Газета издается с 10 декабря 2002 года
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market
вся погода

Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Партнерство

продолжая тему

ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОЙДЕН,
ВПЕРЕДИ - ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО

   Вопросы дальнейшей реализации первой фазы проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и Северного Аральского моря», рассчитанной на 5 лет (июль 2001-август 2006 года), получили новый импульс на встрече в ЦК Аграрной партии Казахстана, проводящей конкурс на лучшее предложение в решении проблемы Шардаринского водохранилища, с представителями Всемирного банка реконструкции и развития. Значимость этой инициативы, осуществляемой в рамках программы спасения бассейна Аральского моря, прокомментировал ведущий специалист МБРР Ахмад Масуд.



   – Проект, разработанный нашими специалистами, направлен на стабилизацию и реабилитацию окружающей среды бассейна Аральского моря, улучшение управления местными земельными и водными ресурсами. Особое значение придается восстановлению Северного Аральского моря, регулированию и пропускной способности Сырдарьи, реабилитации Шардаринской плотины и подготовке фазы-II проекта. Все эти меры должны проводиться в строжайшей последовательности. Очередность их реализации следующая.

   Реабилитация Шардаринской плотины (общая стоимость 13,8 миллиона долларов США). Эта плотина, находящаяся на границе Казахстана и Узбекистана, является последним звеном в каскаде водохранилищ на Сырдарье и регулирует пропуски воды в эту реку из плотины в Северный Арал. Сооружение более чем пять тысяч метров в длину и максимальной высоты 28,5 метра построено методом гидравлической закладки и включает в себя электростанцию, два шлюзовых слива и Кызылкумский регулятор – для ирригации на левом берегу Сырдарьи. Еще один шлюзовой водослив, расположенный недалеко от главной дамбы, позволяет повышенным объемам воды сливаться во впадину Арнасай в Узбекистане.

   Шардаринская плотина и ее водопроводящие приплотинные сооружения тщательно исследованы на предмет безопасности консультантами нашего проекта и специалистами, работающими по компоненту С «Управление плотинами и водохранилищами» Центральной Азии. Их заключения сходятся в одном: состояние здешнего Кызылкумского регулятора является главной проблемой. Появившиеся выемки на гребне плотины выше слива могут привести к полному разрушению. Основная причина их образования до сих пор исследуется. Нарушения в дренажной системе этого гидрообъекта способствуют возникновению неконтролируемых утечек. Пропускная способность донных водовыпусков около электростанции из-за вибрации шлюзов в настоящее время составляет лишь 40 процентов от расчетной способности. Кроме того, появляется кавитация (порообразование) около пазов гидротехнических затворов и в верхней части быстротока. Сказывается и то, что отсутствует инструментарий для мониторинга поведения плотины. Есть опасения по поводу сохранения стабильности «тела» плотины из – за разжижения ее стенок, особенно во время землетрясений. Поэтому предпринимаются дополнительные геотехнические исследования для определения вероятности того, что паводочный расход воды недостаточен даже при всех сливах, работающих на полную мощность.

   В ходе гидрологического анализа сделано заключение, что состояние Шардаринской плотины, с точки зрения безопасности, также вызывает тревогу. Предлагаемая стратегия нуждается в своевременном финансировании работ, проводимых в рамках первой фазы реабилитации сооружения. Она оценивается приблизительно в 14 миллионов долларов США. Вторая фаза, при необходимости, стоит значительно больше.

   Реабилитация головных сооружений Кызылорды (стоимость 1,5 миллиона долларов). Расположенные здесь, сразу же выше по течению от города, головные сооружения запущены в эксплуатацию в 1956 году для водоснабжения орошаемых земель. Они имеют пропускную способность паводков 1900 м3/с. Шлюзы, шандоры и облицовка находятся в крайней степени разрушения. Главные ремонтные работы будут направлены на замену сегментных шлюзов, шандор, резиновых уплотнителей, электрооборудования, а также реабилитацию право – и левобережных водовыпусков.

   Противопаводковые дамбы и выпрямление реки (стоимость 10 миллионов долларов США). Существующие дамбы расположены на расстоянии между 10-15 и 300-500 метров от русла реки. Их реабилитация и строительство новых будут проводиться с учетом крутых уклонов. Гребни дамб должны также возвышаться над максимальным уровнем воды во время летних и зимних паводков на 2 метра. Ширина сливного фронта составит 3,5 метра. Общая суммарная длина дамб, которой необходима реконструкция – 321 километр и для новых дамб – 180 километров.

   Проект включает только первую фазу реабилитации – строительство этих сооружений, всего 100 километров. В первую очередь цепь из дамб будет защищать Кызылорду и близлежащие села от наводнений. Для повышения пропускной способности трех секций реки, где эрозия берега в настоящее время угрожает повредить здания, будет выполнено спрямление реки. Эти работы будут производиться возле Аксу на 1037 и 1070 километрах ( 700 метров) и возле села Белсенды на 1082 километре (1500 метров).

   Головные сооружения Айтек и инфраструктура ветви Караозек (16,8 миллиона долларов США). В Айтеке Сырдарья делится на Жамандарью и ветвь Караозек. Первая передает основную часть расходов Сырдарьи, в то время как ветвь потеряла большую часть своей пропускной способности после строительства трех земляных контрольных дамб для водоснабжения посевов, сенокосов, озер и экосистем. Во время серьезных паводков потоки могут быть направлены через ветвь Караозек, но почти вся эта вода исчезнет во впадинах вокруг нее и будет потеряна для дельты реки и Северного Арала. Поэтому пропускная способность Жамандарьи должна быть увеличена, если понадобится передать дополнительные объемы в Арал.

