бюджета. Так, по словам министра, в прошлом году остались неосвоенными почти 36 миллиардов тенге. Как считает З. Какимжанов, при формировании бюджета министерства и ведомства стараются заложить больше средств, чем могут освоить. Таким образом, например, «лишние» деньги оказались у Минобороны, Минсельхоза и Минтранскома.
Премьер И. Тасмагамбетов напомнил, что в течение всего прошлого года в ходе обсуждения исполнения бюджета неоднократно говорилось о фактах недоосвоения бюджетных средств. Но, несмотря на это, в итоге часть средств все же осталась без применения.
– Вопросы исполнения бюджета не должны рассматриваться в свете того, что закуплено, какие объемы услуг выполнены, а соизмерять их следует с теми задачами, которые отвечают целям трехлетней программы деятельности Правительства, – заявил Премьер, видимо, намекая на то, какие «сверхусилия» обычно прилагают к концу года министерства и ведомства, приобретая все подряд, чтобы закончить финансовый год без «излишков».
В целом Кабинет министров одобрил отчет об исполнении бюджета, и в ближайшее время он будет отправлен для рассмотрения в Парламент.
Впервые за последние семь лет на правительственном уровне рассматривался вопрос об усилении материально-технической базы участковых инспекторов полиции. Вице-министр внутренних дел Иван Отто обратился с предложением создать при каждом акимате Совет по социальной профилактике, чтобы совместно с местной исполнительной властью решать социальные проблемы полицейских. Также он обратился с просьбой обеспечить их бесплатным проездом в общественном транспорте (в некоторых городах такая практика уже существует), на что потребуется около 17 миллионов тенге ежегодно.
Подводя итоги обсуждения данного вопроса, Премьер-Министр рекомендовал акимам областей, городов Астана и Алматы подготовить в течение второго полугодия специальную программу по обеспечению участковых инспекторов полиции всей необходимой материально-технической базой.
|
|
|
АДРЕСУЕТСЯ ВЛАСТИ |
Суд. А дело? |
Не случайно в своем ежегодном очередном Послании народу Казахстана Президент вновь подчеркнул, что «граждане до сих пор не видят в суде инструмента защиты их прав и восстановления справедливости». Пока же мнение немалого числа людей сложилось о неправедном действии силовых структур и особенно судов. Тревожит то, что это ассоциируется у них с несправедливостью со стороны самой государственной власти, которую правоохранные органы олицетворяют. И трудно переубедить человека в обратном, когда месяцами, а то и годами, ему приходится добиваться исполнения Закона и восстановления своих прав. Описываемый случай как раз подтверждает, как авторитет Фемиды не жалуют в регионах.
...Переделка, в которую попало ТОО НПФ «Гелос» – банальна по своей сути. Товарищество поставляло АОЗТ НПП «Казэнергоресурс» в Караганде ГСМ и технические масла. Плохо ли, хорошо ли, но взаиморасчеты между партнерами велись. 7 июня 2000 года стороны заключили договор за № 24, согласно которому ТОО «Гелос» поставило «Казэнергоресурсу» 60 тонн масла на 3 264 745 тенге. Однако сверка, проведенная 11 мая 2001 года, показала, что руководитель АОЗТ Герасим Им рассчитался за товар частично и задолжал «Гелосу» 2 954 487 тенге. И с той поры павлодарцы от своего должника ни одного тенге не получили.
– Директор Герасим Им заявил мне, что у него нет денег, для оплаты, – рассказывает директор павлодарского ТОО НПФ «Гелос» Петр Мельцер. – Но я располагал данными, на них указывал карагандинской прокуратуре и администратору судов, что Им отгружает в Россию своим компаньонам марганцевый концентрат с рудника «Жомарт». Более того, у него было административное здание АОЗТ НПП «Казэнергоресурс» в Караганде, по улице Ленина, 94/3, которое, даже при беглом осмотре, оценивается в 10 миллионов тенге. И тем не менее долг прочно завис над нашей фирмой, хотя я обращался во все компетентные инстанции, как в Караганде, так и в Астане.
Директор ТОО НПФ «Гелос» не преувеличивал. После того, как 11 февраля 2002 года специализированный межрайонный экономический суд Караганды вынес решение за №-2-0183-2002 о взыскании с АОЗТ НПП «Казэнергоресурс» суммы долга и неустойки в объеме 3 483 942 тенге – накопилась солидная папка переписки (автор всеми копиями располагает – ред.). Есть в ней ответы Генеральной прокуратуры и прокуратуры Карагандинской области, Комитета по судебному администрированию при Верховном суде РК и его карагандинского филиала, налогового комитета Павлодара (он делал встречную проверку), где везде признается правота П. Мельцера. Имеются и письма Г. Има с признанием долга, а в одном из них (от 13 ноября 2001 г. № 13/11) он называет «уважаемому Петру Емельяновичу дату – 15 декабря 2001 года – до которой образовавшаяся задолженность будет перекрыта».
– Когда карагандинские судебные исполнители взялись арестовывать имущество АОЗТ «Казэнергоресурс» и его руководителя, – продолжает рассказ павлодарский предприниматель, – оказалось, что у Има ничего уже нет. Кассовая книга и книга основных средств – утеряны. Рудник «Жомарт» в поселке Жайрем не нашли, так как он нигде не зарегистрирован. Стали судебные исполнители интересоваться административным зданием АОЗТ, и оказалось, что оно находится в залоге, так как Им задолжал карагандинской предпринимательнице Ли около 4-х миллионов тенге. Тогда судебный исполнитель, не оценив здание, не взяв во внимание других должников Герасима Николаевича и не поставив в известность коллег – судебных исполнителей – передает этот корпус упомянутой гражданке.
Начинается следующий виток переписки. В конце концов принимается решение вернуть здание в исходное состояние, оценить его, выставить на торги и рассчитаться со всеми кредиторами Г. Има. Об этом решении заместитель администратора судов Карагандинской области Д. Кусбеков уведомил свое республиканское руководство и П. Мельцера 16 января текущего года. Но в который раз, под разными предлогами, активная часть решения не исполняется. А когда директор павлодарского ТОО начинает надоедать карагандинским судебным исполнителям, последние начинают предлагать ему взамен денег устаревшие и неликвидные масляные выключатели, оставленные за ненадобностью господином Имом в пустых складах ОАЗТ...
Петр Мельцер не сомневается: обратись он за помощью в администрацию Президента – все его проблемы разрешатся в кратчайшие сроки. Такой прецедент в его практике уже был. Но почему служба Президента, у которой своих хлопот достаточно, должна выполнять обязанности региональных государственных правоохранительных структур – прокуратуры, судов?
…Столь подробный пересказ этого конфликта приведен не случайно. По большому счету это пустяковое для суда, прокуратуры и администратора судов дело. Но его завершение затянулось более чем на два года, в течение которых обросло подозрениями и недомолвками, и конца этому пока не видно.
|
Павел ТИХОНОВ,
г. Павлодар |
|
|