Газета издается с 10 декабря 2002 года
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market
вся погода

Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Земля и люди

точка зрения

Даже за деревьями
НЕ ВИДЯТ ЛЕСА...

юрий манаков,
специально для «ак»

   Заметно окрепла в последнее время Риддерская ассоциация предпринимателей «Кедр». Это общественное объединение узнали в таежном Алтае все, чья жизнь связана с лесом. Среди его активистов и глава местного ТОО «Востоклес» Алексей Бобошко. Предприниматель, знающий проблемы отрасли изнутри, размышляет сегодня о том, что изменилось в их работе после принятия Лесного кодекса, а что так и осталось: уничтожение лесов –активное, защита – вялотекущая.

   – Не скрою, что и у меня, как у многих, представление о деятельности лесозаготовительных предприятий далеко нелестное. Сильно поредела тайга в окрестностях вокруг города, это ж видно невооруженным глазом…

   – Наше предприятие, созданное на базе Лениногорского леспромхоза, к этому варварству никакого касательства не имеет. Мы рубим на делянах, отдаленных от Риддера не менее чем на 100 км. А ближе к городу орудуют «блатные» фирмы – однодневки и всевозможные браконьеры. Другое дело, что управы на них никакой нет. Никто не может к ним подобраться, как, впрочем, к такому местному промышленному монстру, как АО «Казцинк». Ведь именно «стараниями» последнего, река Филиповка превращается в сточную канаву, а от нагромождения ядовитых отвалов и заброшенных карьеров местная окрестность все больше напоминает виртуальную реальность.

   Мы же работаем, строго следуя букве Закона, а те люди, что браконьерски рубят лес, они его и не читают. И такой подход будет брать верх до тех пор, пока государство не возьмет под строжайший контроль реализацию природоохранных программ. Много подняли шума по поводу выделения лесосечного фонда. Раньше заготовительные предприятия получали его по предварительной заявке. Теперь в соответствии с Лесным кодексом мы должны пройти определенные процедуры. Прежде всего, это тендеры, которые должен выигрывать тот, кто способен ухаживать за лесом, восстанавливать все, что взял. И это справедливо. Ведь на выработанную деляну истинный лесоруб возвращается только через 120 лет! Вдумайтесь в эту цифру. Настоящий, грамотный заготовитель никогда не будет рубить молодняк. Губить еще не созревшие деревья – это вредить не только природе. В первую очередь, пострадает сам лесоруб, без хорошей деляны ему в тайге делать нечего.

   – Сейчас все чаще начинают говорить о том, что пора прекратить всякую рубку в лесах...

   – Здесь стоит сказать вот о чем. У леса, как и у людей, есть пора юности, зрелости и старости. Как это не печально, он стареет, мешает развитию поросли. В нем прекрасно чувствуют себя вредители, а случайно брошенный окурок, удар молнии и перестойный лес вспыхивает, как бочка с порохом. Скажу больше: у нас, на востоке Казахстана, свыше 58 процентов старого леса. Эти массивы уже не выполняют никаких функций: ни природоохранных, ни водоохранных, и воздушный бассейн они не насыщают свежим воздухом. По той простой причине, что в старом лесу потребление кислорода больше, чем его выделение. В древостое идет процесс окисления, распада, гниения. Кстати, еще основоположник учения о лесе, профессор Петербургского лесного института в свое время говорил: «Рубка и восстановление – синонимы». Его слова сегодня как никогда актуальны для нашего региона. Однако наши высокопоставленные чиновники убеждают нас, что рубки в стране давно уже пора прекратить. Но если разобраться, то такие заявления – косвенное лоббирование интересов зарубежных и транснациональных компаний, строящих свой бизнес на лесе. Им на руку задушить отечественного производителя, порушить наши предприятия, тем самым освобождая рынок для своих товаров. Вот та же история с экспортом древесины в Китай. Мораторий на добычу у нас привел к тому, что мы создали зеленый коридор для российских лесопромышленников, хотя для Поднебесной везти лес из России довольно дорого. И еще. Цена на внутреннем рынке после запрета на вывоз леса за границу не снизилась, как ожидалось, а, наоборот, на порядок поднялась. Если мы в Китай поставляли древесину по цене 12 тысяч тенге за кубометр, а свой рынок закрывали по 7 тысяч тенге, то сегодня древесина у нас стоит не менее 9-19 тысяч тенге за кубометр.

   – А почему это произошло, ведь оттока-то за рубеж леса сейчас нет?

   – Я 25 лет занимаюсь одним только делом и наблюдаю такую закономерность: в периоды, когда появляется какой-либо «навар» в лесном бизнесе, сразу, словно из-под земли вырастает куча левых фирм - рубак. Но как только конъюнктура этого рынка играет не в их пользу, например, действует запрет на вывоз за рубеж, фирмы закрываются. Там люди крепко считают деньги, они быстренько уходят из этого бизнеса. Значит, появляется дефицит лесоматериалов, как в нашем случае, когда производство упало со 120 тыс. м3 до 60 тыс. м3.