   Головное сооружение Айтек в настоящее время включает бетонный водослив с расходом 300 м/с и перемычку, которая разрушается в периоды повышенных расходов. Водослив построен в 1982 году как временная структура для улучшения ирригации, сейчас возникла опасность его разрушения. Выше по течению от Айтека находится одиночное водозаборное сооружение для трех ирригационных каналов с общей пропускной способностью около 55 метров в секунду для орошаемых земель. Растениеводство, прогнозируют специалисты, здесь погибнет, если Айтек выйдет из строя. Общая пропускная способность ее структур летом составляет только 400 кубометров в секунду, а зимой вообще снижается до 200 м3/с из-за льда. Эти объемы недостаточны, принимая во внимание, что паводки выше по течению могут достигать 1500 м3/с. Все это приводит к наводнениям выше по течению и нехватке воды для Северного Арала.

   По проекту новая дамба Айтек будет пропускать около 750 м3/с зимой. Планируется сбрасывать повышенные расходы во время паводков в ветвь Караозек. Новая отводящая структура будет построена в сухом 300-метровом обходном канале, который специально возведут для этих целей. Бетонная структура представляет из себя три бьефа, каждый шириной по 16 метров, контролируемых сегментным затвором 16x5,7 метра. Размер структуры обусловлен зимними условиями, при которых наблюдаются повышенные уровни воды в нижнем бьефе. Летние расходы будут контролироваться через ограниченные отверстия с гидротехническим затвором и синхронизироваться с расчетными потребностями водобойного колодца. На основании разработок, предложенных экспертами по рыбному хозяйству, будет обеспечен рыбоход слотового типа.

   Другие работы по этому компоненту включают реконструкцию структуры водовыпуска для канала Айтек, реконструкцию такого же сооружения для ветви Караозек, изменение существующей здесь дамбы, которая используется как дорожный перекресток, в соответствующую плотину со сливом 800 м3/с; строительство нового автомобильного моста с заменой старого пересечения на ветви Караозек, реконструкцию существующих кульвертов в контрольных плотинах, 20 водовыпусков для сенокосов и двух мостов для подъездных дорог.

   А результатом последовательной реализации всех этих этапов проекта, и на этом настаивают разработчики, станет восстановление Северного Аральского моря (САМ), на что уйдет 20,4 миллиона долларов США.

   Предотвращение дальнейшего высыхания моря и его частичное восстановление планируется достичь в результате строительства закрывающей плотины в проливе Берга, глубокого канала, соединяющего Северное Аральское и Южное Аральское моря, а также подачи дополнительных пропусков в САМ. Последнее возможно через отвод текущих повышенных сбросов воды во впадину Арнасай в Узбекистане, в реку Сырдарью ниже по течению от Шардаринской плотины, снижение потерь потоков в реке между Шардарой и морем. Значительную роль при этом сыграет строительство противопаводковых дамб и выпрямление реки в трех направлениях.

   Исследования гидравлического и водного баланса реки позволили сделать определенное заключение. Первое – после предоставления дополнительного водоснабжения заболоченным территориям и озерам дельты, станет возможным обеспечить САМ дополнительным притоком в 1,300 миллионов кубометров в год в среднем. Второе – восстановить море до нормального рабочего уровня воды, составляющего от 38,7 до 42 метров выше уровня моря (по системе уровня Балтийского моря). После этого максимальная поверхность моря составит 3290 километров, а его максимальный объем – 27,07 миллиона кубометров. По завершении проекта уровень солености будет колебаться в пределах от 4 до 17 г/л, что позволит поддерживать запасы пресноводной рыбы.

   Местные власти в 1992 году построили временную плотину, которую размыло через несколько месяцев. Другая сооружена в 1996 году. Она также разрушилась, но ее восстановили, и она удерживала уровень Арала на отметке 41,6 метра. Однако в апреле 1999 года вновь возник размыв из-за отсутствия водослива, недостаточно высокого гребня плотины и отсутствия защиты против эрозии. Замена структуры удалит эти неполадки.

   Новая плотина длиной 12,7 километра будет построена примерно в том же месте, на останках старой. Ее максимальная высота в проливе Берга составит около 3 метров, в сравнении с прежним – от 1 до 2 метров. Гребень плотины высотой 43,7 метра над уровнем моря будет возводиться из местных материалов с уклоном 1:45 выше по течению и 1:5 – ниже и защищен гравием. Слив планируется построить на 300 метров южнее существующего канала, соединяющего Северный и Южный Арал. Для этого выбран баррелевый водослив низкого уровня. Восемь отверстий размером 5,5 метра (высота) х 3,9 метра (ширина) обеспечены шандорными затворами. А для подъема шлюзов используют простое мобильное поднимающее устройство. Данное решение совмещает преимущества открытого и шлюзового водослива, то есть осуществляет регулирование сбросов. Максимальный расход водослива составит 367 кубометров в секунду. Он также будет использоваться для промывания Арала в целях поддержания уровня солености ниже 17 г/л. Кроме того, предохранительная заслонка в плотине повысит безопасность. Как видите, работа предстоит многоплановая, дорогостоящая. Но важнее всего ее итог.

ведущая страницы ольга вольская

Вести из регионов
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»