   – Алексей Николаевич, насколько может изменить ситуацию деятельность многочисленных экологических НПО?

   – Мне кажется, что, несмотря на острую необходимость отрасли в активной инициативе, сейчас они делают что-то не то. Подозреваю, что выделенные гранты неправительственных организаций направлены на то, чтобы способствовать окончательному развалу казахстанской лесной промышленности. И если они с этим успешно справляются, то хочется пожелать им, честное слово, – пусть развиваются и чувствуют себя отлично, если, конечно, им совесть это позволяет.

   – У вас есть к ним претензии?

   – Все не так просто. Мы делаем свое дело: вырубаем спелый лес, грамотно, с заботой о его будущем. Но «зеленые» почему-то начинают защитные акции именно с таких предприятий лесозаготовки. При этом грубейший произвол творится не нами, но этого никто не «видит». Вот нынешний Западно-Алтайский заповедник, где поднялся прекрасный лес – это территория вырубок Лениногорского леспромхоза. Заповедник находится рядом с городом, а риддерцы, имеющие полное и законное право отдохнуть после работы в живописном пригороде, допуска в заповедник не имеют, Почему? Вот тут-то и надо активистам и разобраться, кому выгодны такие перекосы. А тягаться с рядовыми лесорубами – разве это благородная затея?

   Взять наше предприятие, где работают профессионалы. Вальщик леса Оралбек Камзинов, бульдозерист Иван Романико, водитель Николай Аксенов, мастер Виктор Савченко могут там лес взять, где никто другой не сможет. Наш вальщик забьет колышек сваленным деревом, т.е. он досконально, грамотно владеет технологией валки, когда не повреждается подрост, а хлысты уложены так, чтобы трактор мог их взять, не сходя с волока. Словом, с таким коллективом можно лес ворочать, не вредя ему. Только б не мешали, не вставляли палки в колеса те, кто страдает «хронической» некомпетентностью.

   – Что нужно сделать для того, чтобы сберечь то, что даровано природой? Ведь и закон новый принят, и меры государственные о себе заявляют основательно...

   – Я уроженец здешних мест. Еще в детстве с отцом исходил все окрестные впадины и урочища, бывал на Ерофеевке, на Синюхе. Под влиянием этого и специальность выбирал. Мой дипломный проект в институте, выполненный, кстати, по заказу Абайского леспромхоза, носит заглавие: «Восстановление рубок главного пользования в верховьях реки Коксы крупномерным посадочным материалом». Его я защитил на «отлично» и, впоследствии, он нашел применение на практике, так как приживаемость здесь до сих пор составляет 100 процентов. Считаю, что природа – это храм, но если его не содержать в чистоте и опрятности, – он обветшает и, придя в негодность, может обрушиться, а под обломками-то окажемся мы сами. Я и мои товарищи убеждены, что работники лесной охраны и промышленности заняты нужным обществу делом. С одной стороны, мы следим и все делаем для того, чтобы в лесу был порядок, чтобы он рос и зеленел, не вырождался. С другой стороны, наш горный лес должен приносить нам, живущим здесь, благо как материальное, так и эстетическое.

   Сегодня мне остается уповать на то, что разум в людях живущих лесом, возобладает. И еще. При всех трудностях надо помнить одно. О незыблемости законов мудрой природы. Поясню на примере. Вот бежит поросль молодых березок на отлогом склоне. Поднялись красавицы на заброшенных землях бывшего совхоза «Лениногорский». Здесь уже в течение нескольких лет никто не косит, вот березки самосевом и взошли. Как только они окрепнут, между ними прорастут побеги пихточек. Пихта, пока растет, не любит солнца и боится травы, которая ее забивает. Заметьте: на открытом месте вы редко встретите юную елочку. А березе трава нипочем. Более того, вырастая, это лиственное дерево своей пышной кроной затеняет округу вокруг себя. Все знают, как под березой всегда чисто и аккуратно. Здесь вольготно чувствуют себя и пихточки. Это их своеобразные «детские ясли». Когда пихтач становится взрослым, выше берез, те постепенно отмирают. Пихты с годами тоже спеют. И тогда сюда приходит лесоруб. И все начинается снова.

восточно-казахстанская обл.

Есть идеи и возможности

   Расширение диверсификационного клина в земледельческих хозяйствах Актюбинской области вернуло к жизни целую сеть сервисных предприятий, занимающихся выпуском и ремонтом специализированной техники. Растениеводы региона охотно заключили с ними взаимовыгодные договоры.

   В акционерном обществе «МТС Трактор» – деловая, горячая пора. Сюда едут со всех концов области, договариваются об аренде техники, ее сервисном обслуживании. Теперь сельчане не обходят стороной, как это было 2-3 года назад, ремонтное предприятие. Да и у АО теперь иные возможности. В первую очередь, это солидный кредит, который оно получило от государства. Президент предприятия Сабиржан Бигимбаев говорит так:

   – Брать такую огромную сумму (250 миллионов тенге) одни мы побоялись. Скооперировались с ТОО «Токмансай» из Алгинского района. Совместно планируем создать мощную машинно-тракторную станцию. У алгинцев сейчас почти половина парка находится в плачевном состоянии. Будем помогать ремонтом. Теперь планируем вкладывать средства на развитие и ТОО «Арай», что находится в селе Успеновка Кобдинского района. Товарищество уже несколько лет бьется, как рыба об лед и никак не может стать на ноги. А ведь там есть, где приложить силы. ТОО располагает 20 тысячами гектаров неиспользованной земли, имеется свой мехток, складские помещения, кое -какая техника. Правда, все это надо приводить в порядок, запускать в работу. Ждет своего часа и местная инфраструктура.

   Пока наше АО «МТС Трактор» крепко земельными наделами наших пайщиков. Есть свой машинно-тракторный парк. Только 15 «кировцев» арендуют у нас хозяйства Айтекебийского района. Теперь хотим подготовить землю под посевы будущего года. Ведь многие поля не видели плуга по семь и более лет. Да и социальные проблемы требуют значительных затрат.

   В успехе дела не сомневается и аким района Мухтар Джумагазиев. – Вселяет оптимизм, – говорит он, – конструктивный подход ко всему, за что берется АО «МТС Трактор». Оно перспективно сотрудничает с МТЗ «Азия-сервис», беларуским тракторным заводом, поддерживает деловые связи с «АгромашХолдингом», занимается комплексным обслуживанием техники, поставляемой ростовскими предприятиями в регион.

   На предприятии освоили изготовление лапок водосберегающих агрегатов, пользующихся у земледельцев повышенным спросом. Собираются приступить к изготовлению лемехов и ножей к сенокосилкам. Заказы на них уже поступили из Петропавловска, Павлодара, да и местные земледельцы в них нуждаются. Ждут своей очереди заказы на изготовление специальных приспособлений на комбайны для уборки подсолнечника. Не только свои сельхозпроизводители, но и турецкая фирма «Туркуаз» дает высокую оценку этой разработке. В республике такие «жатки» пока никто не выпускает. Если покупать американские, то цена у них «кусачая» – пять тысяч долларов каждая. Приспособление актюбинских умельцев в пять раз дешевле.

   Есть еще одно перспективное направление. Это подготовка молодых кадров для аграрного сектора. Дефицит в квалифицированных механизаторах испытывает не только АО, но и многие хозяйства области. В акционерном обществе открывают школу, приняли преподавателей теоретических дисциплин, намерены даже выплачивать будущим токарям, шлифовальщикам, фрезеровщикам стипендии.

виктор копистко,
актюбинская обл.

И на отраву – управа

   Треть из обследованных посевных площадей Северо-Казахстанской области засорена овсюгом. В большинстве хозяйств региона взялись за химпрополку. В противоовсюжных мерах земледельцы используют гербициды, выделенные в рамках государственной поддержки отрасли.

   Во всех районах обследованы поля. По словам Жибек Нуртазиной, исполняющей обязанности начальника отдела по защите растений территориального управления Минсельхоза, крестьяне по льготным ценам получили в этом году гербициды для обработки 51 тысячи гектаров. Еще 20 тысяч тонн сохранилось в запасе с прошлого года. За субсидированные препараты сельхозпроизводитель платит только 60 процентов их стоимости – остальную сумму погашает государство. Обработка химикатами 1 гектара пашни стоит в этом случае 10 долларов. Иначе среднему крестьянскому хозяйству с посевной площадью, к примеру, 2 тысячи гектаров пришлось бы выложить около 12 тысяч долларов. Напомним, чтобы результат химической прополки был эффективным обработку гербицидами проводят дважды – сразу после посевной и в момент вегетации.

   По льготным ценам химикатами снабжаются, в первую очередь, элитно-семеноводческие и семеноводческие хозяйства, а затем те, кто своевременно позаботился о необходимых заявках. В области почти 90 процентов растениеводов запаслись нужным объемом гербицидов, а в одном из районов региона – Тайыншинском – их приобрели в полтора раза больше запланированного. Здесь ведутся работы не только на зараженных сорняком полях, но и по профилактике других земель.

   Хлеборобы знают, насколько живуч сорняк, семена которого, дожидаясь благоприятных погодных условий, способны «душить» поля не один раз за сезон. Поэтому самый эффективный метод борьбы с овсюгом, говорят они, это химическая прополка. Без нее – до 35 процентов урожая можно потерять. В Северном Казахстане широко используют такие эффективные препараты, как «Авадет», «Барс-супер», «Топик». В регионе уверены, что областная программа по борьбе с овсюгом, подкрепленная субсидированными гербицидами «освободит» пашню от сорняка.

ольга орлова,
северо-казахстанская обл.

ведущая страницы дина мурзагалиева

Спросите у юриста
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»